Правоприменительная практика судов по статье 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:58, доклад

Описание работы

В 2012 году судами Республики Беларусь было рассмотрено 397 117 дел об административных правонарушениях, что на 44 584 дела или 10,1% меньше, чем в 2011 году.По сравнению с 2012 годом сократилось число поступивших в суды дел об административных правонарушениях – на 44 584 или 10,1%.
Хотелось бы, подробнее рассмотреть и проанализировать ст. 9.1. Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Умышленное причинение телесного повреждения».В 2012 году по данной статье всего привлечено– 13 558 или 3,4% (2011 год – 15 268 или 3,5%) лиц.

Файлы: 1 файл

тезис 9.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Правоприменительная практика судов по статье 9.1

 «Умышленное причинение телесного  повреждения»

 Кодекса об административных  правонарушениях Республики Беларусь

 

                                                                                         Н.И. Сафонова (МГУ им А. А. Кулешова)

                                                                                                            Научн. рук. С.И.Пантелеев

                                                                                                                 старший преподаватель

 

   В 2012 году судами Республики Беларусь было рассмотрено 397 117 дел об административных правонарушениях, что на 44 584 дела или 10,1% меньше, чем в 2011 году.По сравнению с 2012 годом сократилось число поступивших в суды дел об административных правонарушениях – на 44 584 или 10,1%.

    Хотелось бы, подробнее  рассмотреть  и проанализировать   ст. 9.1. Кодекса  об административных правонарушениях  Республики Беларусь «Умышленное  причинение телесного повреждения».В 2012 году  по данной статье  всего привлечено– 13 558 или 3,4% (2011 год – 15 268 или 3,5%) лиц [1].

  Согласно правилам судебно-медицинской экспертизы под телесным повреждением следует понимать причиненный вред здоровью, проявившийся нарушениями анатомической целостности органов и тканей, физиологических функций организма или его отдельных органов и тканей, различными заболеваниями, обусловленными воздействием физических, химических, биологических или психических факторов внешней среды [2, с. 66 ].

     Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, составляющие в своей совокупности здоровье человека. При совершении умышленного легкого телесного повреждения или побоев правонарушитель причиняет вред здоровью другого человека.

В соответствии с УК телесные повреждения в Республике Беларусь подразделяется на три степени:

    1. тяжкие телесные повреждения;
    2. менее тяжкие телесные повреждения;
    3. легкие телесные повреждения, которые в свою очередь подразделяются:
      • на легкие телесные повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности;
      • легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительную  стойкую утрату трудоспособности.

  Состав правонарушения материальный. Правонарушение считается оконченным с момента наступления одного из вышеуказанных последствий.

  Следует описать характеристику личности , совершившего умышленное телесное повреждение.

    В результате изучения материалов дел об административных правонарушениях касающихся умышленных телесных повреждений 92 % составляли мужчины и 8 % женщины.

    Анализ уровня образования лиц, привлеченных к административной ответственности  за данные правонарушения, показал, что умышленные телесные повреждения в основном причиняются лицами, имеющими среднее образование (65,3 %), на втором месте - лица с высшим образованием (18 %).

   Значительная  часть привлеченных к административной  ответственности  за причинение телесных повреждений на момент совершения правонарушения работала или училась. Большинство этих лиц относятся к категории рабочих (38,4 %). Как правило, это лица относительно низкой квалификации, часто меняющие место работы, имеющие небольшой трудовой стаж. Удельный вес служащих, причинивших телесные повреждения, незначителен (1,9 %).

   По изученным материалам, большинство привлеченных к административной ответственности лиц на момент совершения правонарушения состояли в зарегистрированном или фактическом браке (55,9 %). Этим объясняется факт, что умышленные телесные повреждения относятся чаще всего к бытовым преступлениям и причиняются в процессе семейно-бытовых конфликтов.

   Среди лиц, привлеченных к административной ответственности за умышленное нанесение телесных повреждений, 75 % совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, из каждых 10 умышленных телесных повреждений около 8 правонарушений совершаются в нетрезвом виде.  

        Необходимо также проанализировать виктимологическую характеристику потерпевших от умышленных телесных повреждений.

    По изученным дел об административных правонарушениях по ст. 9.1 КоАП , обстоятельства, относящиеся к потерпевшим, характеризуются следующими данными.

  Потерпевшими являются: мужчины - 70,6 %, женщины - 29,4 %.

  Основная, доля потерпевших от исследуемых преступлений приходится на активную часть населения в возрасте 21 - 50 лет (72 %).

Доля потерпевших  в возрасте от 14 до 20 лет небольшая  и поставляет 8 % от числа всех изученных  потерпевших.

   Обращает на себя внимание то обстоятельство, что значительный процент потерпевших (12 %) приходится на долю лиц преклонного возраста (60 и более лет). В большинстве своем это лица, требующие к себе особого внимания: пенсионеры, инвалиды, люди, страдающими теми или иными тяжелыми хроническими заболеваниями, и т.д.

   Социальное положение потерпевших характеризуется следующими данными. В основном это лица, занимающиеся общественно полезной деятельностью (67,4 %): работающие - 59,2 %, учащиеся - 8,2 %. Доля лиц не занятых общественно полезным трудом, по результатам исследования, составляет 32,6 %. В основном это пенсионеры, домохозяйки, инвалиды. Между тем следует отметить, что примерно 1/3 потерпевших составляют трудоспособные граждане, не имеющие постоянного источника дохода (12,3 %). Большинство из них не имеют постоянного места жительства. Таким образом, потерпевшими от умышленных телесных повреждений в основном являются лица со средним образованием, относящиеся к категории рабочих.

   Исследование вопроса о семейном положении потерпевших и о взаимоотношении их с лицами, привлеченными к административной ответственности выявило следующие результаты. Более 2/3 потерпевших от умышленных телесных повреждений были знакомы с лицом, привлеченным к административной ответственности (68,1 %). Причем наибольшее количество жертв приходится на долю лиц, находящихся с виновным в супружеских отношениях (39,9 %). Примерно каждый десятый пострадавший от умышленного телесного повреждения находился в родственных отношениях с преступником (являлся родителем или иным родственником). Значительное число исследуемых правонарушений совершается в отношении соседей по месту жительства (38,9 %). Удельный вес лиц, не знавших на момент совершения правонарушения виновного, в два раза ниже, чем процент потерпевших, знакомых с правонарушителем (31,9 %).

    Анализ судебной практики  показал, что мотивы умышленных  телесных повреждений весьма  разнообразны: месть - 22,0 %, ревность - 9,9 %, зависть - 1,1 %, прочее - 16,4 %, но чаще всего телесные повреждения причиняются в результате сложившихся между виновным и потерпевшим личных неприязненных отношений - 50,6 %.

   Хотелось бы отметить тот факт, что умышленные  телесные повреждения относятся к категории наиболее сложных для юридического анализа преступлений против личности.

    Правоприменительные органы  довольно часто встречаются с  трудностями при их квалификации. Так, много ошибок допускается  при установлении причинной связи  между общественно опасным деянием  виновного и наступившим повреждением здоровья. Немало ошибок имеется и при установлении субъективной стороны умышленных преступлений .В частности, значительные трудности возникают при квалификации содеянного в зависимости от установления характера и направленности умысла субъекта правонарушения, мотивов и целей правонарушителя.

   На мой взгляд, также  одной из главных  проблем  является  низкий уровень квалификации сотрудников, составляющих протокол об административном правонарушении, их неточность и невнимательность при  заполнении протокола.

Пути решения проблем:

1.Значительная распространенность  умышленных телесных повреждений,  происходящий рост их количества, трудности в квалификации вызывают  практическую потребность в теоретическом  решении проблем их регламентации  и совершенствовании правоохранительной практики.                                                                                          2.Необходимо обратить внимание судов , что для правильной квалификации содеянного по делам об умышленном причинении телесного повреждения необходимо тщательно выяснять мотивы, цель и способ причинения телесных повреждений, причинную связь между деянием правонарушителя и наступившими последствиями, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и назначения виновному справедливого наказания.                                                                                      

 3. Необходимо проведение зональной учебы судей.                                                                       4. Назначая наказание лицам, признанным виновными в умышленном причинении телесного повреждения, судам надлежит строго соблюдать требования об индивидуализации наказания, учитывая при этом общественную опасность совершённого преступления.           5. При наличии в материалах дела сведений о расходах, понесённых государственными медицинскими учреждениями на лечение потерпевших, судам необходимо решать вопрос об их взыскании с виновных независимо от предъявления соответствующего гражданского иска.

   В целом административное судопроизводство по ст. 9.1 КоАП не содержит в себе каких – либо грубых нарушений либо коллизий, однако имеются недостатки, которые следует устранить.

Литература:

  1. Официальный сайт Мин. Юст. РБ – Министерство юстиции республики Беларусь [Электронный ресурс] / О работе общих судов Республики Беларусь в 2012 году. – Минск, 2012. – Режим доступа : http: // bargu.by/132-grazhdanskoe-zakonodatelstvo.html. – Дата доступа: 21.04.2013.
  2. Правила судебно-медицинской экспертизы: утверждены Белорусской государственной службой судебно-медицинской экспертизы от 1 июля 1999 г. № 38-с // Белорусская государственная служба судебно- медицинской экспертизы: сб. нормативных документов. Т. 1. Минск, 1999. С. 66-73.

 

 

 

 


Информация о работе Правоприменительная практика судов по статье 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения»