Понятие и виды органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание работы

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Содержание работы

Введение

3
1. Понятие органов исполнительной власти…………………………

5
2. Виды исполнительной власти………………………………………

7
3. Органы исполнительной власти субъектов РФ…………………...

11
Заключение……………………………………………………………...

13
Список литературы……………………………………………………..

14

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах  РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

 

3. По способу  и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы» руководители, которых (главы исполнительной власти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

б) органы, формируемые  в установленном порядке высшими  должностными лицами (глава Государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).

4. По организационно-правовым формам.

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные агентства (они  могут иметь свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру  компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно – политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции  осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой  компетенции выполняют специальные  функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

6. По порядку  принятия управленческих решений  (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы, к ним относятся правительства, государственные комитеты, федеральные комиссии, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе. Вопросы здесь решаются по принципу большинства голосов.

б) единоначальные органы. являются, как правило, все остальные исполнительные органы, прежде всего министерства. Единоначально может действовать и соответствующая администрация. Единоначалие тесно переплетается с началами коллегиальности на уровне обсуждения ведущих вопросов. Для этих целей в министерствах, например, создаются коллегии, различного рода консультативные и иные советы.

3. Органы исполнительной  власти субъектов РФ

 

Деятельность органов  исполнительной власти осуществляется в 89 субъектах РФ Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время создаются и действуют:

1) в республиках, имеющих  свои конституции, которые определяют  основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов;

2) в краях и областях (т. е. административно – территориальных  единицах), устанавливающих системы органов исполнительной власти в своих уставах;

3) в автономных образованиях (одна область и округа);

4) в городах федерального  значения (Москве и Санкт - Петербурге);

В целях преодоления  противоречий регионального законодательства 90-х гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной власти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной власти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Установление таких принципов относится совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с вышеназванным Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицами субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

 

Заключение

В Российской Федерации  существует и функционирует сложная  система исполнительной власти. Эта  система имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ являются неотъемлемой составляющей органов исполнительной власти РФ.

Органов исполнительной власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией, образуются субъектами Федерации, имеющими свои уставы и законодательство.

Правовое положение  органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации имеет  сложную структуру, в ней нет  единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или  главы их администраций - руководство  которых осуществляет на принципах  единоначалия ее Главы (Губернатор, Глава администрации, мэр).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993.– N 237.

2. О правительстве  Российской Федерации: федер.  конст. закон от 17 декабря №2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997г. – № 5.– ст. 5712.

3. Федеральный закон  от 06.10.1999 № 184-ФЗ (Ред. От 27.07.2006) Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (принят ГД РФ 22.09.1999).

4. Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник для вузов – М.: Изд-во М-БЕК, 2001 г. – 630 с.

5. Овсянко Д. М. Административное право. Учебник для вузов // Д. М. Овсянко. – М.: Юрист, 1997.– 277 с.

6. Плехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации, М, 1997.– 351 с.

7. Тимошенко И. В. Административное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 310 с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды органов исполнительной власти