Понятие субъекта административного права и его правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

КоАП установлен определённый процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их не правомерные действия в сфере исполнительной власти. Например: Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст.45 Конституции РФ).

Содержание работы

1 Понятие субъекта административного права и его правовой статус 3
1.1 Граждане как субъекты административного права 3
1.2 Общественные объединения как субъекты административного права 7
1.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права 9
1.4 Государственные служащие как субъекты административного права 12
2 Стадии производства по делам об административных правонарушениях 17
2.1 Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование 19
2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении 24
2.3 Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 29
2.4 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 32
Задача 40
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ администратисвное право в 1 переделка.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство всеми  или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство, местные администрации);

б) органы отраслевой компетенции, осуществляющие руководство отдельными отраслями управления или сферами  деятельности (министерство, структурное  подразделение администрации);

в) органы межотраслевой  компетенции, осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор, структурное подразделение администрации). Правовое положение органов исполнительной власти, как субъектов административных правоотношений, определено соответствующими нормативными актами.

Правовое положение  Президента Российской Федерации определено в гл.4 Конституции. Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти. Как глава государства, Президент  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности, выступает Гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Субъектом административного  права Президент становится на 4 года в результате всенародных выборов  при вступлении, в должность он приносит народу присягу. Президент  является Верховным Главнокомандующим  Вооружёнными силами России. Президент, по вопросам отнесённым к его ведению, издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны.

Совет безопасности Российской Федерации, как консультативный  орган Президента, дающий ему возможность  определять стратегию развития общества, действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года (Ведомости.1992. №24.ст.1323.). Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами. Исполнительную власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации, правовое положение которого определено гл.6 Конституции. Сгласно указу Президента от 10 января 1994 года «О структуре федеральных органов исполнительной власти «(САПП.1994.№ 3.ст.190) исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные органы, часть из них подчинена правительству, а другая (10) непосредственно Президенту.

Правительство издаёт постановления  и распоряжения. Свои полномочия Правительство  слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства. Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них. [11; с. 57]

Органы исполнительной власти субъектов образуются самими субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти. Наряду с системой органов исполнительной власти в Российской Федерации существуют различные представительства, дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача. Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения. Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края, области.

Каждый орган исполнительной власти как субъект административного права имеет определённые организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчиненными органами управления и внутреннее построение отдельных органов. Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом.

1.4 Государственные служащие как  субъекты административного права

 

До недавнего времени  под государственными служащими  понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных организациях.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года было утверждено Положение  о федеральной государственной  службе (САПП.1993. №53.ст.5073.), которым  к числу государственных служащих отнесён более узкий круг работников федерального уровня, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач и функций государственной власти.

Федеральным государственным  служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в установленном законодательством порядке обязанности на государственной должности за денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Должность -основа характеристики правового положения служащего.

Федеральная государственная  должность - это учрежденная в установленном порядке компетентным органом первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объём полномочий занимающего ее лица, получающего за свой труд денежное вознаграждение за счёт федерального бюджета. Исходя из этого, внутренняя структура любого государственного органа рассматривается как определённая система различных по своему характеру и уровню должностей. Чёткое определение статуса должности, характеризующей официальное положение и социальную правовую роль служащего в государственном органе, необходимо в первую очередь для определения его дееспособности как субъекта права. [12; с. 39]

В связи с распадом СССР и созданием СНГ в органах  исполнительной власти в первую очередь  на федеральном уровне, необходимо сформировать служащего нового типа, способного эффективно и правомерно действовать не в замкнутой аппаратной среде, а общаясь с представителями других независимых государств - субъектов федерации, организаций, основанных на различных формах собственности. Государственная служба организуется и действует на основе ряда принципов: законности; обязательности решений вышестоящих в порядке подчинённости органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольности и подотчетности органов и служащих; вне партийности государственной службы; равного доступа граждан РФ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных (служебных) обязанностей; социальной защищённости государственных служащих; стабильности государственной службы.

Необходимым условием реализации государственно-служебных отношений  является определение не только должностного положения каждого государственного служащего, но и других участников государственно-служебных правоотношений - особенно конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставлено право осуществлять приём граждан на государственную службу и перемещать их по службе, а также установление форм и методов решения этих вопросов. Для нормального функционирования государственной службы необходима государственная кадровая политика - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по подготовке, подбору, расстановке и оценке деятельности государственных служащих.

Государственно-служебные  отношения делятся на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Это деление является основополагающим и при характеристике государственного служащего как субъекта административного права, поскольку позволяет проводить различие между должностными лицами, обладающими государственно властными полномочиями, и государственными служащими, такими полномочиями не наделенными. [10; с. 64]

Внутри - организационные  правоотношения возникают у каждого  государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением государственной должности. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать на соответствующую должность.

Внутриорганизационными  являются также отношения, возникающие  у государственного служащего со своими начальниками с момента замещения  государственной должности по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения и ответственности и т.п.

Внешними считаются  те государственно - служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным  служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и не государственными организациями) в связи с осуществлением им своих должностных полномочий. Эти правоотношения возникают с момента замещения гражданином государственной должности. Но в качестве представителя государства может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделён государственно - властными полномочиями - должностное лицо. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, могут быть участниками лишь внутренних (внутриорганизационных) отношений. В зависимости от объёма полномочий государственные должности делятся на высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Должностные обязанности  и права - это установленные и  гарантированные государством меры должного и возможного поведения  государственного служащего в области государственно-служебных отношений.

Установление обязанности  делает необходимым существования  права; совокупность обязанностей и  прав предопределяет содержание государственно - служебных отношений. Обязанности  и права устанавливаются не для каждого государственного служащего, а для должности, поэтому зависят от задач и функций органа. Существуют общие должностные и специальные обязанности и права: руководителей других должностных лиц, а также всех государственных служащих. Законодательством определены порядок приёма на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации, замещения должностей и присвоение классных чинов и другие вопросы прохождения службы.

Прекращение государственной  службы может происходить по таким  основаниям, как: - отставка государственного служащего (по достижении предельного  для службы возраста, по заявлению  о его добровольной отставки в  связи с достижением возраста, при котором назначается пенсия на общих основаниях и др.); - увольнение служащего в связи с утратой гражданства России; - за невыполнение или ненадлежащее выполнение служащим возложенных на него обязанностей; - призыв служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение; - перевод служащего с его согласия, на службу в другой государственный орган; - отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном органе в связи с изменением существенных условий службы.

Особыми видами федеральной  государственной службы являются: - военная служба; - государственная  служба сотрудников органов внутренних дел; - государственная служба в федеральных  органах налоговой полиции.

Соответствующие государственно-служебные отношения регулируются законами и иными нормативными актами.

Таким образом административное право характеризуется большим  числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно- правового регулирования, особенно в области государственного управления. [12; с. 76]

 

 

2 Стадии производства по делам об административных правонарушениях

 

Производство по делам  об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
  2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам  об административных правонарушениях  не может быть начато, а начатое  подлежит прекращению при наличии  хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация о работе Понятие субъекта административного права и его правовой статус