Понятие и стадии законотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 07:41, реферат

Описание работы

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями , с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Файлы: 1 файл

Понятие и стадии законотворчества.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

1/ подзаконные нормативные  акты;

2/ нормативные указы;

3/ "простые" федеральные  законы;

4/конституционные федеральные  законы;

5/ Конституция РФ /как  целое/;

6/ Положения гл.1 Основы  конституционного строя

Конституции РФ I993 г.

Обсуждение, доработка  и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта  рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения  и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется.

Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта  и внесение его на утверждение.

Ряд проектов проходит особые, дополнительные стации подготовки, что обусловлено их исключительной важностью и значимостью для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение.

Основным инструментом выражения мнения общественности является пресса, которая все активнее включается в процесс законотворчества. Такую тенденцию отмечают и юристы, подчеркивая, что "поток" предложений в печати и, особенно, в письмах граждан о необходимости принятия того или иного закона либо ценой их серии увеличивается."

Подготовка проекта  заканчивается решением органа, его  готовившего, о направлении законопроекта  на рассмотрение законотворческого  органа. Если проект готовится в  аппарате этого органа или комиссиями Государственной Думы, то эта стадия законотворчества заканчивается решением комиссии представить проект на рассмотрение Государственной Думы.

Факт внесения выработанного  проекта в законотворческий орган  имеет официальное юридическое  значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Утверждение законопроекта  является центральной стадией законотворческого  процесса, т.к. именно на этом этапе  происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого  органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие закона, его обнародование /опубликование/.

Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

Следующая стадия - это  внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого  органа. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании.

Обсуждение проекта  закона на заседании законотворческого  органа дает возможность полно и  всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

Государственная Дума обсуждает  основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает предложения об опубликовании при необходимости проекта для обсуждения.

Принятие официального решения по проекту законодательного акта - это решающая стадия официального прохождения проекта в законодательном органе. В результате ее осуществления проект превращается в правовой акт. Соответственно, предыдущие стадии этого этапа лишь создают предпосылки и условия для принятия окончательного правотворческого решения.

Конституция подробно регламентирует порядок принятия законов, разделяя процедуру принятия федеральных и федеральных конституционных законов.

В соответствии с законом  Государственная Дума принимает  Федеральные законы. На голосование  ставятся отдельно каждая статья, либо раздел, либо глава проекта закона. Затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

После обсуждения всех статей, разделов и глав законопроект принимается  в целом. Решение по федеральным  законам принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно ч.3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются для рассмотрения в Совет Федерации. Для одобрения закона в Совете Федерации необходимо, чтобы за него проголосовали более половины членов палаты. Закон считается принятым, если он в течении четырнадцати дней не был рассмотрен в Совете Федерации. Из данных положений Основного закона можно сделать вывод о том, что принятие федеральных законов Советом Федерации не носит обязательного характера, но если они стали предметом рассмотрения в этой палате парламента и не нашли одобрения, то, согласно закону, требуется создание согласительной комиссии из представителей обеих палат. Комиссия рассматривает возникшие разногласия и ищет пути их устранения, дает свое заключение. После урегулирования разногласий проект законодательного акта вновь становится предметом рассмотрения Государственной Думы. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации для принятия закона необходимо, чтобы две трети членов этой палаты при повторном голосовании одобрили этот законопроект.

Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными  велением государства, правовая норма  должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Опубликование есть установленный  законом способ доведения до всеобщего  сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в  помещении полного и точного  его текста в общедоступном, официальном органе печати.

Поскольку опубликование  имеет осо6ое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего  применения законодательного акта, оно  представляет собой важнейший политический акт и совершается в строго определенном порядке.

Опубликование законов  осуществляется в соответствии с  Указом Президента "0 порядке опубликования  и вступления в силу Федеральных  законов".

Все законы России, согласно вышеупомянутому закону, подлежат обязательному  опубликованию в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" и в "Российской газете", затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации "Система".

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

На стадии опубликования  завершается процесс создания закона. Следует отметить, что законотворческий процесс- это не просто механизм создания нормативного акта, это творческий процесс, деятельность созидательная, а, следовательно, креативная, подчиненная определенным логическим правилам и принципам.

 

 

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 

 

Конституционное закрепление принципа разделения властей является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому, последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма.

Принцип разделения властей  реализуется на всех уровнях осуществления  власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).

Данная конституционная  конструкция свидетельствует, что три ветви власти четко укладываются в триаду разделения властей. А именно: законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.

Президент Российской Федерации  не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует со всеми ими. Исходя из Конституционного определения Президента как главы государства, представляется возможным говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти, базирующейся на принципе разделения властей и взаимодействующей со всеми ветвями власти.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст, 11 Конституции). На основании ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.

Важным элементом демократизма Российского государства является - функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.

О значимости местного самоуправления для развития российского общества свидетельствуют: закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя"; признание и гарантированность  местного самоуправления Конституцией; самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти (ст. 12). Правовой основой организации и деятельности местного самоуправления являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления 2 в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты.

Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции Российской Федерации.

Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима. Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день в нашей стране не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

Политическое многообразие означает, во-первых, многопартийность; во-вторых, равенство общественных объединений перед законом; в-третьих, свободу деятельности общественных объединений; в-четвертых, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Информация о работе Понятие и стадии законотворчества