Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:08, контрольная работа
Цель работы - изучение Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти.
Основными задачами исследования являются:
1. Характеристика административно-правового статуса Правительства Российской Федерации;
2. Изучение состава Правительства Российской Федерации, и порядка его формирования;
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос об исполнительной
власти является одним из труднейших
вопросов правовой науки. Характеристики
этой ветви власти отражают состояние
государственности в целом, позволяют
оценить потенциал и
Правительство Российской Федерации - один из самых важных органов государственной власти, власти исполнительной. В последнее время мы можем наблюдать тенденцию к усилению роли Правительства Российской Федерации на политической арене. Исходя из этого, я выбрал изучение Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти.
Объектом работы является Правительство Российской Федерации.
Цель работы - изучение Правительства Российской Федерации как высшего органа государственной власти.
Основными задачами исследования являются:
1. Характеристика
административно-правового
2. Изучение состава
Правительства Российской
3. Основные вопросы компетенции Правительства Российской Федерации.
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ КАК ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 г. государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ).
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Роль исполнительной
власти особенно важна там, где проводятся
реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии.
На исполнительную власть ложится главная
тяжесть проведения глубоких хозяйственных
преобразований и создания рыночной экономики.
Органы этой ветви государственной власти
играют решающую роль для претворения
в жизнь новых демократических законов,
охраняющих права и интересы граждан.
И хотя нам кажется что мы уже весьма далеки
от нашего советского тоталитарного прошлого,
на самом деле практика показывает, что
это не так.
Исполнительная власть олицетворяется
в определенной системе государственных
органов, связанных между собой по вертикали
и горизонтали. На высшей ступеньке этой
системы стоит правительство, возглавляемое
премьер-министром.
Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в Российской Федерации принята президентская форма правления и Правительство РФ несет ответственность в основном перед Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.
В то же время
Федеральный конституционный
По-иному и в некотором смысле сложнее выглядят взаимоотношения Правительства РФ с Президентом РФ, который формально как бы не входит ни в одну из трех властей, а по существу, имея ряд конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, в эту власть входит.
Президент РФ назначает (с согласия Государственной Думы) и единолично смещает Председателя Правительства, назначает и смещает всех членов Правительства РФ и руководителей других федеральных органов исполнительной власти, напрямую руководит рядом министерств (обороны, иностранных дел и др.). Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ. Совершенно очевидно, что Правительство РФ несет ответственность перед Президентом РФ, только ему подотчетно и ему подконтрольно.
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Эти принципы мы находим в Законе о Правительстве Российской Федерации, где сказано, что Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обеспечивает исполнение судебных решений.
В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава из восьми статей (ст. 110-117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обороне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президента РФ. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядок его формирования и деятельности закреплены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"(в редакции от 31 декабря 1997 г.). Законом определяются принципы, состав и порядок формирования Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной власти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.
Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.
2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель
Правительства Российской Федерации
назначается Президентом с
Формирование
персонального состава
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.
Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают его должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.
В соответствии
с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех
случаях, когда Президент Российской
Федерации не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства РФ.
Председатель Правительства РФ назначается
Президентом РФ с согласия Государственной
Думы. Никто, кроме Президента, не вправе
выдвигать кандидатуру Председателя Правительства.
Дума может дать согласие на назначение,
либо отказать в согласии, но она не может
обсуждать ни одну кандидатуру, кроме
внесенной Президентом РФ.
Конституция РФ
обязывает Президента РФ соблюдать
определенные сроки для внесения кандидатуры
на пост Председателя Правительства РФ.
Предусмотрены два основных случая с установлением
соответствующих сроков внесения кандидатуры
в Государственную Думу:
1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;
2) в течение
недели со дня отклонения
Однако Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
По поводу назначения
главы Правительства между
После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным, мы узнаем о том кто будет в составе Правительства РФ по факту.
Члены Правительства
не могут занимать никакой другой
должности в государственных
органах местного самоуправления, общественных
объединениях, не имеют права на
предпринимательскую
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРВИТЕЛЬСТВА РФ
Правовой основой полномочий Правительства РФ являются нормы Конституции РФ. В Законе о Правительстве РФ конкретизированы и детализированы те основные позиции, которые заложены в нормах Конституции РФ, определены механизмы осуществления этих полномочий.
Отдельные полномочия Правительства РФ урегулированы в кодексах и федеральных законах, например, в Налоговом, Бюджетном, Лесном, Водном, Таможенном, Градостроительном кодексах РФ, в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ряде других законов, регулирующих отношения в социально-культурной сфере: в области образования, науки, здравоохранения, охраны труда и т.д.
В административной сфере полномочия Правительства урегулированы в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О милиции» и ряде других.
Правительство РФ в пределах своих полномочий организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации.
1. В сфере экономики
на Правительство РФ возложены
разработка и организация
Статья 114 Конституции РФ
и ст. 12 Закона о Правительстве
РФ возлагают на Правительство обеспечение
единства экономического пространства
и свободы экономической
На заседаниях Правительства рассматриваются предположения об объеме выпуска государственных ценных бумаг, о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, принимаются решения о представлении Президенту проектов указов по вопросам финансовой и налоговой политики, о внесении по этим вопросам законопроектов в Государственную Думу.
Конституция РФ возлагает на Правительство РФ управление федеральной собственностью как одним из основных источников экономического и финансового благополучия общества.
Разграничение
федеральной собственности, собственности
и субъектов Федерации и
Информация о работе Правительство РФ как орган исполнительной власти