Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 11:52, реферат
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения).
Введение 2
1. Право граждан на обращение и жалобы 4
2. Правовое регулирование правоотношений,
связанных с рассмотрением обращений и жалоб граждан 10
Заключение 16
Список литературы 18
Содержание
Введение 2
1. Право граждан на обращение и жалобы 4
2. Правовое регулирование правоотношений,
связанных с рассмотрением обращений и жалоб граждан 10
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления - неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения). Как верно отметила еще в 1959 г. Н.А. Ямпольская, "процесс развития субъективных прав заключается в активных действиях граждан по охране и защите своих прав и таким образом способствующих укреплению законности". Кроме того, как отметил в 2009 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2009 г., "сама власть... обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам - это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего", а также: "Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать".
1. Право граждан на обращение и жалобы
Статья 33 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданам Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 2 Основного закона, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Некоторые нормативные акты субъектов Федерации закрепляют не только право граждан на обращение в государственные и муниципальные органы, но и в унитарные предприятия или любые организации вообще. Так, Областной закон Свердловской области от 20 марта 2006 г. N 13-ОЗ "Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области" допускает обращения в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области, а именно государственные унитарные предприятия Свердловской области и государственные учреждения Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Таким образом, расширяется сфера возможных адресатов обращений, включая в них не только властные структуры, но и унитарные предприятия, работающие на данной территории. Статья 40 Конституции Республики Алтай (Основного закона) (принята Законом Республики Алтай от 7 июня 1997 г. N 21-4, ред. от 18.10.2005) гласит: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям предприятий независимо от форм собственности, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленные законом сроки. Решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, ущемляющих права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Указанные нормы, на наш взгляд, более отвечают интересам граждан. Зачастую гражданину необходимо обратиться с предложением или жалобой, например, в товарищество собственников жилья или другую негосударственную организацию, Федеральный закон не налагает на данные организации обязанностей по рассмотрению обращений. Между тем проект Федерального закона "Об обращениях граждан содержал специальные положения о рассмотрении обращений на предприятиях, учреждениях, общественных и иных организациях. Согласно ст. 15 Проекта, рассмотрение обращений и прием заявителей на предприятиях и иными субъектами предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, в учреждениях, общественных и иных организациях, иных структурах, не входящих в систему органов государственной власти, осуществляется их руководителями и уполномоченными ими сотрудниками в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
На предприятиях, осуществляющих розничную торговую деятельность, проводящих работы по оказанию населению услуг, в доступном для покупателей (заказчиков) месте должна находиться книга отзывов, предложений и жалоб, заверенная подписью и печатью руководителя органа местного самоуправления, на чьей территории предприятие находится. Эта книга ежегодно проходит перерегистрацию. Работники предприятия не должны чинить каких-либо препятствий покупателям (заказчикам), желающим сделать запись в книге, для чего им создаются необходимые условия. Эти же правила распространяются и на деятельность, осуществляемую индивидуальными предпринимателями.
При проверках, проводимых на предприятиях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), указанная книга обязательно предъявляется для проверки, о чем проверяющими делается отметка. При принятии Закона в окончательной редакции данная норма использована не была.
Больший, чем в Федеральном законе, спектр потенциальных адресатов обращения предусматривался и в ранее действовавшем Законе Республики Мордовия от 1 июня 2000 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Мордовия" (Законом Республики Мордовия от 1 декабря 2006 г. N 73-З Закон признан утратившим силу). Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона, граждане в соответствии с настоящим Законом вправе были лично или через своих представителей обращаться:
- к Главе Республики Мордовия;
- в Государственное Собрание Республики Мордовия и к его должностным лицам;
- в Правительство Республики Мордовия, иные органы исполнительной власти и к их должностным лицам;
- в органы местного
- в органы территориального
общественного самоуправления
- в органы управления
- в иные органы и к иным должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.
В законодательстве стран - участников Содружества Независимых Государств также уделяется большое внимание регулированию возможности обращения граждан в негосударственные организации. Так, согласно ст. 2 Закона Туркменистана от 14 января 1999 года "Об обращениях граждан и порядке их рассмотрения", граждане Туркменистана в соответствии с Конституцией и законами Туркменистана имеют право вносить в письменной или устной форме в государственные, общественные и иные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности предложения об улучшении их деятельности, обращаться с заявлениями и жалобами.
Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года "Об обращениях граждан" (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан. 1994. N 5. Ст. 140) (действует в редакции Закона от 13 декабря 2002 г. N 446-II) прямо регламентирует возможность обращения граждан в средства массовой информации с последующей пересылкой обращения в компетентный государственный или муниципальный орган или должностному лицу. Согласно ст. 5 Закона, обращения граждан, поступившие в государственные органы из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные Законом. Обращения граждан, направленные в средства массовой информации, могут использоваться для изучения и отражения общественного мнения в соответствии с законодательством о средствах массовой информации.
В Российской Федерации, наоборот, ч. 2 ст. 42 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) закрепляет, что редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Между тем многие граждане, воспринимая буквально лозунг о том, что "пресса - это четвертая власть", направляют свои обращения в редакции газет, журналов, теле- и радиопрограмм, рассчитывая во многих случаях как на реакцию компетентных органов и лиц, на вышедший в свет (в эфир) репортаж, так и на непосредственную пересылку своего обращения органам, полномочным решать возникшую проблему.
Многие, действовавшие в субъектах РФ до вступления в силу федерального закона, нормативные акты, регламентировавшие правоотношения по порядку работы с обращениями граждан в субъекте РФ, прямо предусматривали возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Закон Республики Бурятия от 16 сентября 1997 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Бурятия"), Европейскую комиссию по правам человека и иные международные контрольные органы (Закон Кабардино-Балкарской Республики от 22 мая 1997 г. "Об обращениях граждан", Закон Республики Башкортостан от 7 апреля 1997 г. N 85-з "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан" и др.). Однако, после вступления в силу закона, эти нормативные акты были признаны утратившими силу.
На федеральном уровне подобное право закреплено в части 3 статьи 46 Основного закона Российской Федерации. К таким межгосударственным органам относятся: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. В соответствии с практикой Европейской комиссии, которая в полной мере применима и к деятельности нового единого Европейского Суда по правам человека, основа правила исчерпания внутренних средств защиты состоит в том, что до рассмотрения дела в международном судебном органе у государства должна быть возможность возмещения предполагаемого ущерба при помощи внутренних средств в рамках собственной правовой системы. Однако частное лицо освобождается от обязанности прибегнуть к определенным внутригосударственным средствам защиты в случае, если обстоятельства его дела свидетельствуют о неэффективности и бездейственности этих средств*(7). Процедуры несудебного характера относятся к категории внутренних средств защиты, подлежащих исчерпанию, в том случае, если они гарантируют эффективную правовую защиту против действий властей. Лицо, подавшее жалобу, должно использовать имеющиеся средства защиты вплоть до высшей инстанции, но только тогда, когда апелляция к вышестоящей судебной инстанции может оказать решающее влияние на решение дела по существу. Европейская комиссия также считала, что требование об исчерпании всех внутренних средств защиты не должно применяться, если соответствующий национальный суд в полной мере не является независимым, что говорит об отсутствии гарантий справедливого судебного разбирательства. В случае если в момент подачи петиции какое-либо средство защиты не было в распоряжении ее автора, но впоследствии ввиду изменений в прецедентном праве соответствующего национального суда он получил возможность им воспользоваться, то для удовлетворения требования об исчерпании всех внутренних средств защиты такое средство должно быть использовано.
Статья 18 Конституции Российской Федерации указывает, что права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, практическую деятельность государственных и других органов и организаций. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45). Должностные лица органов власти принимают властные решения посредством издания обязательных для исполнения правовых актов. Гражданин пользуется своей властью, как правило, только в случаях нарушения своих прав и посредством направления всякого рода жалоб и заявлений в различные инстанции. Таким образом, происходят взаимоотношения властного характера между этими субъектами общественных отношений.
Следует отметить, что признание в нашей стране права на обращение (право петиций) в качестве одного из основополагающих прав человека и гражданина относится только к недавнему времени. На 3-й сессии (июнь 1948 г.) Комиссия по правам человека, после изучения немногочисленных замечаний правительств, завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС, который направил его для окончательной доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Париже с сентября по декабрь 1948 г. Из-за негативной позиции социалистических стран, при поддержке некоторых латиноамериканских государств, не было включено в текст Декларации "право на петицию к властям государства, гражданином которого он является или в котором он проживает, либо к Организации Объединенных Наций", содержащееся в проекте Комиссии по правам человека, по аналогии с европейским конституционным законодательством. Советский Союз, Мексика и ряд других стран считали, что право на петицию в ООН нарушает принцип национального суверенитета и противоречит уставному положению о невмешательстве во внутренние дела государств.
Право петиций закреплено в Конституциях большинства государств. Так, в статье 29 испанской Конституции установлено, что все испанцы имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в письменном виде в органы государственной власти, в форме и целях, установленных законом. Военнослужащие и служащие вооруженных сил, а также военных ведомств или учреждений, подчиненных военной дисциплине, могут осуществлять это право только в индивидуальном порядке и в соответствии с положениями законодательства, регулирующего их деятельность*(13). В статье 28 части II "О бельгийцах и их правах" Конституции Бельгии закреплено право каждого обращаться к публичным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами. Вместе с этим Конституция Бельгии допускает возможность учредительным органам обращаться от имени коллектива*(14). Конституция США провозглашает, что "конгресс не должен издавать законов,.. ограничивающих... право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об исправлении злоупотреблений"*(15). Статья 45 Конституции Болгарии указывает, что граждане имеют право обращаться в государственные органы с жалобами, предложениями и петициями*(16). Статья 52 Конституции Республики Молдова устанавливает право на обращение к властям с письменным требованием, жалобой, предложением в индивидуальном или коллективном порядке - право на петиции. В развитие данного положения установлено конституционное право лица, ущемленного властью или не добившегося удовлетворения своих требований, на обращение в административный суд с целью отмены противоправного акта или решения государственного органа или должностного лица и возмещения причиненного ущерба (ст. 53).