Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа
Разработка проблем административной юрисдикции неразрывно связана с задачей совершенствования административного прав и административного законодательства. Посредством административной юрисдикции обеспечивается защита общественных отношений в государственной управлении – наиболее обширной сферы в государственной практике, ведется борьба с самым распространенным видом правонарушений – административными проступками.
Эффективное использование административно-юрисдикционного способа правоохраны предполагает знание работниками ОВД, а также и гражданами, природы административной юрисдикции и формы ее осуществления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 4
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 11
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 16
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ 16
ПРАВОВЫЕ АКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 26
Роль и место государственного органа в правоохранительном механизме РФ определяются его целевым назначением.
Орган административной юрисдикции является одним из правоохранительных органов государства, призванным разрешать дела об административных проступках (отдельных категориях преступлений). Осуществление этой деятельности, имеющей двойственный характер (управленческий и юрисдикционный), и ее назначение определяют роль и правовой статус субъекта административной юрисдикции.
Особенностью административной
юрисдикции, как указывалось ранее,
является ее тесная связь с государственным управл
В отличие от суда, которому
присуща универсальность в
Закон не только называет орган, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, но и состав, при наличии которого он правомочен разрешать подведомственные ему дела. Это требование является обязательным для коллегиальных органов административной юрисдикции.
Предоставляя юрисдикционные
полномочия должностным лицам
Указание в законе
на орган (должностное лицо), который
должен разрешать дела о
Более детальную регламентацию предметной компетенции органов административной юрисдикции содержат нормативные акты об административной ответственности за конкретные виды правонарушений. Именно в них закреплены признаки соответствующих правонарушений и вид, размер санкции, которую вправе применить субъект административной юрисдикции. Однако нормы об административной ответственности разрозненны, содержатся в многочисленных актах высших органов государственной власти, решениях местных органов власти. Это создает значительные трудности в правоприменительной деятельности рассматриваемых органов, в определении их компетенции. Представляется целесообразным упорядочить нормативное регулирование компетенции органов административной юрисдикции.
Анализируя компетенцию субъекта административной юрисдикции, следует отметить еще одну особенность. Данный субъект, как правило, является подразделением или должностным лицом какого-то органа, ведомства, министерства, и его компетенция производна от компетенции последних. Функции государственного органа реализуются в деятельности входящих в него подразделений, служащих. Однако предоставленные законом полномочия по рассмотрению и разрешению дел о правонарушениях — это по существу полномочия только органа (должностного лица) административной юрисдикции, его исключительная компетенция, котором не может располагать ни вышестоящий орган, ни руководитель органа, ведомства, в составе которого функционирует данный субъект.
В литературе иногда самостоятельность
принятия решения органом
В отличие от суда, который создан только для осуществления юрисдикционной функции, орган административной юрисдикции входит, как правило, в определенную управленческую систему, тесно связан с ней, выполняет различные виды деятельности. При таком положении влияние ведомства на подчиненный ему орган административной юрисдикции, увы, не исключено. Поэтому объективность рассмотрения дел о правонарушениях предлагается обеспечить путем закрепления правовых гарантий в законе: орган административной юрисдикции рассматривает дело об административном проступке (преступлении) и принимает решение самостоятельно, руководствуясь при этом действующими нормативными актами и своим социалистическим правосознанием.
Управленческий характер административно-юрисдикционной деятельности предопределяет правовую позицию органа, рассматривающего дело, по отношению к объекту управления (правонарушителю). Свои властные полномочия он осуществляет в отношении нарушителя, который не находится у него в служебном подчинении. Здесь отчетливо проявляется административно-правовой метод регулирования общественных отношений, предполагающий прежде всего неравенство сторон в правоотношении (это не исключает существования так называемых «горизонтальных» административных правоотношений, где названный признак не является определяющим). Разумеется, неравенство сторон в данном случае совершенно исключает какое бы то ни было ущемление прав и законных интересов нарушителя. Здесь на него оказывает государственно-властное воздействие орган, которому он не подчинен, т. е. налицо не организационное подчинение, замечает Ю.М. Козлов, а юридическая зависимость одной стороны управленческих отношений от другой — «фактическое неравенство субъекта и объекта управления в рамках конкретного административного правоотношения»10. Организационное подчинение имеет место только при осуществлении одного вида юрисдикции — дисциплинарной. Орган административной юрисдикции является носителем внешневластных полномочий, что сближает его с судом, в «вертикальных» административно-правовых отношениях.
Характерным для государственного органа признается слияние его прав и обязанностей. Право совершения юридически значимых действий этого субъекта права есть одновременно его обязанность действовать именно таким образом. Не составляет исключения и орган (должностное лицо) административной юрисдикции, который имеет право разрешать отнесенные к его ведению дела о правонарушениях, и обязанность рассмотреть их в соответствии с законом. Здесь можно говорить об известной ответственности этого субъекта перед государством за порученное ему дело, за законность и обоснованность принимаемых им юрисдикциопных решений, поскольку «в конечном счете ответственность и есть один из видов несения юридических обязанностей». Следовательно, ответственность является неотъемлемой частью правового статуса субъекта административной юрисдикции, который обязан нести правовую ответственность в случаях нарушения законности, прав личности в процессе осуществления своих функций.
Должностные лица, нарушившие
права граждан в процессе административно-юрисдикционной
деятельности, несут соответствующую
дисциплинарную и партийную ответственность.
В соответствии со ст. 58 Конституции
СССР гражданин имеет право
Административная юрисдикдия - это длящаяся во времени деятельность, состоящая из определенных действий. Последне образуют соответствующие стадии, и в целом, юрисдикционный процесс, от которого следует отличать процедурно-процессуальные формы этой деятельности11.
Юрисдикция осуществляется
в порядке, установленном законом. Не составляет
исключения и административная юрисдикция.
Процессуальная форма характерна не только
для осуществления правосудия, она «характерна
для всех видов юрисдикционной деятельности».
Порядок рассмотрения дел об административных
правонарушениях и принятия решения по
ним строго регламентирован административно-
В современной правовой литературе по административному процессу преобладает понимание данного процесса как совокупности отдельных административных производств.
Производство по делам об административных
правонарушениях осуществляется в
рамках, следующих административно-
Как видно из приведенного перечня, производство по делам об административных правонарушениях составляют разнообразные, последовательно осуществляемые процессуальные действия. Выполнение каждого из них предполагает наличие соответствующих властных полномочий у компетентного органа или его должностного лица. Здесь как бы происходит распределение полномочий между различными органами по их специальному назначению. Следует иметь в виду, что орган административной юрисдикции является лишь одним из субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Вся деятельность компетентных органов, участвующих в административном процессе, взаимосвязана и подчинена целям процесса, основной из которых является «достижение наиболее оптимального результата по конкретному индивидуальному делу». Однако роль субъектов на различных стадиях рассматриваемого производства неодинакова.
Представляется совершенно необоснованным
объединение процедуры
Напомним, что юрисдикцией является
деятельность по рассмотрению дел о
правонарушениях (правовых спорах) по
существу и принятию по ним решения, а
не весь комплекс правоохранительных
действий по борьбе с одним и тем же видом
правонарушения. Следовательно, процессуальные
нормы, регламентирующие порядок осуществления
административной юрисдикции, являются
хотя и важной, но все-таки только частью
административно-
Будучи единой по своей сущности,
административная юрисдикция имеет
определенные различия в порядке
разрешения дел, что свидетельствует
о богатстве и разнообразии процессуальной
формы рассматриваемой деятельности.
Здесь можно говорить о видах административно-
1 Обычное производство по делам
об административных
Дело об административном правонарушении рассматривается административной комиссией или иным компетентным органом (должностным лицом) на основании протокола (акта), составленного по установленной форме. Существует правило, согласно которому о каждом административном проступке, «роме случаев, когда по действующему законодательству штраф взыскивается на месте, должен быть составлен протокол. Последний является процессуальным документом, на основании которого начинается административно-юрисдикционный процесс. Орган (должностное лицо) должен внимательно изучить его содержание, соблюдение установленной для него процессуальной формы. Именно по данным, содержащимся в протоколе, у членов административной комиссии или другого органа, рассматривающего дело, складывается мнение о нарушении и правонарушителе. Поэтому грамотное, обстоятельное заполнение всех требуемых законом реквизитов в протоколе — это не простая формальность, а качественная предпосылка для правильного разрешения дела.
Орган административной юрисдикции должен установить наличие (отсутствие) в действиях лица признаков административного проступка; определить, какой именно нормативный акт нарушен; оценить данные о личности виновного. Рассмотрение дела завершается обязательным принятием постановления, которое объявляется сразу же.
2. Ускоренное, или упрощенное, производство
предусмотрено действующим
Информация о работе Понятие, основные черты субъектов административной юрисдикции