Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:53, контрольная работа
В данной контрольной работе мной будет рассмотрено понятие и сущность административного права Украины. Для выполнения данной цели будут использованы учебные материалы по административному праву и нормативно-правовые акты Украины
Введение………………..……………………………………………...........3
1. Понятие предмета административного права .......………………....4-9
2. Сущность предмета административного права …………..…...10-13
Выводы ………..…………………………………………….……… ……14
Использованная литература ……………………..………………………15
Административное право тесно связано также с гражданским правом, прежде всего потому, что обе эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Однако необходимо отметить, что нормы гражданского права применяются в тех случаях, когда стороны в имущественном отношении являются равноправными (например: договор на поставку продукции), а нормы административного права — когда одна из сторон находится в административной подчиненности относительно другой (например: при неоплате проезда в трамвае).
Определенная связь имеется у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. трудовое право определяет государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы административного права регулируют государственно-служебные отношения (условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, правила пользования служебными документами, полномочия должностных лиц по организации трудового процесса).
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.
Анализ соприкосновения административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом является государственное управление, которое регулирует общественные отношения в сфере исполнительной деятельности.
.
Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление.
Такое понимание сущности административного права было общепринятым на протяжении десятилетий. Однако в современных условиях сущность административного права стала шире. Все в большей мере административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти. Обеспечивая при этом реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Изменения сущности административного права связаны, прежде всего, со становлением Украины как демократического правового государства [2 ].
Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Следовательно, сущностью предмета административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Судя по предмету административного права, оно представляет собой широкомасштабную правовую отрасль, охватывающую широчайший круг общественных отношений, постоянно возникающих в различных областях жизни государства и общества. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Соответственно возможна их типизация по различным критериям, дающая возможность получить своеобразную «панораму» механизма их административно-правового регулирования.
Прежде всего, проводится классификация управленческих отношений в зависимости от особенностей их участников, в результате которой выделяются следующие наиболее типичные их виды:
а) между соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы и должностные лица);
б) между не соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два федеральных министерства; администрации двух областей);
в) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями и учреждениями (например, министерство и унитарное предприятие);
г) между органами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями и учреждениями (например, по вопросам финансового контроля, административного надзора);
д) между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными предприятиями и учреждениями (например, по вопросам регистрации коммерческих структур);
е) между органами исполнительной власти и общественными объединениями;
ж) между органами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
з) между органами исполнительной власти и гражданами.
Специфической особенностью данных управленческих отношений, входящих в предмет административного права, является непременное участие в них субъектов исполнительной власти[2].
Не смотря на разнообразие управленческих отношений, в принципе они охватывают однотипные общественные отношения, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований[3, с.4].
Переход к рыночным отношениям в экономике самым существенным образом повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало и равной защиты со стороны государства всех ее форм, жесткого государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «убежало» из экономики, предоставив право решать возникшие в экономике совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности конкуренции. Однако из этого ничего не вышло, а в результате получился дикий рынок, дикая приватизация и все другие «прелести» перехода на рыночные отношения. Стало ясно, что без государственного регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно.
Используя опыт развитых стран, государство с помощью административного права стало усиливать свое воздействие на экономику, облекая экономические механизмы: цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит – в административно-правовую форму [2].
Административное право является одной из немногих отраслей права (уголовного, гражданского, трудового), которая имеет свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования органов государственного управления. Именно административное право осуществляет защиту не только управленческих общественных отношений, но и других правоотношений (земельных, жилищных, экологических, финансовых, трудовых и др.). Одновременно, административное право не только защищает такие правоотношения, но и выступает в роли их регулятора. В частности, именно нормы административного права определяют систему органов и порядок осуществления контроля за соблюдением экологического законодательства, налогового законодательства, таможенного законодательства; правовые и организационные основы осуществления предпринимательской деятельности и др. [1,с.11-12]
Вывод
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что предмет административного права — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и функционирования органов государственного управления, осуществления государственного управления сферами общественной жизни, функционирования административной юстиции и привлечения к административной ответственности.
Из всех вышеперечисленных понятий предмета и сущности административного права можно определить его основные цели так:
1.Создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связанно с функционированием исполнительной власти;
2.Создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;
3.Правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;
4.Создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;
5.Обеспечение безопасности страны, организаций, граждан, в том числе защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия исполнительной публичной власти.
Поскольку административное право отстает от требований сегодняшнего дня, неполно и противоречиво регулирует общественные отношения, не обеспечивает утверждение приоритета прав и свобод человека в ее отношениях с государством, возникла настоятельная необходимость реформирования административного права.
Использованная литература
1. Административное право Украины: Учебник /Под общей ред. С.В. Кивалова.— X.: «Одиссей», 2004.— 880 с.
2. Основы права. Учебник./ Под ред. проф. В.В.Лазарева.- М.: Юрист,2001.
3. Бахрах Д. Н. Административное право. Учебник- М., 1996.
4. Адміністративне право України. Підручник для юрид. вузів і фак./ За ред. Ю. П. Битяка. - Харків: Право, 2000. - 520 с.
Нормативно – правовые акты:
1. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» с изменениями согласно Закона №163 от 06.10.1998// Ведомости Верховной Рады -1998, N 48, ст.292
2. Закон Украины «О местных государственных администрациях» с изменениями согласно Закона №3272-IV от 22.04.2011// Ведомости Верховной Рады -2011, N 44, ст.461
3. Конституція України. Прийнята на п'ятій сесії Верховної Ради України 28.06.1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. – № ЗО. – Ст. 141.
3
Информация о работе Поняття і сутність предмету адміністративного права