Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:44, контрольная работа
Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.
1. Понятие субъектов
Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей. В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.
Субъект административного права, являясь участником административных правоотношений, может вступать в них, как по собственному желанию, так и по предписанию правовой нормы. Но следует заметить, что если субъект вступает в административные правоотношения по собственному желанию, то он все равно должен действовать в рамках дозволенного административным законодательством.
Гражданин, организация могут быть подобным субъектом, если обладают административной правосубъектностью.
Ссылаясь на мнение большинства ученных, можно сказать, что административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности [3, 112].
Если взять в пример
гражданское право и
Также родители и другие взрослые лица осуществляют действия по устройству малолетних детей в ясли, детский сад, школу, соверщают действия воспитательного характера, потому что это является их родительской, моральной и юридической обязанностью. В соответствии со статьей 9.4 КоАП невыполнение обязанностей по воспитанию детей влечет административную ответственность [10].
Таким образом под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.
А под административной дееспособностью гражданина понимается признанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложенные обязанности административно – правового характера. Момент возникновения административной дееспособности единообразно и четко в законодательстве не определен [2 c.72].
2. Субъект права и субъект административного правоотношения
В научной литературе некоторые ученые понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не отождествляют [6 с. 41].
Но это неясно в том случае, если при реализации права или исполнении обязанности субъект права не всегда может непосредственно соприкасаться с другой стороной, видеть её или ощущать. Однако это не говорит об отсутствии другой стороны, а следовательно, отсутствии правоотношения.
Таким образом, можно привести пример что субъектами права мы являемся всегда, а субъектами административных правоотношений, только если мы вступаем в определенные отношения, которые наделены административными признаками.
Ссылаясь на мнение одного из ученных Г.И. Петрова, если гражданин переходит улицу с соблюдением соответствующих правил, водитель управляет автомобилем, соблюдая правила дорожного движения, т.е. оба субъекта права воздерживаются от совершения противоправных действий, следовательно в данном случае отсутствуют правоотношения и гражданин и водитель не являются субъектами рассматриваемых отношений.
Но с другой стороны, данные субъекты права (гражданин и водитель) являются и субъектами административно-правового отношения, поскольку они вступили в отношения с государством и органами, призванными обеспечивать выполнение правил дорожного движения.
Взять мнение Б.М. Лазарева,
который полагает, что субъект
административного права может
и не быть субъектом административно-
Но на этот счет существует опровержения, так как субъект административного права всегда является и субъектом соответствующих административно-правовых отношений. Если он не вступает в правоотношения, то он потенциально возможный их участник.
Субъектом административно-правовых
отношений является лицо при реализации
своих прав или обязанностей в
сфере управленческих отношений. Ведь
административное право, регулируя
управленческие общественные отношения,
одновременно устанавливает круг их
участников. Только они и являются
субъектами административного права,
поскольку его нормами
Таким образом, субъекты административного права – это лица и организации, обладающие административной правосубъектностью.
3. Виды субъектов административного права
В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды.
Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы:
В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот.
Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов:
За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Республики Беларусь один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РБ, иной объем, у иностранного гражданина на территории РБ - третий.
Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы.
В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.
Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие ).
Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности [3, 134].
4. Сущность правового статуса субъекта административного правa.
Правовой статус – категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями.
Признавая гражданина субъектом административного права, государство определяет его правовой статус. Правовой статус характеризует положение субъекта по отношению к другим субъектам, т.е. органам, организациям, гражданам.
Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права.
Под правовым статусом некоторые ученые понимают правовой режим [4 c. 46], административный режим, правовое положение [5 c. 311], следовательно они являются идентичными.
Подобные термины стали
употребляться и в некоторых
законодательных актах. Например, глава
2 Закона «О государственной службе
в Республике Беларусь» названа
«Правовое положение
Но следует отметить, что
ни в законодательстве, ни в науке
нет единого подхода к
В Таможенном Кодексе в
понятии правового статуса
В законе о «Государственной службе Республики Беларусь» содержатся нормы, определяющие:
Таким образом, в данном Законе наиболее полно и предметно определен правовой статус государственного служащего [1 c. 186].
5. Список использованных источников
1. Административное право Республики Беларусь. Часть 1. Управленческое право / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
2. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002.
3. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
4. Кобалевский, В. Советское административное право. Харьков, 1929г.
5. Новоселов, В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении; Старилов, Ю.Н. Служебное право.
6. Петров, Г.И. Советские административно-правовые отношения. С. 41
7. Советское административное право / Под ред. П.Т. Василенкова.
8. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 279; См. также: ч. 1 ст. 1037 «Наследники» ГК Республики Беларусь
9. Закон Республики Беларусь, О государственной службе в Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. № 204-З, с изм. и доп. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.
10. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях, 21 апреля 2003 г. №194-З, с изм. и доп. По состоянию на 15 июля 2010 г. №166-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.
11. Таможенный Кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. №204-З, с изм. и доп. По состоянию на 15 июля 2009 г. №43-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.
Информация о работе Понятие и виды субъектов административного права