Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:29, реферат
Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления издаются органами исполнительной власти, однако они также принимаются и государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, – органами законодательной и судебной властей.
А) правомерные,
или законные (правильные, социально
значимые, необходимые, обоснованные,
приносящие обществу, государству и
гражданам социальную пользу), акты
управления – это административные
акты, отвечающие всем требованиям, которые
предъявляются к ним, с тем, чтобы
обеспечить их законность, обоснованность,
целесообразность и эффективность. Несмотря
на очевидную правомерность и законность
того или иного административного акта,
соответствующие субъекты всегда имеют
возможность его обжалования в административном
или оспаривания в судебном порядке;
Б) оспоримые акты управления – акты спорного
характера, или неправомерные (незаконные);
В) ничтожные административные акты (противоправные;
недействующие) – это акты, которые недействительны
и незаконны с момента их издания или принятия,
ибо абсурдность, неприемлемость и несоответствие
публичным интересам, отсутствие юридической
обработки акта настолько очевидны, что
не требуют юридической квалификации
и специального доказывания этого факта.
С формальной точки зрения ничтожными
будут являться те административные акты,
которые нарушают правовые нормы, ясно
и недвусмысленно устанавливающие соответствующие
правила поведения, общезначимые положения
или требования; не имеют законных оснований
и предпосылок для издания административного
акта, т. е. сама его социальная значимость
и необходимость не вытекает из каких-либо
документов или нормативных актов; были
приняты лицом или органом публичной власти,
не имеющими на то полномочий и компетенции;
содержат требования о совершении правонарушения.
2. Порядок подготовки, принятия, опубликования
и вступления в законную силу актов органов
исполнительной власти
Действие актов управления –
это правовой режим их практического применения:
они начинают устанавливать, изменять
или прекращать правоотношения; они применяются
при разрешении споров и иных индивидуальных
дел в управлении; на них ссылаются при
рассмотрении различных дел; они используются
в качестве юридических документов и доказательств
в государственных органах (например,
в судах, органах административной юрисдикции).
Действие правовых актов управления всегда
связано с необходимостью нормативной
регламентации управленческих отношений,
формированием новых административно-правовых
отношений, решением конкретного спора
(дела), появлением конкретных юридических
последствий .
Действие правового акта
управления (т. е. применение его при
разрешении споров и регулировании
общественных отношений) возможно лишь
при наличии у него юридической
силы. Под юридической силой акта
управления понимается реальность практического
использования данной правовой формы
управленческих действий в рамках системы
публичного управления. Юридическая
сила показывает способность акта управления
выступать в роли нормативного регулятора
управленческих отношений, а также
решать конкретные (или общие) задачи
государственного управления и его
функции. Она обеспечивает необходимость
обязательного исполнения данного
акта всеми субъектами, которым он
адресован. В случае неисполнения или
нарушения акта управления государство
и его органы вправе требовать
от этих субъектов исполнения данного
акта, причем в некоторых случаях
могут применяться и меры принудительного
воздействия. В этом смысле правовой
акт управления отличается от актов
управления, принятых различными органами
общественных объединений, которые
не характеризуются
В государственном управлении существуют
принципы презумпции законности актов
управления (его соответствие требованиям
и положениям законов, издание в рамках
предоставленной компетенции, соблюдение
процессуальных правил), а также презумпции
их правильности и обоснованности, т. е.
предполагается, что акт управления издан
с соблюдением всех юридических требований
и обязателен для всех лиц, которым он
адресован. Правовые акты управления начинают
действовать, т. е. приобретать юридическую
силу, с момента их издания (принятия, утверждения)
или опубликования в установленном порядке
и действуют до момента их официальной
отмены (или изменения); они утрачивают
силу в связи с истечением срока их действия.
В некоторых случаях устанавливаются
специальный порядок приведения акта
управления в действие, т. е. вступление
его в силу (например, он приобретает юридическую
силу с конкретной даты или устанавливаются
иной срок и порядок вступления его в силу).
Важнейшими условиями вступления акта
управления в юридическую силу являются
его подписание уполномоченным лицом
и официальное опубликование. Момент вступления
акта управления в действие, как правило,
определяется при его принятии; может
быть установлено, что акт вступает в силу
с момента подписания или опубликования
или даты, указанной в самом акте.
Если при издании акта
управления имеет место нарушение
принципа законности, то его юридическая
сила, практическая целесообразность
и обоснованность могут быть поставлены
под сомнение. В связи с этим
следует прибегнуть к процедуре
проверки актов управления на соответствие
законам. В результате проведенной
проверки судебными или
Современное конституционное законодательство
России устанавливает важные положения
относительно вступления в силу правовых
актов управления. Например, в соответствии
с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия
между федеральным законом и нормативным
правовым актом органов исполнительной
власти субъектов РФ, принятым вне пределов
ведения Российской Федерации или совместного
ведения Федерации и ее субъектов, действует
правовой акт, принятый региональными
органами государственной власти (т. е.
органами субъекта РФ). В иных случаях
при обнаружении противоречия действует
федеральный закон или нормативный правовой
акт, принятый федеральными органами исполнительной
власти. Другим существенным положением
является то, что нормативный правовой
акт управления, затрагивающий права,
свободы и обязанности граждан, не может
действовать (применяться), если он не
был опубликован для всеобщего сведения
в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции
РФ).
Порядок подготовки, вступления в силу
и опубликования правовых актов управления
устанавливается различными нормативными
правовыми актами в зависимости от вида
акта и издающих (принимающих) их органов
федеральной и региональной исполнительной
власти, а также органов местного самоуправления.
При этом можно выделить следующие характерные
для всех производств по изданию (или принятию)
административных актов элементы.
Наличие нормативно установленной процедуры
издания или принятия актов управления.
Виды административных актов, которые
вправе издавать те или иные органы исполнительной
власти, а также должностные лица.
Подготовка проекта правового акта управления.
На этой стадии определяется срок подготовки
проекта правового акта управления и ведется
его разработка одним из органов исполнительной
власти (или несколькими органами по согласованию).
Подготовка акта управления производится
тем органом, в компетенцию которого входит
его издание, или по его поручению одним
или несколькими подчиненными ему органами,
организациями или должностными лицами.
Инициаторами проекта административного
акта могут быть различные организации,
структурные подразделения, должностные
лица, государственные и муниципальные
служащие, которые, основываясь на знании
практики, пытаются совершенствовать
ту или иную сферу своей управленческой
деятельности.
Определение структуры проекта
правового акта управления, которая
должна обеспечивать логическое развитие
темы правового регулирования, и
его обсуждение.
Согласование акта управления с заинтересованными
ведомствами и должностными лицами; согласование
может являться обязательной стадией
разработки акта управления, если это
устанавливается в специальном нормативном
акте (например, обязательность согласования
постановления федеральных органов исполнительной
власти, в котором затрагиваются финансово-экономические
вопросы, с министерством финансов и министерством
экономики).
Подготовка предложений об изменении
и дополнении или признании утратившими
силу соответствующих ранее изданных
актов или их частей в связи с изданием
нового административного акта.
Издание (подписание, утверждение) правового
акта управления.
Доведение принятого административного
акта до сведения лиц, которые будут его
исполнять или соблюдать его требования
и положения, является необходимой стадией
принятия акта управления.
Направление принятого (утвержденного)
правового акта управления в Министерство
юстиции РФ для его государственной регистрации
(если в силу действия специальных нормативных
актов это обязательно).
Официальное опубликование правового
акта управления и вступление его в силу
имеет особо важное значение, поскольку
оно:
Влечет серьезные правовые последствия,
будучи важнейшим основанием (предпосылкой)
начала юридического действия акта управления;
Выполняет процессуальную функцию, так
как опубликование акта во многих случаях
– момент вступления его в силу;
Обусловливает правильное применение
правовых актов государственными органами,
организациями, должностными лицами и
гражданами.
На режим действия правовых актов управления
оказывают решающее влияние два фактора,
от которых и зависит их юридическая судьба:
А) соблюдение установленных требований
к правовому содержанию акта управления;
Б) соблюдение порядка их издания и вступления
в силу.
При соблюдении указанных требований
акты управления являются законными (отвечающими
всем установленным требованиям); при
несоблюдении же таких требований они
могут быть признаны недействительными
(незаконными) и соответственно утрачивают
свою юридическую силу.
Законные и отвечающие всем требованиям
принятые в установленном порядке правовые
акты управления могут терять юридическую
силу в связи с наступлением определенных
обстоятельств, например в связи, с истечением
срока действия данного акта, в связи с
принятием нового акта, заменяющего старый,
и т. д. Таким образом, утрата юридической
силы базируется и на законных основаниях.
В данном случае можно говорить о законном
фактическом прекращении действия административного
акта. Новый акт по поводу прекращения
старого решения уже не принимается.
Информация о работе Понятие и виды актов органов исполнительной власти. Их классификация