Понятия и виды источников административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:24, доклад

Описание работы

Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, то есть те акты, в которых они содержатся. Многообразные административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования, именно этим обусловлено большое количество источников административного права. Рассматривая систему нормативных актов — источников административного права,следует иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, это положение содержится в статье 72 Конституции РФ. Поэтому систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Файлы: 1 файл

источники. 2.2.docx

— 21.35 Кб (Скачать файл)

Понятия и виды источников административного права.

Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, то есть те акты, в которых они содержатся. Многообразные административно-правовые отношения требуют их нормативного регулирования, именно этим обусловлено большое количество источников административного права. 
Рассматривая систему нормативных актов — источников административного права,следует иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, это положение содержится в статье 72 Конституции РФ. Поэтому систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Однако необходимо учитывать, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, и в случае противоречия между федеральными законами и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это положение законодательно закреплено в ст. 76 п. 5 Конституции РФ. 
           Виды источников административного права: 
1. Законы Российской Федерации: 
       Конституция Российской Федерации; 
       акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и др.; декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания Российской Федерации). 
       Подзаконные федеральные акты: 
       указы, распоряжения Президента РФ; 
       постановления, распоряжения Правительства РФ; 
       приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов. 
       Законы субъектов Федерации: 
       конституции, уставы субъектов Федерации; 
       законы. 
2.Подзаконные акты субъектов Федерации: 
       указы, распоряжения президентов (губернаторов); 
       постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации; 
       приказы, постановления органов исполнительной власти специальной компетенции       субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации.

3.Акты местного самоуправления. 
4.Международные акты. 
Наличие огромного количества административно-правовых норм обусловливает объективную необходимость их систематизации. 
В практической работе по систематизации административно-правовых норм сложилось три основных направления: кодификация, инкорпорация и хронологические собрания нормативных актов. 
Кодификация является важнейшей формой систематизации -законодательства. Однако она затруднена исключительной мобильностью административно-правовых норм и необычайно широким кругом общественных отношений, регулируемых этими нормами. 
Инкорпорация — объединение и расположение в систематизированном порядке норм по важнейшим институтам административного права.В истории становления административного законодательства этот способ часто использовался и приносил свои положительные результаты. 
Хронологические издания. Эта форма систематизации позволяет проследить движение, развитие (дополнения, изменения) тех или иных форм, имеется возможность быстро отыскать интересующую норму.

 

2 вопрос. Нормативные акты.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность..                                                                                        

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

 Во-первых, они имеют  правотворческий характер: в них  нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либоотменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

 

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный  строй, права и свободы человека  и гражданина, определяющий форму  правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически  связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы  об арбитражных судах, о военных  судах, о Конституционном Суде  РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные  различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни  общества (например, Гражданский кодекс  РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный  кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

3 вопрос. Подзаконные акты.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. 
               Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. 
                   Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. 
1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. 
               В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера. 
2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. 
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п. 
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания). 
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.). 
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. 
7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). 
Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.


Информация о работе Понятия и виды источников административного права