Понятие и виды субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 29.11 Кб (Скачать файл)

1. Понятие субъектов

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Субъект административного  права, являясь участником административных правоотношений, может вступать в  них, как по собственному желанию, так  и по предписанию правовой нормы. Но следует заметить, что если субъект вступает в административные правоотношения по собственному желанию, то он все равно должен действовать в рамках дозволенного административным законодательством.

Гражданин, организация могут  быть подобным субъектом, если обладают административной правосубъектностью.

Ссылаясь на мнение большинства  ученных, можно сказать, что административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности [3, 112].

Если взять в пример гражданское право и недееспособные граждане пользуются принадлежащим  им имуществом, наследует имущество, оставшееся после смерти родителей  или завещанное им, отвечают принадлежащим  им имуществом по своим долгам, т.е. оказываются способными иметь гражданские права и обязанности независимо от наличия или отсутствия у них дееспособности [8].

Также родители и другие взрослые лица осуществляют действия по устройству малолетних детей в  ясли, детский сад, школу, соверщают действия воспитательного характера, потому что это является их родительской, моральной и юридической обязанностью. В соответствии со статьей 9.4 КоАП невыполнение обязанностей по воспитанию детей влечет административную ответственность [10].

Таким образом под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

А под административной дееспособностью  гражданина понимается признанная за ним способность своими личными  действиями осуществлять, приобретать  права и выполнять возложенные  обязанности административно –  правового характера. Момент возникновения  административной дееспособности единообразно и четко в законодательстве не определен [2 c.72].

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субъект права  и субъект административного  правоотношения

В научной литературе некоторые  ученые понятия «субъект права» и  «субъект правоотношения» не отождествляют  [6 с. 41].

Но это неясно в том  случае, если при реализации права  или исполнении обязанности субъект  права не всегда может непосредственно  соприкасаться с другой стороной, видеть её или ощущать. Однако это не говорит об отсутствии другой стороны, а следовательно, отсутствии правоотношения.

Таким образом, можно привести пример что субъектами права мы являемся всегда, а субъектами административных правоотношений, только если мы вступаем в определенные отношения, которые наделены административными признаками.

Ссылаясь на мнение одного из ученных Г.И. Петрова, если гражданин  переходит улицу с соблюдением  соответствующих правил, водитель управляет  автомобилем, соблюдая правила дорожного  движения, т.е. оба субъекта права  воздерживаются от совершения противоправных действий, следовательно в данном случае отсутствуют правоотношения и гражданин и водитель не являются субъектами рассматриваемых отношений.

Но с другой стороны, данные субъекты права (гражданин и водитель) являются и субъектами административно-правового  отношения, поскольку они вступили в отношения с государством и  органами, призванными обеспечивать выполнение правил дорожного движения.

Взять мнение Б.М. Лазарева, который полагает, что субъект  административного права может  и не быть субъектом административно-правового  отношения. Все зависит от того, вступает он в названные отношения или не вступает. Если он не вступает в такие отношения, то остается лишь субъектом административного права и не является субъектом административно-правового отношения [7 c. 63].

Но на этот счет существует опровержения, так как субъект  административного права всегда является и субъектом соответствующих  административно-правовых отношений. Если он не вступает в правоотношения, то он потенциально возможный их участник.

Субъектом административно-правовых отношений является лицо при реализации своих прав или обязанностей в  сфере управленческих отношений. Ведь административное право, регулируя  управленческие общественные отношения, одновременно устанавливает круг их участников. Только они и являются субъектами административного права, поскольку его нормами устанавливается  их статус.

Таким образом, субъекты административного  права – это лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды субъектов  административного права

В  зависимости  от  вида  и  объема  полномочий субъекты  административного  права  делятся  на  группы  и  виды.

Поэтому  целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы  классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права разделяются  на две группы:

    • физические лица и
    • организации.

В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот.   

  Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов:

    • личность
    • гражданин
    • иностранный гражданин
    • лицо без гражданства.

За основу выделения этих видов приняты степень связи  лица с данным государством и производный  от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Республики Беларусь один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РБ, иной объем, у  иностранного гражданина на территории РБ - третий.

Организации как субъекты административного права, так же должны быть  разделены на виды и группы. 

В первую очередь все организации  следует разделить на государственные и не государственные.

Государственные организации  выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные   предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие ).

Организации не государственные  не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности [3, 134].

 

 

 

 

 

 

 

4. Сущность правового статуса субъекта административного правa.

Правовой статус – категория  комплексная, отражающая взаимоотношения  личности и общества, гражданина и  государства, индивида и коллектива. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями.

Признавая гражданина субъектом  административного права, государство  определяет его правовой статус.  Правовой статус характеризует положение  субъекта по отношению к другим субъектам, т.е. органам, организациям, гражданам.

Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного  права объединяет значительное число  норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила  учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного  права.

Под правовым статусом некоторые  ученые понимают правовой режим [4 c. 46], административный режим, правовое положение [5 c. 311], следовательно они являются идентичными.

Подобные термины стали  употребляться и в некоторых  законодательных актах. Например, глава 2 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» названа  «Правовое положение государственного служащего». И в Таможенном Кодексе  Республики Беларусь имеется также  подобное наименование: «Правовой статус должностных лиц таможенных органов…».

Но следует отметить, что  ни в законодательстве, ни в науке  нет единого подхода к пониманию  содержания рассматриваемого понятия.

В Таможенном Кодексе в  понятии правового статуса должностных  лиц таможенных органов включаются:

    • Понятие должностного лица
    • Критерии, которыми должен обладать кандидат на указанные должности;
    • Данные: о персональных званиях, присваиваемых должностным лицам таможенных органов;
    • О иных работниках учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету;
    • О форменной одежде;
    • О дисциплинарной ответственности [11].

В законе о «Государственной службе Республики Беларусь» содержатся нормы, определяющие:

    • Кто имеет право на государственную службу;
    • Кто лишен такого права;
    • Кто относится к государственным служащим;
    • Основные права;
    • Основные обязанности;
    • Ограничения, связанные с государственной службой
    • Основные гарантии социальной и правовой защиты рассматриваемых категорий служащих[9].

Таким образом, в данном Законе наиболее полно и предметно определен  правовой статус государственного служащего [1 c. 186].

 

 

 

 

5. Список использованных  источников

1. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.

2. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002.

3. Административное право:  Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.

4. Кобалевский, В. Советское административное право. Харьков, 1929г.

5. Новоселов, В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении; Старилов, Ю.Н. Служебное право.

6. Петров, Г.И. Советские административно-правовые отношения. С. 41

7. Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова.

8. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 279; См. также: ч. 1 ст. 1037 «Наследники» ГК Республики Беларусь

9. Закон Республики Беларусь,  О государственной службе в Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. № 204-З, с изм. и доп.  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.

10. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях, 21 апреля 2003 г. №194-З, с изм. и доп. По состоянию на 15 июля 2010 г. №166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.

11. Таможенный Кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. №204-З, с изм. и доп. По состоянию на 15 июля 2009 г. №43-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.

 

 

 


Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права