Понятие конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию

Файлы: 1 файл

Ponyatie_konstitutsionnogo_prava.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ  СТАТУС ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В Конституции РФ говорится о трех разновидностях органов государственной власти.

Органы законодательной (представительной) власти образуются непосредственно народом, ответственны перед ним и уполномочены осуществлять государственную власть в интересах народа. Этой группе органов присуща такая черта, как сочетание представительного и законодательного начал. Представительное начало проявляется в порядке формирования этих органов — путем свободных, всеобщих, равных выборов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в том, что парламенты выражают волю избирателей, представляют их интересы. В состав законодательных органов входят представители разных социальных слоев общества, граждане разных национальностей, разных профессий и т.д., что позволяет этим органам решать вопросы, касающиеся различных сфер жизни: экономических, политических, социальных, духовных. Законодательное начало в деятельности этих органов заключается в том, что законотворчество является основной их функцией. Представительное и законодательное начала тесно взаимосвязаны. При этом органы законодательной власти не образуют единой системы.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности — исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, то есть являются производными от последних. В этом состоит одна из особенностей их юридической природы. Другой особенностью юридической природы органов исполнительной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью.

Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов законодательной власти, нормативных правовых актов Президента РФ. Они также издают собственные акты, которые относятся к числу подзаконных.

Органы судебной власти  отличаются от органов законодательной и исполнительной власти, прежде всего тем, что реализуют специфический вид государственной деятельности — правосудие. Судебная власть осуществляется посредством особых процессуальных форм — конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Также особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами.

Все названные виды органов государственной власти представляют собой систему, в которой сочетаются три ветви власти, реализующие функции государства. Они связаны едиными для всех органов конституционно-правовыми нормами:

- единство системы государственной власти;

- система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; - - единая система исполнительной власти;

- принцип единства судебной системы Российской Федерации.

 

Конституционно-правовой статус органа власти составляет совокупность его прав и обязанностей, характеризующая правовое положение органа в системе разделения властей, закрепленная нормами конституционного права. Важными элементами статуса органа государственной власти являются роль, задачи и функции органа; принципы его организации и деятельности; порядок формирования и прекращения полномочий органа; компетенция и государственно-властные полномочия; форма правовых актов органа и их юридическая сила. При этом ключевым элементом выступает компетенция органа государственной власти.

Компетенция определяет роль каждого из государственных органов и в то же время обеспечивает их взаимосвязь, согласованность их действий.

Компетенция органов государственной власти складывается из нескольких составляющих:

1) полномочия  органа государственной власти, т.е. совокупность его прав и  обязанностей;

2) предметы  ведения, т.е. круг вопросов, прерогатива  в решении которых принадлежит либо федеральным органам государственной власти, либо органам государственной власти субъектов Федерации, либо круг вопросов, в решении которых могут принимать участие как федеральные, так и региональные органы государственной власти (предметы совместного ведения);

3) функции  органа, т.е. основные направления его деятельности.

 

Законодательство определяет исчерпывающий круг полномочий каждого органа государственной власти, пределы и сферы его деятельности, а также виды и формы принимаемых этим органом правовых актов.

 

Федеральное Собрание РФ призвано выполнять две главные функции парламента: представлять многонациональный народ России и принимать законы. Однако этим его функции не исчерпываются. Палаты парламента могут оказывать влияние на осуществление политики государства (так, Совет Федерации дает согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории государства), в определенной степени осуществляют контрольные функции, причем не только контроль за исполнительной властью при помощи выражения недоверия правительству, но и такие формы контроля за деятельностью должностных лиц, как «правительственный час» на заседаниях палат российского парламента, парламентский запрос, а также бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый Федеральным Собранием РФ с помощью формируемой им Счетной палаты РФ. Основной функцией Федерального Собрания РФ является принятие законов. Конституция РФ, регламенты палат парламента регулируют основы законодательного процесса. Основная нагрузка по разработке проектов и принятию федеральных и федеральных конституционных законов ложится на Государственную думу. Совет Федерации одобряет принятый Госдумой закон, который после подписания Президентом РФ и официального обнародования приобретает юридическую силу. Палаты Федерального Собрания РФ по вопросам, отнесенным к их ведению, принимают постановления.

 

Основная функция органов исполнительной власти состоит в осуществлении организационной и управленческой деятельности, направленной на реализацию, исполнение тех нормативных правовых актов, которые приняты органом законодательной власти (либо непосредственно народом на референдуме). Однако органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов, они также занимаются распорядительной деятельностью, необходимой для осуществления основной функции.В компетенцию органов исполнительной власти входят их предметы ведения, под которыми понимается сфера деятельности органа власти, наделенного правом и обязанностью осуществлять определенные управленческие функции применительно к объектам управления. Органы исполнительной власти наделяются полномочиями в различных отраслях и сферах управления. Полномочия федеральных органов исполнительной власти определены Конституцией РФ, Законом о правительстве, другими федеральными законами, актами Президента РФ. Из содержания Конституции РФ вытекает, что исполнительная власть нацелена, прежде всего, на реализацию законов (статьи 110, 113—115). Конституция РФ также наделяет органы исполнительной власти полномочиями по участию в законотворческом процессе путем осуществления законодательной инициативы, подготовки заключений по законопроектам финансового характера, а также по изданию собственных нормативных актов (статьи 104, 115). Такие акты могут издаваться уполномоченными органами и должностными лицами только на основе и во исполнение закона.

 

Конституция РФ относит органы судебной власти к числу органов государственной власти, которые обладают особой спецификой по сравнению с законодательными и исполнительными органами. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, основной функцией судебной власти является правосудие, т.е. разрешение гражданских, уголовных и иных дел. Кроме того, судебная власть реализует ряд вспомогательных функций, создающих условия для обеспечения судебной деятельности (информационно-аналитическую, кадрового обеспечения и др.).

Правосудие осуществляется от имени государства специализированными государственными органами — судами.

Согласно Закону о судебной системе действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, районные суды, военные и специализированные суды), арбитражные суды (Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации). К судам субъектов Федерации относятся их конституционные (уставные) суды и мировые судьи — судьи общей юрисдикции. Таким образом, особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. Конституция РФ предусматривает существование трех высших судебных органов, компетенция которых четко разграничена.

 

 

 

5. Гражданство Р: порядок получения и прекращения.

 

Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство представляет собой один из основных элементов правового статуса человека. По своей сути гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство в Российской Федерации относится к ведению Федерации, а Конституция Российской Федерации возлагает решение вопросов гражданства Российской Федерации на Президента России. Отношения, касающиеся вопросов гражданства, регламентируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Этот закон урегулировал широкий круг вопросов: условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; гражданство детей; перечень государственных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации; обжалование решений по вопросам гражданства. Определенный в законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Один из основополагающих принципов российского гражданства - оно является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Конституционный принцип единого и равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований и времени приобретения.

 

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

-по рождению;

-в результате приема в гражданство  Российской Федерации в общем  порядке;

-в результате приема в гражданство  Российской Федерации в упрощенном порядке;

-в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации;

-а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным  законом или международными договорами  Российской Федерации.

 

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

 

1. По рождению.

Данное основание построено на сочетании двух принципов приобретения гражданства: «право крови» - учет гражданства родителей и «право почвы» - учет места рождения.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставят ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

2. В результате приема в гражданство  Российской Федерации в общем порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

Информация о работе Понятие конституционного права