Понятие и сущность юридического лица. Способы образования и прекращения юридических лиц. Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Понятие и признаки юридических лиц
Образование юридических лиц
Прекращение юридических лиц
Дееспособность юридических лиц
Классификация юридических лиц

Файлы: 1 файл

PRAVO 3 курс.docx

— 187.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ТЕХНОЛОГИЙ  И УПРАВЛЕНИЯ

(МГУТУ)


Институт Технологии Пищевых Продуктов

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Правоведению

 

 

Студент:     Монахова Ю.С.

Специальность:            260203

Курс:                                                     3

 


 

 

Москва  – 2012

 

 

Понятие и сущность юридического лица. Способы образования  и прекращения юридических лиц. Виды юридических лиц

  1. Понятие и признаки юридических лиц
  2. Образование юридических лиц
  3. Прекращение юридических лиц
  4. Дееспособность юридических лиц
  5. Классификация юридических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки юридического лица

 

 Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются и юридические лица.

 В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическое лицо — это организация (учреждение, предприятие), которая имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частого права оказалось недостаточным для развития экономического оборота. Появление института юридического лица обусловлено усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и как следствие экономического сознания.

 Само понятие «юридическое лицо» было неизвестно римским юристам, но идея расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций уже тогда существовала. В Средние века накапливался опыт регулирования отношений с участием юридических лиц. Бурное развитие экономики середины — конца ХIХ века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. В ХХ веке значение института юридического лица еще более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления новых информационных технологий. Увеличивается объем законодательства о юридических лицах.

Законодательное регулирование статуса юридических  лиц служит:

 • оформлению коллективных интересов (упорядочиваются внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени);

 • объединению капиталов;

 • ограничению предпринимательского риска (конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия);

 • управлению капиталом (отлаженное законодательство о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому (является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни).

 Признаки юридического лица — это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.

 Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, необходимых для признания юридического лица субъектом гражданского права:

 

1. Организационное единство юридического  лица. (Проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.)

 Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

2. Имущественная обособленность  юридического лица. (Объединение предметов техники, знаний, денежных средств и т. д. в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам.)

 Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т. е. в их способности быть единственным носителем самостоятельного нерасчлененного имущественного того или иного вида.

 3. Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица. (Участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам.)

4. Выступление в гражданском обороте  от собственного имени. 

Это означает возможность от своего имени:

 • приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности;

 • выступать истцом и ответчиком в суде.

 Это итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается.

 Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

 Индивидуализация юридического лица осуществляется путем определения его местонахождения (места его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное) и присвоения ему наименования. Последнее обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (например, унитарные предприятия, инвестиционные и чековые инвестиционные фонды) должны включать в свое название указание на характер деятельности.

 Фирменное наименование (или фирма) — название коммерческой организации — требует специальной регистрации, однако процедура такой регистрации пока еще не разработана и на практике регистрация юридического лица означает одновременно и регистрацию его фирмы. Право на фирменное наименование охраняется во всех, государствах — участниках Парижской конвенции об охране промышленной собственности 1883 г.

 В гражданском праве необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию (товары, работы, услуги). для этого используют

 • производственные марки (словесное описание товара, обязательно помещается на товаре или упаковке);

 • товарный знак (регистрируется в патентном ведомстве за одним юридическим лицом, является исключительным, может передаваться другой организации по лицензионному договору);

 • наименование места происхождения товара (например, игрушка, литье; может быть зарегистрировано).

 Таким образом, в российском гражданском праве юридическое лицо — это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

 

2. Образование юридических  лиц

 

 Традиционно существуют три способа образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

 Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание (например, создание банков). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. В ходе регистрации проверяется, соответствует ли образованное юридическое лицо действующим нормам права и соблюден ли порядок его создания. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелеобразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).

 При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав, либо и то и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т. д. Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.

 Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).

 Изменения, внесенные в учредительное документы, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего такую регистрацию, о внесенных изменениях. Для юридического лица и его учредителей такие изменения обязательны с момента их внесения в учредительные документы.

 В соответствии с ГК (ст. 51) юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции в порядке, предусмотренном законом о регистрации юридических лиц. Регистрация коммерческих организаций осуществляется муниципальными органами и специальными регистрационными палатами.

 Регистрация коммерческих юридических лиц регулируется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. Юридические лица с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Минэкономики России. Некоммерческие организации регистрируются в органах юстиции.

 

3. Прекращение юридических  лиц.

 

Первый способ прекращения правоспособности юридического лица осуществляется путем реорганизации. Реорганизация в соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии два (или более) юридических лица прекращают свою деятельность - и возникает одно новое юридическое лицо. В случае присоединения одно юридическое лицо (присоединяемое) прекращает деятельность и вливается в состав другого (к которому происходит присоединение). Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованные юридические лица считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п.4 ст.57 ГК РФ и ст.16 Закона №129-ФЗ). В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает деятельность - и на его месте возникает две (или более) организации. Выделение - антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое юридическое лицо, при этом прежнее сохраняет свой статус, но наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное) юридическое лицо. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а реорганизованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация в форме выделения - с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме преобразования происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, при этом преобразованное юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность (п.4 ст.57 ГК РФ и ст.16 Закона №129-ФЗ). При всех формах реорганизации возникает правопреемство с переходом прав и обязанностей либо к вновь созданным юридическим лицам либо к уже действующей организации. В этом состоит принципиальное отличие реорганизации от ликвидации, при которой в соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.

 

Второй способ прекращения деятельности юридического лица – это ликвидация. Юридическое лицо согласно п.2 ст.61 ГК РФ может быть ликвидировано:

Информация о работе Понятие и сущность юридического лица. Способы образования и прекращения юридических лиц. Виды юридических лиц