Понятие и виды актов органов исполнительной власти. Их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Правовые акты - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Административная деятельность - это прежде всего искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

Содержание работы

1. Понятие и виды актов органов исполнительной власти. Их классификация 3
2. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти 6
Задачи 9
Список использованных источников и литературы 14

Файлы: 1 файл

3093 Административное право.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

1. Понятие  и виды актов органов исполнительной власти. Их классификация

 

Правовые акты - важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Административная деятельность - это прежде всего искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

Правовые акты - основная продукция государственной администрации. Это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правоприменительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на воинскую службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.

Будучи самыми многочисленными  и разнообразными правовыми актами, акты администрации являются и самыми мобильными. Процедура их принятия, отмены сравнительно проста1.

1. По юридическому  содержанию следует различать несколько категорий актов.

1) Нормативные акты. Они  устанавливают, изменяют или отменяют  юридические нормы, то есть  содержат общие правила, не  имеющие конкретного адресата, не  обращенные к конкретным лицам,  рассчитанные на многократное  применение в случаях, предусмотренных их гипотезами. Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками трудового, земельного права и т. д.) и полиотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей. Но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.

2) Индивидуальные акты - это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения.

3) Общие акты либо содержат общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4) В смешанных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

2. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

3. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны2.

4. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

• дискреционные, принимаемые  в условиях свободы усмотрения, широкой  самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение означает возможность  выбора в широких пределах, установленных  правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

• акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов;

• акты «связанной администрации», принимаемые  при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

5. По степени сложности решения могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции,   о выводе  войск из  Афганистана).

 

2. Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу актов органов исполнительной власти

 

Основные требования к актам государственного управления связаны с принципом законности:

а) прежде всего, акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых документов, которым должен соответствовать акт. Если мы говорим об актах Президента РФ, то для них критерием законности выступают только нормы основного закона и федерального законодательства. Акты государственного управления, издаваемые в субъектах Российской Федерации, помимо этого должны соответствовать актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства;

б) акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего  в нашей стране разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов Федерации;

в) акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции  издающего органа государственного управления и должен соответствовать  актам вышестоящих органов государственного управления;

г) акт государственного управления должен быть юридически обоснованным, т.е. содержать четкие целевые установки, порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными обстоятельствами, являющимися достаточным основанием для издания акта государственного управления.

Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каждом уровне государственного управления существуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управления, однако, есть нормы, посвященные и индивидуальным актом.

 Так, применительно к актам  Президента РФ требования установлены  Указом Президента РФ от 2 мая  1996 г. N 638 "О порядке подготовки  проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации"3, среди них: обязательное внесение проектов актов Президента РФ, предусматривающих принятие актов Правительства РФ с приложением к представляемому проекту указа, распоряжения соответствующих связанных с ним проектов актов Правительства РФ, а также обязательное согласование в Правительстве РФ проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие актов Правительства РФ, после их согласования в установленном порядке с заинтересованными органами государственной власти.

 Проекты правовых  актов Правительства РФ вносятся  и рассматриваются в соответствии  с положениями Регламента Правительства  РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"4. Так, подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство РФ проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ и иных актов, требующих его решения, осуществляется Аппаратом Правительства РФ. Проекты вносятся членами Правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. До внесения в Правительство РФ акты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с государственными и иными организациями. Согласованные проекты визируются руководителями указанных органов и организаций. Проекты нормативных постановлений Правительства РФ после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство РФ подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ в десятидневный срок.

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его  подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован  руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федерального органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.

 

Задачи

 

Задача 1.

 

Исполнительная же власть с учетом особённостей реализуется только, субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах. Это, конечно, не умаляет значимости не правовых форм.

Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют: издание нормативных актов, издание индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, осуществление организационных (организационно- технических) действий, выполнение материально-технических операций.

С выделением договоров можно согласиться при условии обозначения их в качестве административно-правовых; в таком случае они включаются в состав правовых форм.

Относительно организационно-технических и материально-технических операций (действий) следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.п.), а форма выражения - не правовая. Реализацию исполнительной власти они, конечно, не выражают; осуществляют их не управленческие работники, а обслуживающий персонал.

Природа организационных действий и их назначение совершенно иные совершают государственные служащие - административно-управленческие работники, в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная работа, возложенная на данный исполнительный орган. Это - специалисты, исполнители, функционеры, т.е. оперативный персонал данного органа, работающий под непосредственным руководством со стороны должностного лица, возглавляющего этот исполнительный орган. Они занимают служебные должности в его аппарате, закрепляющие соответствующие функции полномочия каждого из них. В определенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не облеченные в форму правовых актов управления. Поэтому их деятельность может быть отнесена к правовым формам государственно-управленческой деятельности, но далеко не во всех случаях - к формам реализации исполнительной власти.

Следовательно, неправомерно обозначать все многообразие подобного рода управленческих действий как организационные. Предпочтительней характеризовать их как функциональные действия, ибо они направлены на обеспечение реализации именно функции данного исполнительного органа в рамках преимущественно внутриаппаратных служебных отношений. Такого рода действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определенного должностного лица.

Все они могут быть как правовыми, так и не правовыми.

Таким образом, классификационный подход к формам управления подводит к выводу о наличии правовых либо не правовых форм. Реализация исполнитель власти возможна только в административно-правовой форме. Государственно-управленческая деятельность может быть выражена в обеих формах.

Информация о работе Понятие и виды актов органов исполнительной власти. Их классификация