Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:20, реферат
Административная ответственность является видом юридической ответственности, а значит ей, как и уголовной, гражданской и дисциплинарной ответственности, присущи определенные общие признаки:
— выступает как вид государственного принуждения;
— наступает на основании правовых норм;
— наступает за нарушение правовых норм;
— конкретизируется юрисдикционными актами компетентных государственных органов или должностных лиц.
Умысел считается косвенным, если
лицо, совершившее правонарушение,
сознавало противоправный характер
своего действия, предвидело его вредные
последствия и сознательно
Статья 11 КоАП определяет, что административный
проступок считается
Неосторожность представляет собой
самостоятельную форму вины, предусмотренную
административным законодательством.
Наряду с умыслом неосторожность
рассматривается как менее
Противоправная небрежность — это вид неосторожной вины, при котором лицо, совершившее административный проступок, не предвидело наступление вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть. Суть этого вида вины состоит в том, что лицо, которое имеет реальную возможность предвидеть вредные последствия своих деяний, не превращает возможность предотвратить их в реальную действительность, не напрягает свои интеллектуальный или физический потенциалы
для совершения волевых действий,
которые были бы направлены на такое
предотвращение. Следует иметь в
виду, что в отличие от всех приведенных
выше видов вины, при совершении
проступка по неосторожности лицо не
предвидит вредных последствий
своего деяния. Такое непредвидение
последствий своего деяния говорит
о неуважении лицом требований законодательства,
своих должностных
Характерной особенностью данной формы
вины является как отрицательное
отношение правонарушителя к
общественно вредным
Как уже отмечалось выше, субъектом
административной ответственности, наряду
с физическими лицами, может быть
и юридическое лицо. Для института
административной ответственности
данное положение не является абсолютно
новым, поскольку до 1961 г. в бывшем
Советском Союзе существовала практика
привлечения к административной
ответственности предприятий, учреждений
и организаций. В соответствии с
Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении
штрафов, налагаемых в административном
порядке» была отменена практика привлечения
юридических лиц к
В 1991 г. Верховная Рада Украины снова
возвращается к вопросу об административной
ответственности юридических
Кроме законов, был принят ряд подзаконных нормативных актов, которыми закреплялся механизм привлечения к административной ответственности, в частности: Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда1, Положение о порядке наложения на хозяйствующих субъектов сферы торговли, общественного питания и услуг, в том числе граждан-предпринимателей, взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей2, Положение о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Государственного пожарного надзора3 и др.
Статья 31 Закона Украины «Об охране труда»4 предусматривает, что за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной сферы предприятия, учреждения и организации привлекаются к ответственности органами государственного надзора за охраной труда к уплате штрафов.
Закон «Об исключительной (морской)
экономической зоне»
Выше приведенное дает основание утверждать, что уже создана, правда, только на уровне отдельных законов, нормативная база для признания юридического лица субъектом административной ответственности. Теперь дело только за тем, чтобы в проекте нового КоАП юридическое лицо было предусмотрено в качестве субъекта административной ответственности.
Важным моментом административной
ответственности юридических
лось выше. Ни форма вины, ни ее степень не имеют значения для определения санкции, которая должна быть применена за соответствующее нарушение. Ни один состав административного проступка юридического лица не содержит указаний на форму вины.
Информация о работе Понятие, признаки и особенности административной ответственности