Правительство Российской Федерации: полномочия, структура, порядок сложения полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью своей работы я ставлю рассмотреть организацию, структуру, и полномочия Правительства РФ, правовое регулирование его деятельности и порядок прекращения полномочий. Чтобы достигнуть цели на рассмотрение считаю целесообразным вынести следующие задачи:
· Дать понятие Правительства РФ и раскрыть основные принципы его работы.
· Кратко рассмотреть основную нормативно-правовую базу организации деятельности Правительства РФ
· Охарактеризовать место Правительства РФ в системе государственной власти страны, раскрыв его основные признаки, а также кратко рассмотреть состав Правительства и структуру исполнительной власти согласно Указу Президента от 12 мая 2008г № 724
· Раскрыть основные полномочия Правительства РФ, т.к через них реализуется роль Правительства РФ в обществе и место в системе государственной власти.

Содержание работы

Введение____________________________________________________2
Глава I. Правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации
§1. Понятие и основные принципы работы Правительства РФ__________5
§2. Правовое регулирование деятельности Правительства РФ__________8
Глава II. Правительство Российской Федерации: полномочия, структура, порядок сложения полномочий
§1. Структура Правительства РФ и место в системе государственной власти_________________________________________________________11
§2. Полномочия Правительства РФ_________________________________15
§3. Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ_______________________________________________23
Заключение____________________________________________________25
Список используемой литературы_________________________________27

Файлы: 1 файл

правительство рф.docx

— 52.17 Кб (Скачать файл)

4.Указ Президента от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти»

5.Указ Президента от 12 мая 2008г. № 724 « Вопросы системы  и структуры федеральных органов  исполнительной власти». Данным  указом определяется конкретно  структура всей системы исполнительной  власти страны, причем определяется  она вновь с вступлением в  должность нового Президента, соответствующим  указом. Президент определяет, какие  структуры образовать, а какие  упразднить, определяет иерархическое  отношение конкретных органов  между собой, в целях совершенствования  эффективности всей системы. Под  структурой понимается министерство, служба, агентство, комитет либо  иной орган исполнительной власти.

6. Указ Президента от 10.06.1995 № 1185 « Об обеспечении взаимодействия  Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации[11]». Данный нормативно-правовой акт был принят в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации до принятия законов о Правительстве Российской Федерации и о федеральных органах исполнительной власти, а также согласованной деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Итак, мы рассмотрели основную нормативно-правовую базу организации  Правительства Российской Федерации. Конечно, она не ограничивается только данными актами, существуют многие другие, но все же основными являются вышеуказанные.

Глава II. Правительство  Российской Федерации: структура, полномочия, порядок сложения полномочий

§1. Структура Правительства  РФ и место в системе государственной  власти

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин  «исполнительнаявласть»,  в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделениювластей». Чтобы показать место Правительства Российской Федерации в системе государственной власти выделим следующие его основные признаки:

1.Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это, например, было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

2.   Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится надолю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующимзаконодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

3.   Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

4.   Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуютединую систему исполнительной власти в Российской Федерации

5.       Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации.

6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествлениенеправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения.[14] Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.

7.  Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Состав Правительства (структура) определен в статье 110 Конституции  Российской Федерации и статье 6 ФКЗ «О правительстве»: «Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации - Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации  и федеральных министров.»

Структура Правительства  строится следующим образом:

1. Председатель Правительства  Российской Федерации.

2. 7 Заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации  (двух первых заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации,  Заместителя Председателя Правительства  Российской Федерации - Руководителя  Аппарата Правительства Российской  Федерации и Заместителя Председателя  Правительства Российской Федерации  - Министра финансов Российской  Федерации.)

3. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  Российской Федерации, федеральные  службы и федеральные агентства,  подведомственные этим федеральным  министерствам.

4. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых  осуществляет Правительство Российской  Федерации, федеральные службы  и федеральные агентства, подведомственные  этим федеральным министерствам

5. Федеральные службы  и федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Правительство Российской Федерации[16]

В сравнении с Указом Президента от 20.05.2004. № 649 « Вопросы структуры  федеральных органов исполнительной власти» произошли существенные изменения.

Образованы:

Министерство спорта, туризма  и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам  Содружества Независимых Государств.

Преобразованы:

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации  в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная  служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного  наследия в Федеральную службу по надзору в сфере связи и  массовых коммуникаций и Федеральная  служба по надзору за соблюдением  законодательства в области охраны культурного наследия, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в Федеральноеагентство по рыболовству, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации, Преобразовать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Упразднены:

Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской  помощи; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию; Федеральное агентство  по культуре и кинематографии, передав  его функции Министерству культуры Российской Федерации; Федеральное  агентство по промышленности, передав  его функции Министерству промышленности и торговли Российской Федерации; Федеральное  агентство по строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству, передав  его функции Министерству регионального  развития Российской Федерации; Федеральное агентство по энергетике, передав его функции Министерству энергетики Российской Федерации.

Итак, в данном параграфе  мы выяснили, что Правительство РФ самостоятельно осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, наряду с законодательной и исполнительной властями, согласно теории разделения властей и Конституции Российской Федерации. Правительство состоит  из Председателя Правительства, его  заместителей и федеральных министров. Положение Правительства среди  других органов российского государства  определяется его полномочиями, закрепленными  в указанных законодательных  и нормативных актах. Исходя из этого, считаю целесообразным рассмотреть  полномочия Правительства РФ.

 

§2. Полномочия Правительства  РФ

Как высший орган федеральной  исполнительной власти , Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами. В определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов. Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство Российской Федерации  руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти подчиняются  федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. В случае необходимости  федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или  иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании.[17]

В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации  в установленных пределах:

1.   организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2.   осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3.   обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4.   формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5.   реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

6.   Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

7.   Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации  осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  на основании соответствующих соглашений.[18]

В сфере экономики Правительство  Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет регулирование  экономических процессов;

- обеспечивает единство  экономического пространства и  свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров,  услуг и финансовых средств;

- прогнозирует социально-экономическое  развитие Российской Федерации,  разрабатывает и осуществляет  программы развития приоритетных  отраслей экономики;

- вырабатывает государственную  структурную и инвестиционную  политику и принимает меры  по ее реализации;

- осуществляет управление  федеральной собственностью;

- разрабатывает и реализует  государственную политику в сфере  международного экономического, финансового,  инвестиционного сотрудничества;

Информация о работе Правительство Российской Федерации: полномочия, структура, порядок сложения полномочий