Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права: КП— одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Файлы: 1 файл

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.docx

— 239.12 Кб (Скачать файл)
  • Гражданство РФ приобрет-ся и прекращ-ся только в соотв-вии с ФЗ о гражданстве.

  • Гражданство РФ явл-ся единым и равным, независимо от основания его приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от восстановления все равны, например, в США такого рав-ва нет => если мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США).

  • Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обяз-ти, предусмотренные Конституцией РФ.

  • Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение его.

  • Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву.

  • РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровит-во за его пределами.

  • Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии с ФЗ РФ и м/н договором.

  • Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ РФ и м/н договорами РФ.

Приобретение гражданства РФ: Приобретение гражданства — обретение иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным российским законодательством о гражданстве. Российское гражданство приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации и СССР; по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.                                          Прекращение гражданства РФ: Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.  Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает: выход из гражданства; отмену решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами; случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.                                                                                                       Закон о гражданстве РФ, внутренняя структура : Прочную политико-правовую связь, выраженную во взаимных правах, обязанностях и ответственности между человеком и государством, устанавливает гражданство. Данная сфера строго контролируется государством, поскольку правовая база закона о гражданстве Российской Федерации основывается на принципах и нормах Конституции РФ (основного закона государства) и международном праве. Закон о гражданстве Российской Федерации призван обеспечивать наиболее благоприятные правовые условия, защиту и покровительство для граждан РФ, как на территории России, так и за ее пределами. Данный закон, в отличие от, скажем, закона о государственных закупках, имеет единую систему регулирования определенной деятельности, а именно, любого процесса, который связан с гражданством РФ. В структуру закона о гражданстве РФ входит 9 глав, первая и последняя из которых, носят информационный характер. В первой главе настоящего закона дается определение некоторым терминам, употребляющимся в данном законодательстве, сообщаются сведения о том, кто имеет право на гражданство РФ, о двойном гражданстве, о сохранении гражданства, при проживании за пределами РФ, о почетном гражданстве и о документах, подтверждающих гражданство РФ. Последняя глава закона о гражданстве РФ является заключительной и регламентирует порядок изменений и дополнений в данном законе. Глава 2 закона о гражданстве РФ регламентирует порядок и основания для приобретения гражданства России, процесс приобретения гражданства в порядке регистрации, прием в гражданство РФ и восстановление гражданства. Кроме того, в ст.ст. 13-17 подробно описаны правила получения гражданства детьми, у которых родители граждане РФ, один из родителей гражданин РФ, родители неизвестны, родители не являются гражданами РФ. Все о прекращении гражданства можно узнать из главы 3 закона о гражданстве РФ. Так, в статьях главы четко сформулированы основания для прекращения гражданства, формы выхода из гражданства России, а также описано об отмене решения о приеме гражданства РФ. Глава 4 закона о гражданстве Российской Федерации полностью посвящена правилам получения, изменения и прекращения гражданства у детей и родителей, попечителей и опекунов, а также гражданству недееспособных лиц. В статье 29 данного закона определяется порядок изменения гражданства детьми при усыновлении. В главе 5 закона о гражданстве РФ сформулированы полномочия государственных органов, которые ведают делами о гражданстве Российской Федерации, в том числе описываются полномочия Президента РФ и Министерства внутренних дел РФ в данной сфере. В продолжение пятой главы, в законе предусмотрительно разработана глава 6, которая регламентирует порядок ведения производства по делам о гражданстве Российской Федерации. В главе подробно описан порядок и форма подачи заявлений и ходатайств, а также порядок оформления таких заявлений по делам о гражданстве РФ, сроки подачи и рассмотрения заявлений такого типа, оговорены даты приобретения или прекращения гражданства РФ. Главы 6 и 7 хранят в себе информацию о порядке исполнения решений, и порядке обжалования таких решений по вопросам о гражданстве РФ. Здесь можно найти сведения о форме выдачи документов, которые удостоверяют приобретение или прекращение гражданство РФ, о том, кто контролирует исполнение решений о гражданстве РФ и сроки, при которых можно обжаловать решения исполнительных органов по делам о гражданстве РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                          Конституционно-правовой статус человека и гражданина РФ, понятие и содержание: Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ -гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.                                                                                                                                                                                                  Принципы правового статуса человека и гражданина: Принципы правового статуса человека и гражданина - признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы человека и гражданина, исполняются его обязанности. Основные принципы правового статуса человека и гражданина закрепляются в Конституции РФ: Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18). Принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19). Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6). Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55). Гарантированность прав и свобод человека (статья 19). Соответствие международным актам о правах человека (статья 17).

 

 

 

 

 

 

Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина рф и их содержание: Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной. Конституционные права и свободы человека и гражданина принято подразделять на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные. К личным (гражданским) правам и свободам (статьи 20-28) относятся право на жизнь, достоинство личности и право на его государственную охрану, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки телефонных переговоров и сообщений, неприкосновенность жилища, право на определение национальной принадлежности, на пользование родным языком и свободный выбор языка, на свободу передвижения (включая право на выезд из Российской Федерации и право на возвращение в Российскую Федерацию), свобода совести и вероисповедания. К политическим правам и свободам (статьи 29-33) относятся свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении делами государства (включая избирательное право, право на участие в референдуме, на участие в правосудии, на доступ к государственной службе), право на обращения (однако информационные права и свободы, право на объединение имеют и неполитические аспекты). К экономическим правам и свободам (статьи 34-36) относятся право на использование способностей и имущества для экономической деятельности, право частной собственности, право наследования. К социальным правам и свободам (статьи 37-42) относятся право на труд (и другие трудовые права), родительские права, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду (а также на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба). К культурным правам и свободам (статьи 43-44) относятся право на образование, свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни.К гарантиям прав и свобод человека и гражданина (статьи 45-56) относятся государственная (в том числе судебная) защита прав и свобод человека и гражданина и право на их самозащиту, конституционные гарантии правосудия, недопустимость произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина.                                                                                                                                                 Конституционные обязанности гражданина рф: 1. Система конституционных обязанностей. Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. 2. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, статьёй 19 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"(1994)). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами. 3. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно статье 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ "Об основах налоговой системы РФ" (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. 4. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе "Об охране окружающей среды" (2002). 5. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 6. Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (1998). Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Срок военной службы по призыву в мирное время - 24 месяца. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой. 7. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Статья 43 Конституции РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).                                                                                                                                                                                             Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ: Понятие и классификация и мех. защиты: К. гарантии прав и свобод  - это те способы, закрепленные в К. и з-нах, ~ обеспечивают реализацию физич. лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение. 1) речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях. 2) К. гарантии прав и свобод м. разделить на две группы. а) К. гарантии общего характера (положения К .РФ:  1) в РФ признаются и гарантируются права и свободы, согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в соответствии с настоящей К.2).осуществление прав и свобод не д. нарушать права и свободы др. лиц;  3) гос. защита прав и свобод в РФ гарантируется; 4). каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными з-ом: 5). каждому гарантир. судебная защита его прав и свобод, 6) все равны перед з-ном и судом и другие. б) конкретные К. гарантии 1) гарантии гражданских прав, свобод; 2) гарантии политических прав и свобод; 3) гарантии экономических прав и свобод; 4) гарантии социальных прав и свобод; 5) гарантии культурных прав и свобод; 6) гарантии прав граждан в сфере правосудия.  Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организацион­ными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восста­новление уже нарушенных. Конституционная защита состоит в том, что Кон­ституция РФ содержит принципы правового статуса лич­ности, а также другие гарантии, например, положение о том, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению свобода совести и вероисповедания, право на жизнь, на охрану достоинства, на неприкосновен­ность частной жизни, на ознакомление с документами и ма­териалами, непосредственно затрагивающими права и сво­боды, на предпринимательскую деятельность, на жилище, а также уголовно-процессуальные права, предусмотрен­ные Конституцией РФ. Государственная защита предусмотрена положения­ми Конституции РФ: государственная защита прав и свобод личности гарантируется; права потерпевших от преступ­лений и злоупотреблений властью охраняются законом; каж­дый имеет право на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) ор­ганов государственной власти или их должностных лиц; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами; гарантом прав и свобод человека и граж­данина является Президент РФ. Судебная защита предусмотрена положениями Кон­ституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Собственная защита состоит в том, что каждый впра­ве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Кон­ституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод. К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся: • обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ); • право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ); • конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ); • право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.). Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек жи­вет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или нацио­нальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или прожива­ние в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о госу­дарственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конститу­ция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

 

Институт уполномоченного по правам человека в РФ: В РФ защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ. Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного по правам человека в соответствующем субъекте РФ. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой ФС РФ. Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным лицам. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ. Уполномоченный по правам человека для осуществления своей деятельности формирует аппарат Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека. В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Уполномоченный по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п. Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными при осуществлении своих полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.                                                          Понятие и форма государственного устройства РФ: Гос. устройство - это присущая данному гос-ву внутр. территориальная стр-ра, его орг-ция, терр. состав, деление терр-рии данного гос-ва на территориально-государственные или нац.-гос. или адм.-территориальные части, хар-р взаимоотношения как между собой, так и с гос-вом в целом. По форме гос. устройство они м.б. унитарными, федеративными и конфедеративными. В настоящее время конфедеративной формы нет. К РФ опр-ет терр. орг-цию РФ. Ее составными частями явл-ся нац-гос. и терр-гос. образования, терр-рия ~ подразд-ся на адм.-терр. ед-цы. Основой их взаимоотношений и отношений с гос-вом явл-ся принцип федерализма Историч. справка: до 1917 Россия - унитарное централиз. гос-во, после переворота 1917 - Россия являлась федерацией, построенной на базе автономии (формально). 31.03.1992 - подписан и инкорпорирован в действующую К. в кач-ве составной части федеративный договор. Этому предшествовало с 1989 (реформирование СССР и РСФСР, след-но расширение прав автономных республик, преобразование некоторых из них в суверенные республики). 1993 - принятие К РФ, в ней признается 1) Асимметричность федерации. 2) отношение S РФ и фед центра, поставленного на правовую основу. 3) Заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом нации на самоопределение. 4) Преодоление слабой гос. власти путем создания единю. сис-мы органов власти РФ и S по предметам их совместного ведения и исключит. ведения РФ.                                                              Принципы государственного устройства РФ: понятие и содержание. Принципы ГУ - основополаг. идеи, закрепленные в НКП, на ~ строится и функционирующая современная российская республика. 1.Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории РФ. 2.Принцип равнодействия и самоопределения и самоопределения народов в рамках РФ (но субъекты РФ не имеют права легитимно выйти из состава РФ). 3.Построение России по смешанному национальному национально-территориальному принципу (национальное => неустойчивое, нужно территориальное). 4. Строительство РФ как демократич., правового гос-ва. 5.Принцип разграничения властей в РФ. 6. Принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях между собой и в отношениях с РФ. 7. Принцип разнопорядковости субъекта РФ с т.з. их гос-правового статуса (республики - нац. гос-ва; автономные округа; области; края и т.д.) 8.Принцип верховенства Фед. Конституции и ФКЗ на всей терр-рии РФ. Юр. природа современной РФ как фед. гос-ва. В завис-ти от того, что явл-ся правовой основой функционирующего гос-ва выделяют Конституционную федерацию, договорную и смешанную. РФ явл-ся конституционно-договорной, но Конституция обладает приоритетом).                                                                                                                                                                                                                          Юридическая природа современной России как федеративного государства: После подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора D и юр. природа РФ. До этого РСФСР явл. формально К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора, об отношен. Рос. с ее автономными образованиями или к-л. др. тер-ми частями. Они регулир. К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных обл. и автономных округах. После подписан. Федерат. договора РФ превратилась в К-договорную федерацию. Правовая природа Федер. договора: 1) он имеет ранг К. н-п. акта 2) согласно ст.8 этого договора, он явл. составной частью К. РФ 1978 г. 3)  D-я и дополнения в данный раздел К. РФ считались принятыми, если они одобрялись органами законодат. власти не менее чем 2/3 S РФ. Федерат. договор д.б. закрепить  перераспределен. предметов ведения и полномочий = федер. органами гос. власти и органами власти S РФ, а не наделять федерацию полномочиями по принципу делегирования их от S центру, т.е снизу вверх. Федерат. договор не определ. и систему федер. органов гос. власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавл. К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн. Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим, Федер. договор  не включ. теперь в К. РФ в качестве её составной части. Новая К. РФ более четко определ. субординацию = ней и федерат. договором. Во 2 разделе К. РФ записано, что в случае несоотв. положен. К положений Федер. договора действуют положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы РФ как К-договорной федерации, т.к. федерат. договор продолжает действовать наряду с новой К. Более того, К. РФ предусмотрела возможность заключен. двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий = органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ                                                                                                          РФ как самостоятельное суверенное государство: РФ – это суверенное государство. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.). Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти. Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д. Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ. Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики. Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством. Верховенство государственной власти РФ – установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами. Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ. Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой. Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ. РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.                                          Субъекты РФ: понятие и виды, конституционно-правовой статус: Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами: 1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ; 2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию; 3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти; 4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят). В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов: 1) Республики. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. 2) Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. 3) Автономная область, автономные округа.  Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав  края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть  другого субъекта Федерации — края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются  на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.                                                                                                                                                                                                                               Принципы избирательного права РФ: Принципы изб. права - это основополаг. идеи и начала, закрепленные в нормах К. РФ, К. и Уставах S РФ, в избирательном законод., на основании и в соответствии с ~ реализуются избират. права граждан. устанавливается и развивается КП институт избир. права, осуществ. избират. процесс. Принципы: П. свободных выборов; П. всеобщего избир. права; П. равного избир. права; П. прямого избирательного права П. тайного голосования; территориальный П. организации и проведения выборов и референдумов П. непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов; П. выдвижения кандидатов на выборные должности в гос. органы и органы местного самоупр., либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избират. объединениями, избират. блоками; сочетание мажоритарного и пропорционального способов распределения депутатских мандатов.  Существовавший в советском избирательном праве принцип императивного мандата (то есть, наказы избирателей, отзыв депутата, его регулярная отчётность перед избирателями) в современном российском избирательном законодательстве отсутствует.

Понятие избирательной системы и избирательного процесса в рф: Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве. Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов, тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д. В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными. Виды избирательных систем Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире.. Три основных вида избирательных систем: Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос; относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов; квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4. Пропорциональная избирательная система. Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией. Смешанная избирательная система. Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно. Гибридная избирательная система. Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата). Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных). Стадии избирательного процесса в РФ: 1. Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом о конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции. 2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр. 3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). 4. Предвыборная агитация. Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования. 5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены). 6. Досрочное голосование – факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям. 7. Голосование. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому). 8. Повторное голосование (напр., второй тур на выборах Президента РФ) – факультативная стадия избирательного процесса. 9. Подсчет голосов. Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол. 10. Повторный подсчет голосов – чрезвычайная факультативная стадия избирательного процесса. 11. Определение итогов голосования. Осуществляется участковыми комиссиями путем составления протоколов об итогах голосования на избирательных участках. 12. Обработка итогов голосования, определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией. 13. Официальное опубликование результатов выборов. Осуществляется в соответствующем официальном печатном издании избирательной комиссией, определяющей результаты выборов.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Российское избирательное законодательство: Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления. Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления. В избирательное законодательство входят не только специальные нормативные акты, посвященные выборам в конкретные органы государственной власти, но и акты, регулирующие избирательные права граждан, принципы избирательного права, а также отдельные вопросы и стадии избирательного процесса. К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ; указы Президента РФ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ. Конституция Российской Федерации - главный источник избирательного права Конституция Российской Федерации является Основным законом страны, обладающим высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В Конституции, прежде всего, закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство; регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы Федерального собрания РФ. В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.                                                                                         Совет федерации верхняя палата федерального собрания рф конституционно правовой статус: Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России) , включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Полномочия. Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты) ; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации) ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента) ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты. При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

 

 

Государственная дума нижняя палата федерального собрания рф конституционно правовой статус: Госуда́рственная ду́ма[1] (в средствах массовой информации употребляется также сокращение Госду́ма) — нижняя палата Федерального собрания[2][3]. Избирается совершеннолетними гражданами России, которые имеют право принимать участие в голосовании на выборах, по результатам альтернативных и свободных выборов, проводимых раз в пять лет .Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации[4].Государственная дума состоит из 450 депутатов[3], ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий. Срок полномочий II—V созывов Государственной думы — четыре года. Начиная с VI созыва, депутатов избирают сроком на пять лет[6]. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители. Конституция Российской Федерации (статья 103)[12] определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним: дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.                                                                                                                                                                                                                                                                                   Институт президентства в России: политико-юридическая природа: Институт президентства в России появился с 14 марта 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР...». Первым Президентом СССР стал М.С.Горбачев. Союзный институт президентства прекратил своё существование в декабре 1991 г. в связи с распадом СССР. Что касается поста Президента РСФСР, то он был создан путем внесения соответствующих дополнений в Конституцию РСФСР и принятия 21 апреля 1991г Законов РСФСР «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и «О вступлении в должность Президента РСФСР», в соответствии с ~ 12 июня 1991 г. на основе альтернативных, свободных и демократических выборов был избран первый Президент РСФСР -Ельцин Б.Н. По тогдашнему законода¬тельству Президент РСФСР был одновременно главой государства, и главой исполнительной власти. Был установлен президентский тип республиканской формы правления. (со специфическими особенностями). Новая К РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием, подтвердила сохранение института президентства, но закрепила новую систему организации государственной власти в РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Порядок избрания и вступление в должность Президента РФ и основные функции: В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года. Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ. Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам. Требования к кандидату: -д.б. гражданином РФ.-он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы) -нижний предел возрастного ценза - 35 лет.-ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет. -одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд. Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов. При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех). Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы. Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов. При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, Государственной Думы и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность. Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.                                                                                                                                                                                                                          Конституционные полномочия и акты президента рф: Для реализации функционального назначения института президентства, Пр. обладает конст. полномочиями по след. сферам :-законодательная -исполнительная -судебная власть -оборона и безопасность. Конституционные полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти. Президент: -обладает правом законодат. инициа¬тивы, т.е. правом вносить в Государственной Думы законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения -назначает выборы Государственной Думы в соотв. с К. РФ и ФЗ - распускает Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ --назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ -подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ -обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона -обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского государства. Конституционные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Президент: -назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правит-ва РФ -по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ -по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров -имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ -имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ -принимает решение об отставке Правит-ва РФ -вправе приостанавливать действия актов органов исп. власти S-в РФ в случае их противоречия К. РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ, или нарушения прав и свобод Ч. и Г. до решения этого вопроса соответствующим судом -представляет Государственной Думы кандидатуру Председателя ЦБ РФ - ставит перед Государственной Думы вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ. Конституционные полномочия Президента РФв сфере судебной власти Президент РФ: -представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; -назначает судей других федеральных судов -представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Конституционные полномочия Президента РФ в иных сферах государственной деятельности Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также: -решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища -награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания - осуществляет помилование. В сфере обороны и безопасности: -формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ -формирует и возглавляет Совет обороны РФ -является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ -назначает и освобождает высшее командо¬вание Вооруж. Сил РФ -в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и Государственной Думы) -при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и Государственной Думы). В сфере внешней политики: -осуществляет руководство внешней политикой РФ -ведет переговоры и подписывает междуна¬родные договоры РФ -подписывает ратификационные грамоты. Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты: 1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти в РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ в соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

Информация о работе Понятие и предмет конституционного права как отрасли права