Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:27, реферат
Особенностью отрасли административного права является разнообразие и множество источников его юридических норм. Это детерминировано самим предметом отрасли, разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включают пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.
1. Понятие и виды источников административного права……………………………………………………………………………… 2
2. Воспользовавшись любым (на свое усмотрение) законодательным актом, регламентирующим деятельность той или иной структурной единицы государственного аппарата (милиции, прокуратуры, таможни, федеральной службы безопасности и пр.) найти и дать комментарии содержащимся в нем нормативным проявлениям функций государственного управления, отраженным в качестве таковых в том или ином учебнике по административному праву………………………………………………………..8
3. Гражданин Иванов получил 10 января 2001 г. извещение из РОВД, в котором содержалось требование явиться в орган внутренних дел для проведения государственной дактилоскопической регистрации, проводимой в связи с вступлением в силу соответствующего федерального закона. Иванов отказался явиться в РОВД, так как считал указанное требование незаконным. Один из знакомых Иванова - адвокат Кидаев - посоветовал ему обжаловать данное требование РОВД в УВД области.
Каково ваше мнение по этому вопросу?.............................................................15
4. Список литературы………………………………………………………… ..17
В соответствии с современной теорией государства факто-ры, задающие тот или иной характер политической системе об-щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра-зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен-но политических систем.
Один из таких видов -- политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо-го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап-парата, прежде всего и главным образом карательных (право-охранительных) органов.
Другой тип социальной среды, формирующий иные полити-ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры-ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще-ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст-ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе-ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато-ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро-ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо-ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право-вые формы становятся главным инструментом достижения по-литических целей.
2. Характеристика именно того, что делает государство, на-зывается его функциями. Для понимания функций современно-го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры-ночной экономики на функции государства.
Одними из самых важных функций Российского государст-ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж-дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со-циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - 335 с..
В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение, прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления.
3. Можно считать, что основными исполнительно-распоря-
Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функцио-нирования, т. е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосу-дарственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности -- создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.
Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют ме-ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охра-не собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью правовыми средствами, т. е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализа-ции ими права:
1) качество законов и подзаконных актов, ре-гулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
2) профессионализм сотрудников этих структур;
3) благоприятная внутренняя и внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материаль-ное, материально-техническое и материально-бытовое обеспе-чение.
Если приоритет для современного Российского государст-ва-- модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска-ми в пределах их компетенции, может быть следующим:
- преодоление традиции этатизма государства, обеспече-ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран-ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по-литики;
- забота об экологии,
образовании, здравоохранении,
- борьба с преступностью,
в том числе с уличной, запуги-
- последовательное и
поступательное преодоление
- существенное повышение
престижа (авторитета) орга-нов и
войск системы МВД в
Милиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно милиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами милиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник милиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.
Закон "О милиции" закрепил общечеловеческие ценности в качестве принципов деятельности милиции. В соответствии с международными правовыми нормами закон устанавливает, в частности, что милиция защищает человека независимо от его гражданства, политических убеждений, национальной принадлежности и иных обстоятельств. На мой взгляд, а, также учитывая рассматриваемый вопрос, это отражено в статье 2 раздела I, где сказано, что "Задачами милиции являются: …защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов …". То обстоятельство, что ранее такая задача текстуально не ставилась, не следует расценивать как недосмотр законодателя. Задача защиты собственности охватывалась и охватывается другими милицейскими задачами. Действительно, собственность является одним из объектов, защищаемых милицией в рамках решения задач предупреждения, пресечения и раскрытия соответствующих противоправных деяний, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
С учётом сказанного можно сделать вывод, что при составлении Закона "О милиции" законодатель отверг вносившиеся предложения о возложении на милицию задачи обслуживания населения и избрал более правильную формулировку - оказание помощи. Этот термин не только подчёркивает гуманистический характер деятельности милиции, но и не позволяет усомниться в том, что в данном случае она, помощь, носит свободный, непринудительный и некоммерческий характер. Восприятие этой идеи российским законодателем не убеждает вместе с тем в справедливости мнения, согласно которому милиция из преимущественно юрисдикционного, карательного органа будто бы становится "государственной службой правоохранительной помощи". Помощь предполагает чётко выраженную просьбу о ней, а большая часть работы милиции имеет публичный характер и осуществляется при отсутствии, а то и вопреки желанию тех или иных субъектов. Реальная практическая помощь заключается в отсутствующем на сегодня чётком законодательном определении случаев и форм оказания милицией помощи гражданам.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"
Согласно Ст. 18. Судебный контроль. Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«Решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суде,в порядке установленном законодательством Российской Федерации.»
Следовательно гражданин Иванов имеет право обжаловать данное требование РОВД в суде.
Если говорить о характере государственной регистрации, то она чаще всего обязательна. Но бывают ситуации, когда государство предусматривает и необязательную (добровольную) ее форму. Необязательная форма государственной регистрации необходима исключительно для полного и достоверного учета соответствующей информации. Например, на законодательном уровне помимо обязательной дактилоскопии предусмотрена и добровольная дактилоскопическая регистрация граждан (ст.7-8 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ (в редакции Федерального закона от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ).
Добровольное волеизъявление людей на проведение дактилоскопической регистрации способствует раскрываемости преступлений, более быстрому и эффективному розыску лиц, пропавших без вести, а также их идентификации. До сих пор на законодательном уровне невозможно закрепить обязательную для всех дактилоскопию (исчерпывающий перечень лиц, подлежащих дактилоскопии, закреплен в ст.9 названного выше федерального закона, так как совершенно закономерно предполагается, что расширение границ обязательной дактилоскопии умаляет основные права и свободы граждан). Безусловно, у данной проблемы есть свои минусы и плюсы. Минусы заключаются в государственном принуждении граждан в обязательном порядке оставлять о себе дополнительную информацию, что рассматривается как вмешательство государства в личную жизнь граждан. Однако это в полной мере компенсировалось бы повышением уровня раскрываемости преступлений, а следовательно, и большей безопасностью граждан. Более того, создание международного банка дактилоскопической информации облегчило бы проблему поиска лиц (как преступников, так и жертв).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ - М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС - 2000г., - 48 с.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях - М.: ЮРАЙТ - М, 2002г., - 251 с.
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)
4. Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. - 222 с.
5. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. - М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. - 309 с.
6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая.
7. Административное право: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001г., - 728 с.
8. Громов Н. А., Францифоров Ю. В. "Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебное пособие для вузов" - М.: Приор, 2000. - 233 с.
9. Соловей Ю. П., Черников В. В. "Комментарий к Федеральному закону РФ "О милиции"" - М.: Проспект, 2000. - 397 с.
10. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
11. "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.06.2007)
12. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007)
13. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов. М. 1996г.
14. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. М. 1996г.
15. Административное право. Учебник, А.Б. Агапов, издательство «Дашков и К», М. 2004.
16. Федеральный закон Российской
Федерации от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной
дактилоскопической регистрации в Российской
Федерации".
Информация о работе Понятие и виды источников административного права