Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных направлений и принципов деятельности полиции в Российской Федерации.
Согласно поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- анализ основных направлений деятельности полиции и их правового регулирования;
- рассмотрение структуры, назначения и принципов деятельности полиции;
- изучение основных прав и обязанностей полиции.
Введение.
Основная часть:
1. Правовое регулирование и основные направления деятельности полиции.
2. Структура, назначение и принципы деятельности полиции.
3. Права и обязанности полиции.
Заключение.
Список используемой литературы
Исходя из диспозиции статьи 9 – еще одним из принципов деятельности полиции является «взаимодействие и сотрудничество», т. е. при осуществлении своей деятельности полиция взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, поэтому взаимодействие и сотрудничество – тот принцип, без которого осуществление полицией возложенных обязанностей невозможно. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
Ну и последний
принцип, описанный в статье 11 обусловлен
необходимостью соответствия по
Полиция применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Поэтому использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем обязательный принцип деятельности полиции.
3. Права и обязанности полиции.
Полиция обязана защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 7 Федерального закона «О полиции»). Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию (часть 3 статьи 7 Федерального закона «О полиции»).
При обращении полицейского к гражданину полицейский обязан:
- назвать свои должность, звание, фамилию;
- предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;
- после чего сообщить причину и цель обращения.
Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными
и понятными для граждан (пункт 2 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).
При обращении гражданина к полицейскому полицейский обязан:
- назвать свои должность, звание, фамилию;
- внимательно выслушать
- принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).
В случае обращения в полицию каждому гражданину обязаны обеспечить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О полиции»).
Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (часть 6 статьи 5 федерального закона «О полиции»).
Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией, должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности (часть 4 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).
В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями (часть 3 статья 9 Федерального закона «О полиции»).
Полиция в своей деятельности должна учитывать общественное мнение, которое является одним из основных критериев официальной оценки ее работы (часть 6 статьи 9 Федерального закона «О полиции»).
Для обеспечения безопасности и борьбы с правонарушениями полиция имеет право (статья 13 Федерального закона «О полиции»):
- требовать от граждан и должнос
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в случаях, если:
а) имеются основания подозревать их в совершении преступления;
б) имеются основания полагать, что они находятся в розыске;
в) имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
г) имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- проверять у граждан, должностных лиц и общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;
- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
- подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
- в связи с расследуемыми
уголовными делами и делами
об административных
- при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица;
- участвовать в налоговых
- запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
- в связи с проверкой зарегистри
необходимыми документами и материалами, в том числе относящимися к расследованию уголовных или административных дел;
- патрулировать населенные
- требовать от граждан покинуть место совершения преступления или происшествия для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- не допускать граждан на отдельные участки и объекты, либо обязывать оставаться на местах, либо покинуть их – в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;
- обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если они создают угрозу жизни и здоровью как для себя, так и для других граждан, объектам собственности, нарушают работу организаций и движение транспорта;
- принудительно препровождать граждан в служебное помещение территориального и муниципального органа или подразделение полиции с целью:
а) решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решить этот вопрос на месте);
б) установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске, уклоняется от исполнения уголовного наказания либо является пропавшим без вести;
в) защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью;
- доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;
- осуществлять личный досмотр граждан, находящихся при них вещей и транспортных средств при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические или психотропные средства либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества (при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения);
- останавливать транспортные средства в целях обеспечения безопасности дорожного движения, проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр
транспортных средств и грузов с составлением соответствующе-
го акта;
- проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов;
- привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству, устанавливать негласное сотрудничество с гражданами на безвозмездной или возмездной основе;
- объявлять о вознаграждении за помощь в раскрытии преступлений и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных обязанностей;
- в служебных целях беспрепятств
ми связи госучреждений, а в безотлагательных случаях – средствами связи негосударственных организаций и граждан;
- использовать в безотлагательны
Несмотря на то, что уже не первый год действует закон «О полиции» многие граждане, как и должностные лица, не знают, какими правами и обязанностями наделен полицейский при осуществлении им своих полномочий представителя власти. Поэтому знание Закона «О полиции» и пределов полномочий полиции необходимо не только самим полицейским, но и гражданам, как основным «потребителям» этой государственной услуги, поскольку знание обязанностей полицейского и пределов компетенции органов полиции, поможет, в первую очередь, обеспечить соблюдение прав и свобод, а также избежать ненужную процедуру разбирательства проблемы гражданина полицейскими, тогда как решение проблемы изначально находилось в компетенции иного государственного или муниципального органа.
Заключение
Российская Федерация,
провозгласившая приоритет
Деятельность полиции
регулируется такими
Исходя из цели работы, были изучены основные
направления и принципы деятельности
полиции в Российской Федерации. Так же
было проанализировано правовое регулирование,
рассмотрена структура и изучены основные
права и обязанности полиции.
Безусловно, проанализировав
все вышесказанное невооруженным взглядом
(компетентного человека) заметно, что
проделана гигантская работа по совершенствованию
и оптимизации деятельности института
правоохранительных органов (полиции).
Но все же несмотря на все это, мнение нашего
населения о деятельности полиции пока
далеко от желаемого, хотя и есть продвижения
в этом направлении.
В современных российских условиях полиция, призванная работать на снижение уровня преступности, по объективным причинам преступность производит – чаще всего в своей отчётности, но нередко и в реальности, а также в минимальной степени ориентирована на общество и его потребности. Полиции в последнюю очередь нужно участие общества и граждан, она работает в структуре федерального ведомства и решает задачи, спущенные сверху.