Понятие и признаки административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:59, доклад

Описание работы

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другими нормативными актами, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Файлы: 1 файл

администр. правон..docx

— 22.64 Кб (Скачать файл)

Понятие и признаки административного правонарушения

 

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом об административных правонарушениях  Российской Федерации (КоАП РФ) или  законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и другими  нормативными актами, наступает при  условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

Понятие административного  правонарушения охватывает ряд признаков. Во-первых, это деяние, то есть действие или бездействие, во-вторых, противоправное, в-третьих, виновное, в-четвертых, наказуемое деяние.

Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, то есть это осознанный, волевой акт человеческого  поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или  бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Оно включает в  себя цель, средства, результат и  сам процесс деяния, а также  охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к  содеянному.

Действие - это  активное нарушение установленной  обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил пользования жилыми помещениями, нарушение требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение  требований нормативных документов по обеспечению единства измерений).

Бездействие - это  пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло  совершить в силу лежащих на нем  обязанностей (например, уклонение  от подачи декларации о доходах, неисполнение предписаний федерального антимонопольного органа, невыполнение родителями или  лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей).

 

Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права  общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении  или невыполнении юридическим лицом, должностным лицом или гражданином  установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных  последствий. Для привлечения к  административной ответственности  обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой  сфере считаются оконченными  с момента совершения самих противоправных деяний, то есть создания угрозы тем  или иным общественным отношениям.

 

Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.

 

Таким образом, меры административного  наказания могут быть применены  лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным против права), нельзя квалифицировать как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность.

Административным правонарушением  является виновное действие либо бездействие, то есть деяние, представляющее собой  проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.

При совершении административного  проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

Важный признак административного  правонарушения - его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением  только в том случае, если за его  совершение законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями  применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного  наказания влечет для него состояние  административной наказанности; в его  правовой статус включается элемент, характеризующий  новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП РФ установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания  исполнения постановления о назначении административного наказания и  аннулируется по его истечении автоматически, то есть без особого решения или  санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного  правонарушения в состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более  сурового административного наказания, как правило, крупных штрафных санкций  и даже административного ареста.

Административное правонарушение имеет определенные общие черты  с преступлением, поскольку нередко  объекты посягательства у них  совпадают и по сути дела различаются  по тяжести последствий для здоровья и жизни человека и размерам причиненного противоправным деянием ущерба. Сравнение  многих составов уголовных преступлений и административных правонарушений подтверждает этот вывод. Законодатель в качестве основного признака уголовного преступления ввел критерий его общественной опасности (ст. 14 УК РФ) и разделил все  преступления в зависимости от характера  и степени общественной опасности  на четыре категории (ст. 15 УК РФ). В связи  с этим представляется, что сам  критерий "общественная опасность" может быть отнесен только к преступным деяниям. Видимо, поэтому в комментируемой статье при определении понятия "административное правонарушение" (как и в КоАП РСФСР) не указывается  на общественную опасность действия (бездействия), признаваемых административными правонарушениями.

 

 

Юридический состав административного правонарушения

 

В теории административного  права под составом административного  правонарушения понимается единство установленных  Кодексом об административных правонарушениях  объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка - внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

 

К субъективным элементам  состава относятся признаки, характеризующие  субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности  административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое  лицо), вина в форме умысла или  неосторожности, мотив и цель правонарушения.

 

Таким образом, состав административного  правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

Однако, существуют два обстоятельства, относящиеся к составу административного правонарушения, при наличии любого из которых производство по делу об административном правонарушении исключено:

 

·        недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности;

 

·        невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

 

Общим объектом административного  правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области  исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.

 

Каждый конкретный проступок имеет видовой, то есть непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан - при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно  выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и  содержат описание непосредственного  объекта посягательства.

 

Объективная сторона  состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность  и выражающийся в действии или  бездействии и наступившем результате.

 

Анализируя объективную  сторону состава административного  правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны  конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство  может выражаться в: оскорбительном приставании к гражданам; нецензурной  брани, сопровождаемой скандалом и угрозой; оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; беспричинном из хулиганских побуждений вызове скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, такси; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, стенах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д.

 

Содержание объективной  стороны характеризуют такие  квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность  противоправного посягательства, длящееся правонарушение.

 

 

Есть особенности  в способах совершения административных правонарушений гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. Граждане, в том числе рядовые работники  организаций, отвечают только за нарушение  установленных правил своими собственными действиями. Должностные лица, то есть лица, обладающие распорядительными  полномочиями, кроме того, подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением  другими людьми установленных правил, если обеспечение их выполнения входит в служебные обязанности этих должностных лиц. Например, за допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии  опьянения, или лиц, не имеющих права  управления транспортным средством, должностные  лица автохозяйства, ответственные  за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, подвергаются административному штрафу. Следовательно, применительно к должностным лицам содержание объективной стороны совершенных ими административных правонарушений выражается в необеспечении выполнения иными лицами тех или иных правил.

 

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность  юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических  лиц требования, правила, нормы и  стандарты.

 

 

Как правило, при совершении административного правонарушения действия, последствия и причина  являются открытыми и наглядными, что позволяет быстро их обнаруживать и зафиксировать, немедленно оценить  характер правонарушения и применить  к правонарушителю необходимые  меры административного принуждения.

 

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица.

 

Общим субъектом административного  правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России.

 

Специальным субъектом административного  проступка выступают должностные  лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей  страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и  лица без гражданства.

 

Особым субъектом  административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся  на военных сборах граждане, а также  сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность  по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.

Существенными особенностями  в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные  лица. Они несут административную ответственность не только за собственные  действия (бездействие), связанные с  неисполнением либо ненадлежащим исполнением  ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие  правила.

Информация о работе Понятие и признаки административного правонарушения