Правительство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 17:23, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Определить правовой статус Правительства Российской Федерации.
2. Рассмотреть состав Правительства Российской Федерации. Его формирование регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации».
3. Изучить организацию деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.

Файлы: 1 файл

Правительство РФ его структура и функции.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи этого органа характеризуют его общественную направленность, показывают важность деятельности Правительства для развития государства и для функционирования развитого гражданского общества. Актуальность данной темы в современном мире подтверждается вышесказанным.

Цель контрольной работы – рассмотреть структуру и задачи Правительства Российской Федерации.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить правовой статус Правительства Российской Федерации.
  2. Рассмотреть состав Правительства Российской Федерации. Его формирование регламентируются Конституцией и законом «О Правительстве Российской Федерации».
  3. Изучить организацию деятельности Правительства Российской Федерации. Для реализации данной задачи нам необходимо опираться на Регламент Правительства Российской Федерации, который детально регулирует вопрос обозначенной задачи.

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНАХ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    1. Разделение властей и Правительство Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, а также осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из вышесказанного ясно, что Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Согласно принципу разделения властей, органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны, что естественно предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти на три самостоятельные ветви власти.

Государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации – он является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти. Кроме того, Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации по своей юридической силе выше постановлений Правительства Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство Российской Федерации – возглавляет систему органов исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды – осуществляют судебную власть, в частности, правосудие.

Помимо указанного в Конституции Правительства Российской Федерации действуют и другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом Российской Федерации. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве Российской Федерации, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент Российской Федерации.

Такое соотношение между властью Президента Российской Федерации и Правительством Российской Федерации не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом, не спрашивая согласия Президента Российской Федерации. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью. Также предусмотрено, что Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и устанавливать порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРУКТУРА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции Российской Федерации в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства.

Структура Правительства Российской Федерации на протяжении времени со дня принятия новой Конституции постоянно претерпевала изменения. Первые изменения в правительстве были санкционированы Указом Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации». Из Правительства были выведены главы исполнительной власти субъектов Федерации, что позволило исключить их одновременной пребывание в структурах и исполнительной, и законодательной власти. Был и другой аспект этих изменений – исключалась прямая зависимость региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

В период 2004-2008 гг. структура с состав Правительства Российской Федерации неоднократно менялись. В канун административной реформы в Правительство Российской Федерации входили 30 человек, не считая председателя. Заместителей председателя было шесть, из них только двое возглавляли министерства: финансов и сельского хозяйства.

В результате административных преобразований, проведенных весной 2004 г., состав правительства сократился. Предусматривался только один вице-премьер. В числе 15 федеральных министров один был без портфеля – это руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. В мае 2004 г. в связи с изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти и созданием вместо одного Министерства транспорта и связи двух – Министерства транспорта и Министерства информационных технологий и связи – в состав правительства был включен еще один федеральный министр. Образование в сентябре 2004 г. Министерства регионального развития, в свою очередь, пополнило его новым членом. Очередные изменения последовали в ноябре 2005 г.: была учреждена должность первого вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Таким образом, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы правительства стало три заместителя.

В 2008 году структура правительства снова была реорганизована, образовались новые министерства, увеличено число заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. У Председателя Правительства стало семь заместителей, в том числе два первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.

На данный момент у Председателя Правительства восемь заместителей – добавился вице-премьер, курирующий подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи.

Количество заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации не лимитируется, в это понятие включаются и первые заместители – общее их число определяется Президентом Российской Федерации по его усмотрению.

Указами Президента Российской Федерации создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство Российской Федерации устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства Российской Федерации после выборов Президента Российской Федерации, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.

По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Подчинение некоторых федеральных министров Президенту Российской Федерации не отключает их от работы Правительства Российской Федерации. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства.

Исполнение законов по Конституции – важнейшая функция правительства. Правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.

Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В Конституции Российской Федерации говорится, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Правительство Российской Федерации