Права и обязанности родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал.

Содержание работы

1.Введение
2. Субъекты семейных правоотношений
3. Основания возникновения родительских прав и обязанностей
4. Родительские права и обязанности
a) Содержание родительских прав и обязанностей
b) Личные права и обязанности родителей
5. Права и обязанности ребенка
6. Ограничение родительских прав
7. Лишение родительских прав
8. Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)
 

 Содержание.

1.Введение

2.                Субъекты семейных правоотношений

3.                Основания возникновения родительских  прав и обязанностей

4.                Родительские права и обязанности

a)                 Содержание родительских прав и обязанностей

b)                Личные права и обязанности родителей

5.                Права и обязанности ребенка

6.                Ограничение родительских прав

7.                Лишение родительских прав

8.                Заключение

Используемая  литература

1. Введение.

 

Забота о детях, их воспитание – равное право и  обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции  Российской Федерации). Сегодня права  детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях –  это важнейшая обязанность родителей  и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком  прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку  он им принадлежал.     

По мере развития первобытного общества связь ребенка  с матерью становилась все более прочной. По мере развития матриархата появляются связи ребенка с отцом[1].     

В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее.     

В течение длительного  периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало очевидным, что ребенок – это не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.  

В ХХ1 веке в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений.

Общественные организации  не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав.

Стремление иначе  посмотреть на ребенка нашло свое отражение преимущественно в  европейских государствах, о чем  свидетельствует принятие Конвенции  ООН 1989 г. «О правах ребенка».     

В своей курсовой работе я постарался наиболее полно отразить правовые основания и содержание основных прав и обязанностей родителей и детей.

 

      2. Субъекты семейных  правоотношений.

 

Субъектами  семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность  раскрывается  через  правоспособность и дееспособность. Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами.

Семейная правоспособность - это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает  у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет).ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность - это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой  предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста).[2] Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.

 

      3. Основания возникновения родительских прав и обязанностей.

 

 

С появлением ребенка  у мужчины и  женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований  Семейного кодекса РФ, где  сказано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке».[3] Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание.

Данное правило  общего порядка распространяется и  на нетипичные ситуации, когда ребенок  родился:     

-в течение трехсот  дней с момента расторжения  брака;     

-в течение трехсот  дней с момента признания брака недействительным;     

-в течение трехсот  дней с момента смерти супруга  матери.     

В российском законодательстве предусмотрен специальный механизм установления отцовства. Существует два  основных способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.     

Суть так называемого  добровольного установления отцовства  заключается в том, что оно  основывается на совместном заявлении  как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя таковым (ст.48 СК РФ).     

Судебный порядок  установления отцовства регламентирован ст.49 СК РФ.

Федеральный закон  от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ, в ряде других законодательных и нормативных актах, международных правовых документах.

4. Родительские права  и обязанности.

Содержание  родительских прав и  обязанностей.

 

СК РФ предельно  полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.     

Родители имеют  право и обязаны воспитывать  своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.     

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его  этого права можно только в  случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.     

Право на воспитание заключается в возможности воспитывать  своих детей лично, используя  всевозможные способы и методы семейного  воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую  помощь в осуществлении этого  права.      

Пункт 1 ст.63 СК РФ, не ограничиваясь провозглашением  прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями  они обладают:     

-на воспитание  своих детей, на заботу об  их здоровье, физическом, психическом,  духовном и нравственном развитии.     

Кроме того, родители имеют:     

-право требовать  возврата своего ребенка от  любого лица, удерживающего его  у себя не на основании закона  или судебного решения[4]. Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;     

-право на общение  с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем. [5]    

Кроме права на общение  с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать  в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.     

Пункт 1 ст. 65 СК РФ предусматривает  следующее правило: «Родитель, с  которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка  с другим родителем, если такое общение  не причиняет вред физическому и  психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».     

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение  информации о несовершеннолетнем из воспитательных,  лечебных  учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.4 ст.66 СК РФ).     

Пункт 1 ст. 65 СК РФ содержит перечень действий и поступков родителей  – воспитателей, которые они совершать  не вправе. Сюда входит:

•        причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);

•        причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

•        применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так СК ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогических по своей сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;[6]

•        оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в  п.1 ст.65 СК РФ правовые предписания  – это не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.     

Право родителей  на воспитание ребенка тесно связано  с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст.63 СК РФ. В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.     

Информация о работе Права и обязанности родителей