Понятие и виды форм реализации исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть всегда реализуется в конкретных действиях, выражающих ее содержание и направленность и совершаемых ее субъектами (соответствующими государственными органами).
Данная позиция позволяет определить сущность и провести видовую классификацию научно-практической категории – форм реализации исполнительной власти.

Содержание работы

1. Понятие и виды административно-правовых форм.
2. Правовые акты управления. Их юридическое значение.
3. Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к ним. Действие правовых актов управления.

Файлы: 1 файл

3643692_kr_AP.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

Задание № 1. Понятие  и виды форм реализации исполнительной власти.

 

План

1.   Понятие и виды административно-правовых форм.

2.   Правовые акты управления. Их юридическое значение.

3. Виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к ним. Действие правовых актов управления.

 

1. Понятие  и виды административно-правовых  форм.

 

Государственная власть всегда реализуется  в конкретных действиях, выражающих ее содержание и направленность и  совершаемых ее субъектами (соответствующими государственными органами).

Данная позиция позволяет определить сущность и провести видовую классификацию  научно-практической категории –  форм реализации исполнительной власти.

В общенаучном толковании под «формой» понимается тот или иной вариант  выражения содержания. Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания.

Исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти и их должностными лицами, может выражаться в издании  подзаконных актов и других действиях, характеризующих их как субъектов внешних и внутриорганизационных управленческих отношений. Внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица в рамках своей компетенции называется формой управления.

Форма управления – внешне выраженное действие исполнительного  органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и  вызывающее определенные последствия.1

Формы управленческой деятельности многообразны. На выбор той или иной  формы  оказывают влияние различные факторы: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия; конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых в процессе управленческой деятельности вопросов и т.п.

 

Наиболее распространенной классификацией является деление форм на правовые и неправовые.

Правовые формы связаны с изданием таких правовых актов управления, которые влекут возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений между субъектом и объектом управления либо имеют иное правовое значение. Основными и наиболее значимыми правовыми формами реализации исполнительной власти являются принятие органами исполнительной власти нормативных правовых актов и издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов в случае применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому последние акты и называются индивидуальными. Но органами исполнительной власти на основе действующего законодательства могут совершаться, кроме того, действия, имеющие иное правовое значение, например: представление обязательных отчетов; осуществление обязательной государственной регистрации; выдача документов, подтверждающих наличие специального права (в частности, на вождение транспортных средств).

Неправовые формы реализации исполнительной власти именуются так потому, что не связаны с изданием правовых актов и совершением юридически значимых действий, – они не порождают, не изменяют и не прекращают административно-правовые отношения. Однако их роль велика, поскольку они обеспечивают выполнение органами исполнительной власти своих государственно-властных полномочий. Неправовые формы осуществления исполнительной власти могут предшествовать правовым, сопутствовать им либо следовать за ними.

Одной из неправовых форм является осуществление организационных действий, которые составляют значительную часть повседневной работы органов исполнительной власти. Это разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта работы, подбор кадров и т.д. и т.п.

Другой неправовой формой реализации исполнительной власти является выполнение материально-технических действий. В управленческой деятельности они носят вспомогательный характер. Это сбор и анализ информации, проведение исследований и разработок, подготовка к изданию и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т.д.

Большинство организационных  и материально-технических действий совершают государственные служащие, замещающие ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы, а также другие специалисты и вспомогательный персонал органа исполнительной власти.

Конечно, деление  всех форм управления по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, переплетены одна с другой. Но все же они различны по своему юридическому значению. Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого их сочетания.

Однако, исполнительная власть имеет  только юридические формы своего выражения, в системе которых  главенствующая роль отводиться правовым актам управления.

2. Правовые  акты управления. Их юридическое  значение.

Посредством правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме.

Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.2

Подзаконность акта исполнительной власти означает, что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе и в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме и порядку издания установленным требованиям. Например, ст. 115 Конституции определяет, что Правительство издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента.

Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда – властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.

С точки зрения содержания, акт исполнительной власти – это управленческое решение, касающееся задач и функций исполнительной и распорядительной деятельности. Субъекты управления принимают такие акты в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами. К числу рассматриваемых актов относятся только правовые акты управления, а именно акты, издание которых влечет юридические последствия в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти. В этом заключается отличие правовых от неправовых норм осуществления исполнительной власти (организационных действий и материально-технических операций).

Акты исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, отличаясь, таким образом, например, от договоров, являющихся результатом соглашения сторон правоотношения. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны – органа исполнительной власти. Эта воля распространяется, естественно, лишь на подчиненные, подведомственные или подконтрольные (поднадзорные) данному органу управления объекты. Момент властности в актах управления выражен в наибольшей степени, что находит отражение в таких терминах, как «обязать», «запретить», «приказываю» и т. п.

Акты исполнительной власти отличаются от других правовых документов как по внешнему оформлению, так и но наименованию и процедуре принятия. Принимаются они только по вопросам исполнительной и распорядительной деятельности и только в пределах соответствующей компетенции. Издаются они, как правило, в качестве письменного документа. Однако возможен и устный вариант, например, в виде команд в системе военного управления. В определенных случаях используются условные знаки, изображения, например, запрещающие движение транспорта или предупреждающие о какой-либо угрозе техногенного характера.

Итак, юридическое значение актов управления заключается в следующем:

  • Нормативный правовой акт устанавливает или изменяет правила поведения, которыми являются общими, не содержат указаний об индивидуумах, а распространяются на неопределенный круг лиц.
  • Нормативный правовой акт налагает конкретные обязанности на определенный круг лиц или предоставляет им определенные права.
  • Индивидуальный акт управления служит юридическим фактом, если законодательство связывает с ним возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти.
  • Акт управления может носить юрисдикационный (правоохранительный) характер, т.е. содержит правовую оценку тех или иных фактов, решение споров о праве или применении установленной законом санкции (например, вынесение административной комиссией постановления о наложении на гражданина штрафа).

 

3. Виды правовых  актов управления. Требования, предъявляемые  к ним. Действие правовых актов управления.

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются  в правовых управленческих актах  различного характера и содержания.  Ниже представлена классификация правовых актов управления по пяти основаниям: орган, издавший акт; территория действия; характер действия; юридические свойства; срок действия.  Безусловно, существуют и иные основания классификации.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

Законность актов означает, что:

  • всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа;
  • предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;
  • при издании акта должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);
  • должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия и издания актов.

В соответствующих случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Статья 76 Конституции требует, чтобы  законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не противоречили федеральным законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или нормативный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации.

Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных  организаций и других участников административно-правовых отношений.

Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.

Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство предусматривает  определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия.

Все правовые акты, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения, за исключением тех, которые отменены в установленном порядке.

Не исключены оспариваемые акты управления. При обжаловании акт  может быть признан или правомерным  после устранения в нем недостатков, или недействительным. Акт отменяется в случаях: устарелости; незаконности; незаконности акта, положенного в его основу; нецелесообразности.

Статья 46 Конституции предоставляет  гражданам право обжаловать в  суд решения исполнительных органов и их должностных лиц. В этом случае, согласно ст. 7 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суд, установив обоснованность жалобы, признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его права и свободы.

Правительство вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти субъектов Федерации (кроме актов органов исполнительной власти республик), а также акты подведомственных ему федеральных органов. Акты этих органов, подведомственных Президенту, им и отменяются. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды вправе отменять только индивидуальные акты управления.

Приостановление действия акта управления, т.е. временное прекращение его  действия до повторного рассмотрения, производится тем органом, который  не вправе отменить его. Например, согласно ст. 85 Конституции Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Правительство в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции вправе приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик, входящих в  состав Российской Федерации.

Согласно КоАП, исполнение постановления  по делу об административном правонарушении может быть приостановлено в связи  с подачей жалобы или принесением  протеста прокурора.

Суд общей юрисдикции по просьбе  гражданина, подавшего жалобу на решение исполнительного органа (должностного лица), или по собственной инициативе может приостановить исполнение обжалуемого решения.

 

Задание № 2. Составьте  схему «Организационно-правовые формы  федеральных органов исполнительной власти».

Информация о работе Понятие и виды форм реализации исполнительной власти