Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:01, контрольная работа
Целью данного научного исследования является рассмотрения понятие, сущности и принципов государственного управления.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”. Рассмотреть специфику государственного управления. Выявить составляющие эффективности государственного управления. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Введение
ГЛАВА I. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, основные черты государственного управления.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ
2.1. Принципы государственного управления.
Заключение
Библиографический список
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
030900.62 Юриспруденция
(наименование направления подготовки (специальности))
Заочное отделение
(наименование отделения)
Кафедра Гражданского и арбитражного процессов
(наименование кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Административное право
Понятие, сущность и основные черты государственного управления.
(наименование темы)
Выполнил студент(ка)
221 юз учебной группы 2 курса
Брябрина А.М.
(фамилия, имя, отчество студента)
Научный руководитель
Преподаватель кафедры Гражданского и арбитражного процессов Ижевского юридического института (филиала) РПА Минюста России
(должность, ученая степень, ученое звание)
Артемичева Е.Р.
(фамилия, имя, отчество преподавателя)
Дата защиты_______________________
Оценка ___________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
Ижевск
2013г.
Содержание
Введение |
3 |
ГЛАВА I. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ |
5 |
1.1. Понятие, основные
черты государственного |
5 |
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ |
11 |
2.1. Принципы государственного управления. |
11 |
Заключение |
21 |
Библиографический список |
23 |
Система российского права состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом (объектом) регулирования, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности общества.
Предметом (объектом) регулирования норм административного права в основном являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Следовательно, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изучению предмета его регулирования — государственного управления как разновидности социального управления.
Социальное, в том числе и государственное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Управление предполагает наличие субъекта управления (тот, кто управляет), объекта управления (тот, кем управляют) и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связи. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых.
Целью данного научного исследования является рассмотрения понятие, сущности и принципов государственного управления.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”. Рассмотреть специфику государственного управления. Выявить составляющие эффективности государственного управления. Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации. Обозначить пути повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий безкризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Объектом исследования является – управление, как социальное явление и государственное управление в Российской Федерации.
При разработке данной проблемы мною были использованы следующие методы: исторический, метод анализа, метод синтеза.
Социальное управление состоит из ряда функций, т.е. направлений деятельности. Общими функциями управления являются:
— сбор и обработка (анализ) социальной информации;
— прогнозирование — научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;
— планирование — определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения;
— организация — формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;
— распорядительство — установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;
— координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;
— контроль и учет — установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.[1]
Процесс управления осуществляется в определенной последовательности. Он носит циклический характер и состоит из ряда стадий. Основными стадиями управленческого цикла являются выработка и принятие решения, организация его исполнения, контроль за исполнением решения и подведение итогов.
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное управление (управление делами государства) и негосударственное управление (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).
Государственное управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательной, исполнительной и правосудия. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства, но каждая из них обладает определенными особенностями, обусловленными «разделением труда» между органами государства.
Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность, в узком смысле слова, является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом черт:
— является организующей деятельностью;
— носит государственно-властный характер;
— характеризуется тем, что оно носит непосредственный деятельностный характер, т.е. в процессе осуществления управленческой, исполнительной деятельности повседневно реализуются функции государства в сферах межотраслевых (финансы, госстандарты, налоги, статистика и др.), социально-политических (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), социально-культурных (образование, наука, здравоохранение, культура и др.), хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);
— осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.
Поскольку управление является одной из форм деятельности государства, то оно так же, как и другие формы государственной деятельности, носит государственно-властный характер.
Субъекты государственного управления, исполнительной деятельности наделены государственными властными полномочиями и выступают от имени государства.
Государственное управление
— это исполнительная деятельность по
непосредственной практической организации
общественных процессов в обществе. Исполнительной
деятельностью управление является потому,
что направлено на исполнение, претворение
в жизнь законов и других нормативных
актов. В процессе осуществления управления
его субъекты используют предоставленные
распорядительные полномочия, права по
принятию односторонних властных актов,
которые обязательны к исполнению и охраняются
мерами государственного принуждения.
В связи с этим указанная деятельность
в литературе именуется исполнительно-
Как уже отмечалось, государственное управление обеспечивает непосредственную практическую организацию осуществления задач в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, государственное управление носит многоаспектный характер. В процессе управления практически реализуются важнейшие функции государства, осуществляется руководство всеми общественными процессами в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах страны.
Характерной чертой государственного управления является разнообразие организационных форм его функционирования. Управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. Высокий уровень организационных форм управления обеспечивает решение задач сложной и тонкой сети новых организационных отношений, возникающих в связи с развитием рыночных отношений в нашем обществе. Государственное управление практически реализуется через формы организационной деятельности: подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.[3]
Характер задач, решаемых в процессе управления, обусловливает динамичность этой формы государственной деятельнб-сти. Каждый этап развития нашего государства, как правило, сопровождается соответствующими изменениями в управленческой структуре, направленными на улучшение деятельности аппарата исполнительной власти. Динамичность управленческой деятельности обеспечивает оптимальное решение задач общества.
При этом государственное управление призвано служить интересам личности, общества. Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.
Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.
Представительные органы государственной власти принимают законы и иные акты, регулирующие общественные отношения в сфере управления, осуществляют контроль за проведением их в жизнь. Однако непосредственного оперативного управления они не осуществляют. Исключение составляет осуществление внутрнорганизационных функций управления в аппаратах и службах органов законодательной власти.
Специальными органами, осуществляющими управленческую деятельность, являются органы исполнительной власти, государственного управления. Именно они непосредственно решают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями, объединениями, учреждениями, организациями, оказывают управленческое воздействие на негосударственные объекты.
Функции управления осуществляют также наряду со своей главной функцией — осуществлением правосудия — суды и судьи, т.е. органы судебной власти. Они, например, рассматривают материалы, возникающие из административно-правовых отношений, руководят деятельностью судебных исполнителей, аппаратов судов и других судебных работников, т.е. осуществляют внутреннее управление.
Органы прокуратуры наряду со своей основной функцией (осуществлением прокурорского надзора) также руководят деятельностью сотрудников прокуратуры, ее служб и аппаратов. Эта деятельность носит внутриорганизационный управленческий характер.
Внутриорганизационная управленческая деятельность судов и органов прокуратуры направлена на обеспечение успешного выполнения возложенных на них основных функций — осуществление правосудия и прокурорского надзора, т.е. функций, для выполнения которых они образованы.[4]
Функции управления осуществляют также местные (муниципальные) органы. Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктов являются выборные и другие органы местного самоуправления — собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.).
Выборный представительный орган местного самоуправления:
— утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении;
— устанавливает местные налоги и сборы;
— утверждает программы развития соответствующих территорий;
— принимает положение (устав) о местном самоуправлении;
— осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).
Глава местного самоуправления (глава администрации) непосредственно или через образуемые им органы местного самоуправления:
— осуществляет управление муниципальным хозяйством;
— распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности;
— разрабатывает местный бюджет; обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции;
— издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения.
В предусмотренных законом случаях функции управленческого характера могут осуществлять общественные формирования, наделенные государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями наделены добровольные народные дружины по охране общественного порядка, товарищеские суды, служба частной охранной деятельности и др. Так, лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано частным охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств. Охранники имеют право применять в установленных законом случаях огнестрельное оружие. Законные требования и распоряжения народного дружинника, связанные с выполнением им обязанностей по обеспечению правопорядка, являются обязательными, носят государственно-властный характер.[5]
Информация о работе Понятие, сущность и основные черты государственного управления