Понятие, виды и принципы государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:17, творческая работа

Описание работы

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:
а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;
б) неотъемлемое свойство государства.

Содержание работы

Понятие, виды и принципы государственной службы…………………………3

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Южно-Сахалинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Административное право

Тема

Понятие, виды и принципы государственной службы

Фамилия студента

Алмаев

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

1 Понятие, виды и принципы государственной службы…………………………3

Основная часть

1 Понятие, виды и принципы государственной службы

В законодательстве и  специальной литературе отсутствует  однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность труда  работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понимается в  широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

Административное право  обслуживает прежде всего государственное управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных служащих системы государственного управления.

Специфическая концепция  государственной службы положена основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее Закон Российской Федерации о государственной службе). В трактовке этого Закона она под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе. Под этим углом зрения должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. разновидностью государственных являются государственные должности государственной службы.

Государственные должности делятся  на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся  государственные должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся  государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В»  образуют государственные должности  государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории «А» и они, с точки зрения этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории «А», но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно не являются государственными служащими.

Представляется, что такое решение  вопроса с депутатами следует  отнести к особому случаю. Что  касается других лиц, занимающих должности  категории «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной  службы дается соответственно в Реестре  государственных должностей Российской федерации и, являющимся его. частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

К негосударственным относятся  должности, включаемые в штатные расписания государственных органов в целях технического обеспечения их деятельности.

В Законе об основах государственной  службы имеется неопределенность относительно того, в каких органах учреждаются  государственные службы. В нем сказано — «в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации». Во-первых, не все государственные органы являются органами исполнительной власти; во-вторых, необходимо уточнить, какие государственные органы подразумеваются под «иными». Несомненно, что ими являются территориальные органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий (п. 1 ст. 78 Конституции РФ). Кроме того, Конституцией Российской Федерации обозначена Администрация Президента Российской Федерации. При всех различиях во взглядах на ее организационно-правовую природу, здесь учреждаются государственные должности, не входящие в категорию «А». Хотя Конституция Российской Федерации в прямой форме не предусматривает образование Центральной избирательной комиссии Российской федерации, в ее структуре также имеются государственные должности.

Закон Российской Федерации об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государственных должностей.

Таким образом по букве и смыслу Закона об основах государственной службы государственную службу осуществляет юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в  своих руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает также, что деятельность служащих в соответствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, государственных учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную службу.

Однако Закон об основах государственной  службы не является актом, содержащим универсальную трактовку понятия  государственной службы исключающим  иные аспекты раскрытия этого понятия. Например, Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется «как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки федеральных органах государственной безопасности». Для такого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.

Статья 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашает:

«Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции  РФ и федеральных законов над  иными нормативными правовыми  актами инструкциями при исполнении  государственными служащими должностных  обязанностей и обеспечении их  прав;

2) приоритета прав  и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы  государственной власти, разграничения  предметов ведения между РФ  и субъектами РФ;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа  граждан к государственной службе  в соответствии со способностями  и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для  государственных служащих решений,  принятых вышестоящими государственными  органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

7) единства основных  требований, предъявляемых к государственной  службе;

8) профессионализма и  компетентности государственных  служащих;

9) гласности в осуществлении  государственной службы;

10) ответственности государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной  службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров  государственных служащих в государственных  органах».

Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать  вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной  службы:

1) законности;

2) демократизма;

3) профессионализма;

Законность и демократизм  – общие принципы организации  и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются  в организации государственной  службы. А профессионализм – это  ее специфический принцип.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защиты служащих. Этот принцип, а также принцип профессионализма являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности.

Принцип законности означает признание:

а) верховенства Конституции  РФ, федеральных законов над иными  правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое  для их реализации и защиты.

В деятельности государственных  служащих законность имеет три грани:

- всей своей работой  служащий обязан укреплять законность  в стране, на своем участке  работы добиваться исполнения  юридических предписаний;

- служащий обязан строго  соблюдать правовые нормы, он  сам должен быть законопослушным  на работе и вне службы;

- служащий имеет право  требовать, чтобы его руководители  и должностные лица соблюдали  его права.

Важнейшие проявления принципа демократизма государственной службы:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам  граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов служащий обязан руководствоваться последними;

б) общедоступность государственной  службы. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе».

Из этого правила  есть ряд исключений (ст. 21 закона) которые  не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения  связаны с возрастом гражданина при поступлении на службу, дееспособностью гражданина, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать государственные должности, наличием заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, и др.

Информация о работе Понятие, виды и принципы государственной службы