Понятие, виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, функций исполнительной власти. Посредством правовых актов управления как нормативного, так индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в одностороне-властном порядке, с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму, порождающее юридические последствия.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

19. Понятие, виды  правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам  управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач, функций исполнительной власти. Посредством правовых актов управления как нормативного, так индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. Актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в одностороне-властном порядке, с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму, порождающее юридические последствия. Подзаконость акта исполнительной власти означает, что его юридическая сила ниже, чем закона, поскольку он принимается на основе, в соответствии с действующими законами, должен соответствовать по содержанию, форме, порядку издания установленным требованиям. Например, ст. 115 Конституции определяет, что Правительство издает постановления, распоряжения на основе, во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента.    Официальность акта исполнительной власти состоит в том, что решение принимается органами или должностными лицами не от своего имени, а от имени государства. Во всех случаях воля, выраженная в актах управления, является государственной. Они издаются в процессе реализации государственной власти, государственно-властных полномочий. Отсюда — властный характер акта управления, обязательность содержащихся в нем предписаний. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих требований влечет соответствующую юридическую ответственность.          С точки зрения содержания, акт исполнительной власти — это управленческое решение, касающееся задач, функций исполнительной, распорядительной деятельности. Субъекты управления принимают такие акты в процессе повседневного, непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами. К числу рассматриваемых актов относятся только правовые акты управления, а именно акты, издание которых влечет юридические последствия в виде установления (изменения, отмены) правовых норм или установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений в сфере исполнительной власти. В этом заключается отличие правовых от неправовых форм осуществления исполнительной власти (организационных действий, материально-технических операций).    Акты исполнительной власти издаются ее субъектами, выражают их односторонне-властные решения, отличаясь, таким образом, например, от договоров, являющихся результатом соглашения сторон правоотношения. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны — органа исполнительной власти. Эта воля распространяется, естественно, лишь на подчиненные, подведомственные или подконтрольные (поднадзорные) данному органу управления объекты.          Акты исполнительной власти отличаются от других правовых документов как по внешнему оформлению, так, по наименованию, процедуре принятия. Принимаются они только по вопросам исполнительной, распорядительной деятельности, только в пределах соответствующей компетенции. Издаются они, как правило, в качестве письменного документа. Однако возможен, устный вариант, например, в виде команд в системе военного управления. В определенных случаях используются условные знаки, изображения, например, запрещающие движение транспорта или предупреждающие о какой-либо угрозе техногенного характера.          Виды правовых актов управления классифицируются: по юридическим свойствам; по органам, издающим акты, их компетенции; по наименованию актов; по территории, сроку их действия.        По юридическим свойствам правовые акты, подразделяются на нормативные, индивидуальные.        Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативные акты управления детализируют законы, содержат механизм их реализации, организуют функционирование органов исполнительной власти, регулируют их взаимоотношения с другими участниками управленческих отношений. Нормативные акты управления устанавливают или изменяют общие правила поведения, которые носят безличный характер, рассчитаны на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям, например, правила приватизации государственных предприятий, правила дорожного движения, правила противопожарной безопасности, правила стандартизации, определения качества продукции и многие другие. В ряде случаев на основе нормативных актов управления возникают правоотношения других отраслей права (финансового, трудового, природоохранительного, др.). Особо следует выделить нормативные акты управления, предусматривающие административную санкцию за их нарушение. Все эти нормативные акты являются одним из важнейших источников права. Без них невозможно функционирование органов исполнительной власти, всего государственного аппарата в целом.     Нормативные акты служат правовой основой для издания индивидуальных актов - актов правоприменения. Четкое определение свойств, признаков нормативных, индивидуальных (ненормативных) актов позволяет правильно оценить роль, значение того или иного вида акта в механизме правового регулирования. Без уяснения четкого отличия нормативных актов от индивидуальных (ненормативных) немыслимы должное качество актов исполнительной власти, систематизация, публикация, введение в действие правовых норм, учет действующего нормативного материала.      Индивидуальные акты исполнительной власти не содержат общих правил норм права. К таким актам относятся решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам, входящим в их компетенцию. Это - акты применения норм права к конкретным лицам, случаям. Они выступают в качестве юридических фактов, если законодательство связывает с ними возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношении. С их помощью формируется персонал аппарата управления, обеспечивается оперативное устранение недостатков, осуществляется воздействие на нарушителей государственной дисциплины, т. д. Например, юридическим фактом является издание приказа (распоряжения) о назначении гражданина России на государственную должность государственной службы, так как с этим фактом связывается возникновение у него определенного объема полномочий. Значение юридического факта имеет постановление соответствующего органа (должностного лица) о наложении административного взыскания налицо, виновное в совершении правонарушения.         Правовые акты управления могут издаваться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, местной администрацией.           По компетенции (характеру разрешаемых вопросов) можно выделить акты органов исполнительной власти общей, межотраслевой (функциональной), отраслевой компетенции.           По наименованию акты органов исполнительной власти, должностных лиц весьма разнообразны. Президент России издает указы, распоряжения; Правительство — постановления, распоряжения; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, иные федеральные органы исполнительной власти — постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения (нормативные акты), а также акты, изданные в ином виде, не имеющие нормативного правового характера (указания, др.). Руководители высших органов исполнительной власти субъектов Федерации (главы администраций) издают постановления, распоряжения, руководители органов администраций — приказы, указания; местные администрации — постановления, распоряжения, приказы.          Правовые акты управления классифицируются, по другим основаниям: по территории, сроку действия, по способу защиты содержащихся в них требований, др.              Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.     Законность актов означает, что:        всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компетенции соответствующего органа;         предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;       при издании акта должны применяться лишь те его формы и наименования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);         должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия и издания  актов.                                                                                          В соответствующих случаях правовой акт управления должен основываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Статья 76 Конституции требует, чтобы законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не противоречили федеральным законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или нормативный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации.          Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.      Целесообразность правового акта управления означает его полезность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамотными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.              Все правовые акты, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения, за исключением тех, которые отменены в установленном порядке. Акт отменяется в случаях: устарелости; незаконности; незаконности акта, положенного в его основу; нецелесообразности.      Статья 46 Конституции предоставляет гражданам право обжаловать в суд решения исполнительных органов и их должностных лиц. Правительство вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти субъектов Федерации (кроме актов органов исполнительной власти республик), а также акты подведомственных ему федеральных органов. Акты этих органов, подведомственных Президенту, им и отменяются. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды вправе отменять только индивидуальные акты управления.          Правительство в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции вправе приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Согласно КоАП, исполнение постановления по делу об административном правонарушении может быть приостановлено в связи с подачей жалобы.  Суд общей юрисдикции по просьбе гражданина, подавшего жалобу на решение исполнительного органа (должностного лица), или по собственной инициативе может приостановить исполнение обжалуемого решения.

30. Участники производства  по делам об административных  правонарушениях.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях  в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ относятся: лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор.        Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Правам и обязанностям лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посвящена статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.          В деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.2 КоАП РФ).      Законный представитель — лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые либо недееспособны или ограниченно дееспособны, либо в силу своего возраста или физического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности, а также в защиту прав и законных интересов юридического лица.     Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляют их законные представители. Законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ) — его родители, усыновители, опекуны или попечители.     Законные представители имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц. От имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего их законные представители осуществляют все процессуальные действия, право совершения, которых принадлежит представляемым.     Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, также осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ) могут быть его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.  Статьей 48 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина и их гарантии, в том числе право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.       Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве данного дела может участвовать защитник (адвокат), а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель (иное лицо). Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.    Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.           Свидетель — лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения административного дела, и которое вызвано для дачи показаний. В более широком смысле свидетель — это человек, который был очевидцем какого-либо события и готов об этом свидетельствовать. В качестве свидетеля могут быть допрошены и потерпевший (ст.25.2 КоАП РФ), а также законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.        Понятой — незаинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое должностным лицом (следователем) для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.         Понятые, число которых должно быть не менее двух, могут быть допрошены об обстоятельствах производства личного досмотра и досмотра вещей и документов. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, которые вносятся в протокол об административном правонарушении, а в случае необходимости, в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ, может быть опрошен в качестве свидетеля.       Свидетель вправе:           - не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков);        - давать показания на родном языке или языке, которым владеет;   - пользоваться бесплатной помощью переводчика;      - делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.              При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос несовершеннолетнего проводится в присутствии его законного представителя.           В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.  Специалист обязан:           - явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;       - участвовать в произведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;          - удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.          Специалист вправе:            - знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;    - с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;          - делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий, с внесением их в протокол.           В соответствии со статьей 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт обязан:              - явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;     - дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.  Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, лишь в том случае, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.     Эксперт вправе:            - знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;     - с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;           - указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.        В качестве переводчика, согласно ст.25.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языком или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.       Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и обязан являться по их вызову, для выполнения полного и точного полученного им перевода, удостоверив затем его верность своей подписью. За неверный или неточный перевод, переводчик несет административную ответственность.    К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика, согласно части 2 статьи 25.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицами, привлекаемыми к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела. При наличии таких обстоятельств, данное лицо подлежит отводу (ч.1 ст.25.13 КоАПРФ).  Прокурор — главный законный представитель обвинения. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:       - возбуждать производство по делу об административном правонарушении;   - участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;      - приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

53. Администрацией  района в течении дня были  совершены следующие действия:                      - принят регламент работы аппарата;                - наложено дисциплинарное взыскание;                 - должностным лицам отдано десять устных распоряжений;             - проведено совещание;                  - заключен договор со строительным управлением о ремонте здания администрации.                   1. Дайте анализ юридических факторов и структуры возникших правоотношений. 2. Определите, какие из указанных действий относятся к административно-правовым отношениям.          Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъект правоотношения; объект правоотношения; содержание правоотношения.     Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.           Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами - это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения.  Субъективные права и юридические обязанности составляют содержание правоотношения, без которого оно просто отсутствует. Объем и пределы субъективных прав и юридических обязанностей в общем виде определяются нормой права. Правоотношение фактически представляет собой связь между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности: когда кто-либо имеет субъективное право, то неизбежно на ком-то другом лежит юридическая обязанность если и не совершать какие-либо действия, то хотя бы не препятствовать действиям носителя права, признавать их. И наоборот: наличие у лица юридической обязанности означает, что есть другое лицо, которое обладает правом и может требовать исполнения этой обязанности.        Для  любого  правоотношения  характерно  возникновение   его   вследствие определенных юридических  фактов,  исходя  из  того,  что  под  юридическими фактами понимаются  действия  или  события,  вследствие  которых  происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Особенностью юридических фактов по административному праву  является  то, что основным видом  правомерных  действий  служат  правовые  акты  субъектов исполнительной  власти,   имеющие   индивидуальный,   т.е.   относящийся   к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое  последствие  -возникновение,   изменение   или    прекращение    административно-правового

отношения.              Под неправомерными действиями понимаются  те,  которые  не  соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.  К  таким  относятся административные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные  для сферы  государственного  управления.    Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.                                        К административно-правовым отношениям относятся следующие действия: - принятие регламента работы аппарата:                 - наложение дисциплинарного взыскания;               - должностным лицам отдано десять устных распоряжений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. (1993). - М., 2008.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. И доп. На 15 февраля 2010г.- М.: Эксмо, 2010.- (Российской законодательство)

3. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. «Административное право России» - М.: ИКД «Зерцало-М», 2005.

4. Административное право: Учебник /под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004г.

 

 

 


Информация о работе Понятие, виды правовых актов управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления