Понятия и принципы правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:49, реферат

Описание работы

1. Понятие правосудия
2. Признаки правосудия

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 25.72 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Понятие правосудия

2. Признаки правосудия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В демократическом государстве  действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения  граждан и отдельные свободные  личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными  органами, исполнение этих законов  исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие  конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено  государственной власти, которое  своими специфическими средствами и  специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

Одной из разновидностей государственной  власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».

 

1. Понятие правосудия

                    

Статья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности:                1. рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел.                                 2. рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.

Рассмотрение судами дел  об административных правонарушениях  также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические  и эмпирические, но и нормативные  основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.

Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована  законом, можно сделать вывод, что  деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.

Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует  выделить его признаки.

Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.

Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).

Теперь можно сформулировать определение правосудия.

Правосудие – это деятельность специальных государственных органов судов  по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.

Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с  такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому  приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия.

Все суды осуществляют правосудие т.е. деятельность по рассмотрению гражданских, уголовных, административных дел на основании конституционных принципов.

Принципы правосудия –  это закрепленные в Конституции  Российской Федерации и других законах  основные, исходные, руководящие нормативные  положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского  правосудия, образующие единую систему, определяющие организацию и деятельность судебной власти по выполнению стоящих  перед ней задач.

Признаки правосудия.

Признаки правосудия содержатся в самом определении этого  явления.

1. Правосудие - это урегулированная  законом (уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным  процессуальным, административным  или Законом о Конституционном  Суде) деятельность.

2. Правосудие осуществляется  лишь по гражданским, уголовным  делам, делам об административных  правонарушениях, а также по  делам, подсудным Конституционному  Суду РФ.

3. Рассмотрение уголовных  дел и дел об административных  правонарушениях отнесено к компетенции  судов общей юрисдикции. Гражданские  дела могут быть разрешены  как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Поэтому  правосудие - это деятельность суда  общей юрисдикции, арбитражного  суда и, кроме того, Конституционного  Суда РФ.

4. Правосудие может осуществляться  только в рамках одного из  предусмотренных законом порядка  (инстанции):

рассмотрение дел по первой инстанции; рассмотрение дел в апелляционной  инстанции; рассмотрение дел в кассационной инстанции; рассмотрение дел в надзорной  инстанции; рассмотрение дел по вновь  открывшимся обстоятельствам; рассмотрение дел об административных правонарушениях; рассмотрение дел, подсудных Конституционному Суду РФ.

5. Правосудие по уголовным  делам завершается разрешением  вопросов о виновности подсудимых  и применением установленных  законом мер к виновным либо  оправданием невиновных. По делам  об административных правонарушениях  - наложением административного  взыскания либо прекращением  дела производством. По гражданскому  делу, а также по делам, подсудным  Конституционному Суду РФ, правосудие  имеет место только в связи  с разрешением дела по существу.

Конституционный Суд РФ выделяет, кроме того, четыре специфических  признака особой формы правосудия - конституционного судопроизводства, а  именно:

круг предметов проверки,

перечень инициаторов  рассмотрения дел,

виды процедур конституционного судопроизводства, юридические последствия  принимаемых решений.

Правосудие осуществляется лишь судами общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом  РФ. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя его  осуществление.

Так, согласно ч.2 ст.4 Закона о судебной системе в Российской Федерации действуют не только федеральные  суды, но и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды входят в судебную систему Российской Федерации. Однако правосудия они не осуществляют, так как не рассматривают гражданских  дел, не устанавливают виновности, не назначают наказания и тем  более не являются Конституционным  Судом РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации  рассматривают вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также осуществляют толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.27 Закона о судебной системе).

Правосудие по своему содержанию близко к содержанию таких понятий, как уголовный, гражданский и  арбитражный процессы. Однако правосудие шире уголовного процесса на объем  правосудия по гражданским и арбитражным  делам (то же касается остальных видов  процесса). Уголовный процесс шире правосудия на объем досудебного  и определенную часть судебного  производства. Гражданский процесс  шире правосудия на величину определенной части гражданского судебного производства (к примеру, оставление заявления без рассмотрения). Аналогично правосудие соотносится с арбитражным процессом.

Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, рассматривают дела об административных правонарушениях. Районные (городские) суды, например, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора. При этом они условно-досрочно освобождают  от наказания, заменяют неотбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из специального воспитательного учреждения в места лишения свободы. Исходя из определения правосудия названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

Согласно требованиям  уголовно-процессуального закона прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь, прокурор, а по определенным категориям преступлений - и орган дознания. Они в ходе проведенного расследования признают лицо виновным. Между тем только исходящие от суда признание и провозглашение - от имени государства - виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признаются - правосудием. Деятельность следователя, прокурора или органа дознания правосудием признана быть не может.

 

Заключение.

                                                                                                                                                                                                                                                           Правосудие – такая функция  правоохранительной деятельности, которая имеет

прямое отношение к  осуществлению наиболее значительных прав и законных

интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных

организаций, должностных  лиц. Его задачам так или иначе подчинено выполнение

практически всех других правоохранительных функций. Поэтому о правосудии, не

умаляя ни в коей мере значения других функций, можно говорить как об их

сердцевине, центральном  звене всей системы в целом.

И поэтому особенно важно, чтобы правосудие осуществлялось в  соответствии с

его демократическими основами, и чтобы во главу угла, при рассмотрении и

решении разнообразных уголовных и гражданских дел, ставилось соблюдение

Конституции РФ и, главное, прав и свобод человека, которые в ней  закреплены.

 

Литература

1. Конституция Российской  Федерации- ст.15, 19,47,2.20,49,123,48,26,22.

2. Уголовный Процессуальный  Кодекс РФ- ст.18,49,15,14,8,4.

3. Байдуков, В. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / В. А. Байдуков, В. М. Бозров, Е. Р. Ергашев [и др.]. – М.: Норма, 2008.

4. Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. О. А. Галустьяна. – М.: Юнити-Дана, 2008.

5. Правоохранительные органы: сб. нормативных актов / сост. В. П. Божьев. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

6. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для вузов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. – М.: Зерцало, 2007.

7. Правоохранительные органы: учебник / под ред. В. П. Божьева. – М.: Высшее образование, 2007.


Информация о работе Понятия и принципы правосудия