Содержание
Введение………………………………………………………………………2
1.Понятие и виды административного производства………………………3
2.Виды административных процессов……………………………………..4-6
3.Дисциплинарное производство по административному
праву…………7-12
Список Литературы……………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….14
Введение
В условиях реформирования административного
законодательства России проблема законодательного
закрепления административного производства.
Это обусловлено отсутствием как единого
нормативного акта, устанавливающего
административную производственную деятельность,
так и конкретных предложений по реформированию
административно процессуальной деятельности.
На сегодняшний день главнейшей задачей
является разработка законодательных
актов, устанавливающих административно-
процессуальные нормы, которые регламентируют
реализуемые на практике производственные
процедуры. Решение этой проблемы будет
способствовать совершенствованию производственных
процедур и достижению более быстрой реализации
законных интересов и прав граждан, и привлечение
их к ответственности за неправомерные
действия.
Административное производство предназначено для реализации
статуса всех субъектов административного
права. Оно многофункционально и способствует
управленческим, регулятивным, защитным
и иным действиям.
1. Понятие и виды административного
производства.
Административный процесс
(административное производство) - это
урегулированная нормами административно-процессуального
права (в частности, по делам об административных
правонарушениях - главами III - V КоАП РФ) деятельность
уполномоченных органов и лиц (прежде
всего, как это видно из самого названия,
органов исполнительной власти и их должностных
лиц, а также судей) по возбуждению, рассмотрению
и разрешению административных дел, включая:1 ●лицензионно-разрешительное производство; ● регистрационное производство; ●производство
по принятию правовых актов управления; ●
производство по делам о поощрении; ●производство
по делам о дисциплинарных проступках; ●производство
по обращениям (предложениям, заявлениям
и
жалобам) граждан; ●производство по делам
об административных правонарушениях; ●процедуру
трехстороннего разрешения административно-правовых
споров (то есть споров, вытекающих из
властных отношений) в любом органе государства
и при любом способе организации такого
рассмотрения (эти способы будут составлять
разновидности административного процесса).
2.Виды административных процессов
Ученые различают (хотя
единого мнения нет) следующие виды
производств:
● по предложениям, заявлениям и жалобам
граждан;
● по делам о поощрении;
●по делам о дисциплинарных проступках;
●по делам об административных правонарушениях.
Выделяют также производство по
делам о возмещении в административном
порядке материального ущерба, производство
по делам об изобретениях, открытиях и
патентах, производство по исполнению
постановлений о наложении административных
взысканий и др. Отмечается, что видовое разнообразие
административных производств может быть
сведено в соответствии с классификацией
административно-процессуальной деятельности
к двум обобщенным группам:2 · юрисдикционное производство; ·процедурное производство К
административно-юрисдикционным производствам
относят — производство по делам об административных
правонарушениях, дисциплинарное производство
и производство по жалобам. К административно-процедурным
производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное
производство; регистрационное производство;
производство по принятию правовых актов
управления. Производство по жалобам и
заявлениям граждан. Согласно Конституции
РФ (ст. 33) граждане имеют право обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Они могут вносить в указанные органы
предложения об улучшении их деятельности,
критиковать недостатки в работе, обжаловать
действия органов и их должностных лиц
(ст. 46 Конституции)3. Одновременно устанавливается обязанность
соответствующих органов и должностных
лиц в установленные сроки и в установленном
законом порядке рассматривать предложения,
заявления жалобы граждан, давать на них
ответы и принимать необходимые меры.
Общий срок рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб, как правило, не должен
превышать одного месяца. Однако законодательством
предусматривается и иные, более сокращенные
сроки их рассмотрения. Общий порядок производства
по предложениям, заявлениям и жалобам
граждан о нарушении прав и свобод, о создании
препятствий для осуществления прав и
свобод, о незаконном привлечении к ответственности
состоит из четырех (условно) стадий. На
первой стадии регистрируются поступившие
в орган (учреждение) письменные предложения,
заявления, жалобы или выслушиваются компетентным
должностным лицом устные жалобы (например,
в часы приема граждан), которые затем
могут быть оформлены письменно и также
зарегистрированы. Зарегистрированная
жалоба рассматривается руководителем
органа, который поручает работу с жалобой
конкретному исполнителю. Если жалоба
поступила не по принадлежности, то дается
указание о направлении ее в компетентный
орган (учреждение) с уведомлением об этом
заявителя. На второй стадии осуществляется
проверка фактов и обстоятельств, изложенных
в жалобе. Руководители и другие должностные
лица при рассмотрении жалобы обязаны
разобраться в ее существе, в случае необходимости
истребовать нужные документы, направить
работников на места для проверки и принимать
другие меры для объективного решения
вопроса. Полученная информация анализируется
и делается заключение по результатам
проверки. Заключение докладывается руководителю
органа, уполномоченному принимать решение
по жалобе. Третья стадия включает принятие
решения по жалобе и сообщение о принятом
решении заявителю. Ответ по жалобе может
быть письменным или устным. В случае отклонения
предложения, заявления, жалобы дается
мотивированное и юридически обоснованное
объяснение. Принятое решение своевременно
сообщается заявителю. По просьбе последнего
разъясняется порядок обжалования принятого
решения. Четвертая стадия состоит из действий
по исполнению принятого решения. Эта
стадия факультативна, она существует,
если жалоба полностью или частично удовлетворяется.
В этом случае орган, который принял решение,
обеспечивает своевременное и правильное
исполнение решения4. Гражданин, не согласный с решением, принятым
по его предложению, заявлению, жалобе,
имеет право обжаловать это решение в
тот орган или тому должностному лицу,
которым непосредственно подчинены государственный
орган, орган местного самоуправления
или должностное лицо, принявшие обжалуемое
решение, или в суд. Законодательством
предусмотрена юридическая ответственность
за нарушение установленного порядка
рассмотрения предложений, заявлений
и жалоб граждан. Делопроизводство по предложениям,
заявлениям и жалобам граждан ведется
отдельно от других видов делопроизводства
и возлагается на специально назначенных
для этого должностных лиц. Но личную ответственность
за состояние такого делопроизводства
несут руководители государственных органов,
органов местного самоуправления, учреждений
и организаций.
3.Дисциплинарное производство
по административному праву
Дисциплинарное производство - это регулируемая
правовыми нормами деятельность субъектов
линейной власти по применению дисциплинарных
взысканий. Можно сказать и так: дисциплинарное
производство - это урегулированная правом
деятельность уполномоченных субъектов,
направленная на привлечение виновных
к дисциплинарной ответственности5. Нормы о дисциплинарном производстве
- это процессуальный механизм, использование
которого позволяет применять материально-правовые
нормы о дисциплинарной ответственности.
Это - составная часть административно
- юрисдикционного, а значит, и юридического
процесса. Поэтому общие положения о процессуальной
форме, стадиях процессуальной деятельности
и иные действуют и здесь, но имеют большую
специфику. Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности милитаризованных служащих,
обучающихся урегулирован административно-процессуальными
нормами. В Дисциплинарном уставе Вооруженных
Сил РФ дисциплинарному производству
посвящено около 30 статей. Среди действующих
правовых актов вряд ли можно найти еще
один, который бы столь детально регулировал
процедуру наложения и исполнения дисциплинарных
взысканий. В дисциплинарном производстве
можно различить четыре стадии:
● служебное разбирательство (расследование);
● рассмотрение дисциплинарного дела;
● пересмотр дела;
● исполнение наложенного взыскания. На
первой стадии выявляется, был ли совершен
дисциплинарный проступок, виновно ли
лицо, совершившее такие действия. На второй
стадии на основе собранной информации
руководитель издает приказ о наложении
взыскания на виновного. Последний может
приказ обжаловать, в случае подачи жалобы
дело пересматривается. А наложенные и
неотмененные взыскания должны быть исполнены6. Служебное разбирательство проводится
либо самим командиром (начальником, руководителем),
либо лицом, им уполномоченным. Это делается
при наличии повода - поступлении информации
о неправомерных действиях члена коллектива,
обнаружении проступка самим руководителем.
В ходе разбирательства устанавливается,
было ли совершено правонарушение, при
каких обстоятельствах, с какой целью
проступок был совершен, каковы его последствия,
степень вины его участников. Действующее
законодательство почти ничего не говорит
о том, какие действия вправе совершать
те, кто расследует факт совершения дисциплинарного
проступка, должны ли при этом составляться
какие-либо документы. Очевидно, что в
ходе разбирательства могут производиться
опросы, ревизии, проверки документов,
замеры и т. д. Во всех случаях у члена коллектива
должны быть взяты объяснения. Отказ дать
объяснения производства не прекращает.
Но право дать объяснение, быть выслушанным
- важный элемент права на защиту от необоснованного
привлечения к ответственности. Если служебное
разбирательство проводилось не субъектом
дисциплинарной власти, то, как правило,
его результаты оформляются справкой,
рапортом, устным докладом руководителю.
Ему же могут поступить материалы дела
об административном правонарушении. Рассмотрев
материалы дела, субъект дисциплинарной
власти вправе:7
а) вообще не реагировать на деяние, признав
это нецелесообразным или признав лицо
невиновным; б)ограничиться напоминанием о необходимости
выполнять обязанности, предупреждением,
строгим указанием и иными средствами
воздействия, которые не являются взысканиями; в)
направить материал на рассмотрение общественных
организаций (суда чести, студенческого
совета и т. д.); г) наложить на виновного
дисциплинарное взыскание; д) если руководитель,
командир считает предоставленную ему
дисциплинарную власть недостаточной,
он может направить материалы вышестоящему
руководителю для решения вопроса об ответственности
(например, декан - ректору); е) при наличии
в действиях виновного признаков преступления
направить материал в орган, который вправе
возбудить уголовное дело. Правовыми актами
установлены сроки давности привлечения
к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие,
лица рядового, начальствующего состава
МВД по общему правилу могут привлекаться
к ответственности до истечения 10 суток
с того дня, когда командиру (начальнику)
стало известно о совершенном проступке,
а студенты, аспиранты - не позднее одного
месяца со дня обнаружения проступка (не
считая времени болезни или нахождения
виновного в отпуске, на каникулах), но
не позднее шести месяцев со дня его совершения. Если
давностный срок истек, а дисциплинарное
взыскание не наложено, дисциплинарное
производство, на каком бы этапе оно ни
находилось, должно быть прекращено. По
общему правилу дисциплинарное взыскание
налагается путем издания письменного
приказа. А на военнослужащих, сотрудников
милиции самые легкие взыскания (замечание,
выговор, назначение вне очереди в наряд
на работу) могут налагаться устно. Поскольку
законодательство не устанавливает требований
к форме приказов о наложении взысканий,
на практике используются такие варианты:8 а) издается специальный приказ о наложении
взыскания на одного человека; б) одним
специальным приказом привлекаются к
ответственности несколько человек; в)
в приказе, подводящем итоги деятельности,
проверки, содержится много пунктов, а
один или несколько из них содержат решения
о наложении взысканий; г) взыскание налагается
решением коллегии (коллегиального органа). Приказ
должен быть доведен до сведения виновного
под расписку. В войсковых формированиях
практикуется объявление приказов перед
строем, на совещаниях. Приказ о наложении
взыскания - одна из разновидностей административных
актов. Он вступает в силу немедленно. Как
всякий административный акт приказ может
быть пересмотрен. Основанием для такой
факультативной стадии, как стадия пересмотра,
могут быть: жалоба наказанного, протест
прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя
(командира), усмотрение должностного
лица, подписавшего приказ. Изменить, отменить
приказ могут его автор, вышестоящий руководитель
и суд9. В дисциплинарных уставах и иных подобных
актах обычно не говорится о праве члена
устойчивого коллектива обратиться с
жалобой в суд. Но такое право они, как
и все граждане, имеют в соответствии со
ст. 46 Конституции РФ и Законом РФ «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого
Закона прямо сказано о возможности военнослужащего
обратиться в военный суд с жалобой на
действия (решения) органов военного управления
и воинских должностных лиц, нарушающих
его права и свободы. Рассмотрев жалобу,
вышестоящий начальник, суд может признать
ее необоснованной и оставить приказ в
силе. Если жалоба будет признана обоснованной,
приказ отменяется полностью или частично.
Довольно широкое применение получила
такая практика: вышестоящий начальник
поручает руководителю, издавшему приказ,
пересмотреть свое решение. Порядок исполнения
приказа во многом зависит от избранных
дисциплинарных взысканий. Многие из них
имеют только морально-правовое содержание
(выговор и т. д.) и их исполнение состоит
в доведении их до сведения, оглашении.
Если начальник избрал взыскание организационного
характера - понижение в должности, увольнение
(исключение) и т. п., - его нужно выполнить
реально. В отношении военнослужащих, сотрудников
милиции взыскания должны быть исполнены
не позднее месячного срока со дня издания
приказа. По истечении месячного срока
давности дисциплинарное взыскание не
может быть приведено в исполнение, но
оно подлежит учету. Взыскания, налагаемые
на военнослужащих и служащих правоохранительных
органов, заносятся в их служебные карточки. После
издания приказа о привлечении к дисциплинарной
ответственности для виновного возникает
особое правовое состояние - состояние
наказанное™. Во-первых, в течение срока
действия взыскания меры поощрения, как
правило, не применяются. Во-вторых, в это
время может быть применено такое поощрение,
как досрочное снятие ранее наложенного
взыскания. В-третьих, совершение нового
проступка в течение срока действия взыскания
считается повторным (систематическим!)
нарушением дисциплины и влечет применение
более суровых санкций. В-четвертых, наличие
дисциплинарного взыскания не позволяет
положительно решить вопрос о представлении
к очередному званию. Как и члены трудовых
коллективов, члены административных
коллективов (военнослужащие, сотрудники
милиции, студенты и др.) считаются не привлекавшимися
к дисциплинарной ответственности по
истечении годичного срока давности. Иными
словами, если в течение года член коллектива
не совершил нового дисциплинарного проступка,
дисциплинарное взыскание автоматически
теряет юридическую силу и состояние наказанности
прекращается. По общему правилу годичный
срок давности исчисляется со дня наложения
взыскания, т. д. с даты издания приказа.
Устные взыскания, налагаемые на сотрудников
органов внутренних дел, считаются снятыми
по истечении одного месяца. Совершение
нового проступка прерывает течение неоконченного
срока давности погашения взыскания. Со
дня издания нового приказа начинается
срок погашения обоих взысканий10.
Заключение.
Административное производство является
частью административного процесса. Его
осуществляют в основном субъекты публичной
административной власти. Существует
большое количество административно -
процессуальных норм регулирующих административное
производство, которые закреплены специальными
законами и различными по своей природе
нормативными актами. Но да данном этапе
развития современного административного
процесса, не существует единого нормативного
акта, регулирующего административное
производство. Некоторые нормативные акты уже устарели
и требуют пересмотрения и переработки,
в соответствии с новыми временными условиями.
Также не существует единого понимания
содержания административного производства.
Его долгий процесс формирования и развития
зависит от огромного разнообразия субъектов
административной власти, которое во много
раз больше, чем разнообразие субъектов
правосудия. Поэтому унифицировать процедуру
производств, осуществляемую разнообразными
субъектами административной власти,
возможно только частично. Следует также
учесть, что административные процедуры
не могут быть столь детально урегулированы
процессуальными нормами, как правосудие,
и сами процедуры должны быть проще. Административная
обязанность оперативно решать дела. Это
необходимо, что бы ее деятельность была
эффективной, и конечно законной.
Список Литературы
1.Административное
право. (Учебник) Бахрах Д.Н., Россинский
Б.В., Старилов Ю.Н. (2008, 3-е изд., 816с.)
2. Административное
право Российской Федерации. Курс лекций.
Мелехин А.В. (2009, 617с.)
3. Панова И.В. Административный процесс
в РФ: понятие, принципы и виды
Изд.вузов. Правоведение. 2007. №2 612 с.
4. Конституция РФ [Электронный ресурс].
– URL: http://www.constitution.ru/
1 Административное
право. (Учебник) Бахрах Д.Н., Россинский
Б.В., Старилов Ю.Н. (2008, 3-е изд., 81с.)
2 Административное
право. (Учебник) Бахрах Д.Н., Россинский
Б.В., Старилов Ю.Н. (2008, 3-е изд., 84с.)
3 Конституция РФ [Электронный ресурс].
– URL: http://www.constitution.ru/
4 Административное
право Российской Федерации. Курс лекций.
Мелехин А.В. (2009, 17с.)
5 Административное
право Российской Федерации. Курс лекций.
Мелехин А.В. (2009, 18с.)
6 Административное
право Российской Федерации. Курс лекций.
Мелехин А.В. (2009, 23с.)