Правовая система средневековой Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Правовая система средневековой Японии представляла собой повсеместное господство норм обычного права. На японскую правовую систему значительное воздействие оказали правовые нормы Китая. Японское право было тесно связано принципами буддистской и конфуцианской морали. В дальнейшем в стране, по китайскому образцу, составлялись кодексы. Первым таким актом был Кодекс Тайхорё. Он упорядочивал сложившуюся надельную систему. В Кодексе были детально разработаны административные законы о чиновниках, священнослужителях крестьянах, правилах проведения уголовного процесса. Законы обладали высокой степенью обощения.

Файлы: 1 файл

японское право.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Правовая система средневековой  Японии представляла собой повсеместное господство норм обычного права. На японскую правовую систему значительное воздействие  оказали правовые нормы Китая. Японское право было тесно связано принципами буддистской и конфуцианской  морали. В дальнейшем в стране, по китайскому образцу, составлялись кодексы. Первым таким актом был Кодекс Тайхорё. Он упорядочивал сложившуюся надельную систему. В Кодексе были детально разработаны административные законы о чиновниках, священнослужителях крестьянах, правилах проведения уголовного процесса. Законы обладали высокой степенью обощения. Возможно, причиной этого было отсутствие в законах бытовой юстиции. Кодекс подробно регламентировал обязанности чиновников. Судебные дела начинались на низшем государственном уровне, но могли передаваться по жалобам в более высокие инстанции. Высшей судебной властью обладал император (тэнно), но от его имени судил Государственный совет. Реально судебными органами управляло специальное министерство “наказаний” (гебусё). Следствие и суд были разделены. Смертный приговор требовал троекратного утверждения императором. Производилось предварительное расследование. Родственники виновного и жертвы были обязаны представить донос о преступлении. Уголовное право основывалось на сложном сочетании моральных и правовых норм. В соответствии с конфуцианской традицией выделялось 8 видов преступлений, за которые могло быть назначено одно из 5 видов наказаний (смертная казнь, ссылка, каторга и телесные наказания). Важным дополнительным наказанием была конфискация имущества. Ответственность за преступления имела сословный характер.

Основу семейных отношений  составлял особый японский брак - цумадои, при котором фактически сохранялось раздельное проживание супругов. Брачный возраст устанавливался в 15 лет для юноши и в 13 - для девушки. Обязательным условием было согласие многочисленной родни. Развод ьыл поэтому исключительно легким. Только в XIV - XV вв. в Японии стал обычным моногамный брак.

Формально Кдекс Тайхорё не был отменен, но фактически, с XIII в., после возникновения сёгуната, возникли новые своды законов. Кодексы сёгунов касались отдельных сословных групп и направлялись чиновникам. “Уложение годов Дзёэи” (1232 г.) закрепляло нормы самурайского кодекса чести, вводило уголовные наказания за мятежи и незаконный захват земель. “Кодекс годов Кэмму” (1334 - 1338) был направлен на укрепление центральной власти.

Специальный свод уголовного права появился лишь в XVIII в.

494. Эпоха Мэйдзи: вестернизация японского права.

Такова была картина японского  общества к началу эпохи Мэйдзи в 1868 году. Казалось, вся установившаяся ранее структура была разрушена в ходе всеобщего обновления японского общества. Демократическое государство западного типа заменило прежнее феодальное государство. Быстрый подъем сделал Японию одной из главных наций нашей эпохи в области мировой торговли. Теперь там есть современное законодательство, которое роднит Японию с правовыми системами Запада, в частности с романскими правовыми системами континентальной Европы. Труды, написанные в Японии, подтверждают наше впечатление о полной вестернизации права, юридической мысли и всего японского общества. В работах японских авторов по философии права излагаются западные теории без всякого упоминания традиционных специфических японских идей; нарушена связь, которая, казалось бы, должна существовать между старым и современным японским правом. Целостной картины старого права нет ни в одном общем труде. Современное японское право ориентируется исключительно на западное право. Японский специалист по частному праву Харада построил на основе западных правовых систем или на базе римского права все без исключения статьи японского гражданского кодекса.

рые некоторые западные державы (США, Великобритания, Франция, Голландия и др.) навязали Японии в 1858 году и которые унижали ее национальное достоинство. Легче было принять в короткий срок кодексы, чем прибегнуть к английскому прототипу – общему праву. С 1869 года был начат перевод французских кодексов, который был закончен в течение пяти лет, несмотря на все сложности этой задачи: в Японии не было юристов, но надо было найти термины, чтобы выразить столь элементарные понятия, как субъективное право (кзнри) или юридическая обязанность (гиму), которые не были известны японским ученым. Начиная с 1872 года была подготовлена целая серия кодексов, разработанных с помощью французского юриста Г. Буассонада1 и многих других юристов – немецких и даже английских2. Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс, составленные по французскому образцу, были приняты в 1882 году, Законы о судоустройстве и Гражданско-процессуальный кодекс, составленные скорее под влиянием немецкого права, приняты в 1890 году. Самым сложным оказалось принятие Гражданского кодекса. Проект, подготовленный Буассонадом, переделанный в части, касающейся лиц и права наследования, был принят в 1891 году, но его вступление в силу было отсрочено. Он вызвал разного рода возражения, и был подготовлен новый кодекс, который считался переработкой прежнего, но весьма сильно отличался от него, поскольку его составители испытали сильное влияние проекта германского Гражданского уложения. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1898 году, в итоге оказался основан на немецкой модели, но вместе с тем был произведением эклектическим, с немалыми заимствованиями из других европейских правовых систем. В нем пять частей – общая, вещные права, обязательства, семейное право, наследование. Кодекс действует и сегодня, но он неоднократно дополнялся и модернизировался специальными законами.

Торговый кодекс 1899 года подвергся  еще большим изменениям, чем Гражданский. Так, право товариществ неоднократно существенно пересматривалось (законы 1950, 1962, 1966, 1974 гг.).

са». В Торговом кодексе четыре части: общая, торговые .товарищества, торговые сделки, морская торговля. Кодекс не содержит процедурных правил, и в Японии нет специальных торговых судов. В сфере торговых отношений издан ряд законов, не интегрированных в текст кодекса, как, например, законы о ценных бумагах.

Международное частное право  регламентировано не кодексом, а законами, начиная с Закона Хореи 1890 года, определившего  его основные принципы и впоследствии подвергшегося многочисленным модификациям. Однако фундаментальной реформы  этой отрасли права не было.

В области публичного права  параллельно с этой серией кодексов также появились акты не меньшего значения в плане обновления структур. Свобода землепользования была провозглашена  в 1871 году, свобода продажи земель – в 1872 году. В 1889 году император  даровал своим подданным конституцию. Организация управления была также  модернизирована, было установлено  новое административное деление  страны на префектуры (кэны), а также приняты Законы о коммунах (1888 г.) и о префектурах (1890 г.).

Японское право, основанное на приведенных выше источниках, подверглось  существенным изменениям после 1945 года. Однако речь никоим образом не шла  о возвращении к нормам, соответствующим  духу и цивилизации Японии. Реформы, осуществленные в тот период с  целью демократизации страны, носят американизированный, а не специфически японский характер. Эти реформы дали Японии новую Конституцию (1946 г.), реорганизовали систему управления, а также судебную систему; были внесены изменения в действующие кодексы.

В основу Конституции 1946 года, вступившей в силу 3 мая 1974 г., положены основные принципы демократии. В гл. III она гарантирует основные права  человека, признает принцип разделения властей. Те-нио (император), который до 1945 года был главой государства, ныне таковым, божественным по происхождению, институтом не является, его полномочия ограничены. В соответствии со ст.1 Конституции император – это символ государства и единства народа, но статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.

Носителем законодательной  власти является парламент, состоящий  из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников, члены которых  избираются всеобщим голосованием на 4 и 6 лет соответственно. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом, который  состоит из премьер-министра и других государственных министров. Как  правило, пост премьер-министра занимает лидер партии большинства. Кабинет  несет коллективную ответственность  перед парламентом. Конституция  признает независимость судебной власти. В стране единая судебная система; одни и те же суды рассматривают и уголовные, и гражданские, и административные дела.

Возглавляет судебную систему  Верховный суд, местопребывание  которого – Токио. В его составе 15 судей; подобно Кассационному суду Франции, он рассматривает только вопросы  права, но, тем не менее, сами японцы считают его третьей судебной инстанцией. Как и Верховный суд  США, Верховный суд Японии может  осуществлять контроль за конституционностью законов и регламентарных актов. Такой же возможностью наделены (в соответствии с решением Верховного суда от 1 февраля 1950 г.) все нижестоящие судебные инстанции. Контроль за конституционностью законов и регламентов осуществляется в ходе решения конкретных дел. В стране пятьдесят судов первой инстанции, и каждый из таких судов рассматривает любые гражданские, торговые, уголовные, административные дела. На решения этих судов можно принести апелляционную жалобу в один из восьми судов второй инстанции, действующих на основе принципа коллегиальности.

Обращение в арбитраж возможно, если в договоре имеется соответствующая  оговорка. Это предусмотрено гражданско-процес-суальным кодексом. В течение длительного времени к арбитражной процедуре прибегали редко; но она развивается, особенно применительно к коммерческим спорам с участием зарубежных контрагентов.

Новые демократические принципы, закрепленные Конституцией, нашли отражение  и в других отраслях права, существенно  модифицированных после второй мировой  войны. Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года после принятия важного закона в 1948 году во многом воспринял черты  англо-американской процедуры. Три  закона – 1946 года о трудовых конфликтах, 1947 года об условиях труда, 1949 года о  профсоюзах – привнесли новые  принципы в трудовое право. К этому  надо добавить ряд законов о социальной защите трудящихся.

496. Публичное право. 

В области публичного права  предусмотренные законами усовершенствованные  демократические институты искажаются в процессе их функционирования в  силу того, что японцы не любят вмешиваться  в общественные дела и предпочитают, чтобы ими управляли сильные  мира сего. Японцы пребывают в неведении относительно того, что сегодня они хозяева своей судьбы. Специалист по истории политической мысли профессор Ока не колеблясь говорит о «внешнем конституционализме», характеризуя политический режим Японии. Произвол полиции вызывает мало протестов; Министерство юстиции считает, что его долг сделать так, чтобы полиция была всегда на высоте, а это предполагает, что она всегда и любыми способами находит виновного в случае совершения преступления. Судьи мотивируют суммарно свои решения, считая бесполезным обосновывать их для заинтересованных лиц. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом крайне осторожно, если не ограниченно. Акты отмены им законов и иных нормативных актов единичны1.

497. Частное право. 

В сфере частного права  действительность также далека от теории. Японцы продолжают видеть в праве  аппарат принуждения, который использует государство для навязывания  более или менее произвольной воли правителей. Идея права в их сознании по-прежнему связана с наказанием и тюрьмой; право – ненавистная  вещь; честные люди должны сторониться  права.

Приходится признать, что  наличие кодексов, иерархической  и строго регламентированной судебной системы не изменили решительно традиционную ментальность. Юридические рамки  не могут скрыть то, как конкретно  применяются нормы, независимо от того, идет речь о гражданском, уголовном  или трудовом праве. Любое противостояние сторон, конфронтация между ними считаются  нежелательными. Нужно искать и находить согласие между работодателем и работником, арендодателем и нанимателем, производителем и поставщиком, продавцом и покупателем. В Японии число судебных процессов значительно меньше, чем в западных странах. Обращение к правосудию наталкивается на неодобрение; отсюда нежелание выступить участником процесса и стремление решать проблему путем переговоров. Говоря о праве Японии, следует всегда учитывать различие между законодательно сформулированным правом и его применением в конкретных делах.

Идея права не проникла в повседневную жизнь японцев. Абстрактный  характер норм права, его логический характер по-прежнему чужды в стране, которая до недавнего времени  не знала трудов Аристотеля. Главное  для японцев – нормы поведения (гири), установленные для каждого  вида человеческих отношений традицией  и основанные, по крайней мере внешне, на чувстве привязанности (нинхо), которое объединяет индивидуумов в их отношениях. Тот, кто не соблюдает эти нормы, действует лишь в своих интересах, вместо того чтобы подчиняться благородным порывам своей души; при этом и он сам, и его семья вызывают презрение. Если отбросить отношения между крупными предприятиями, то никто не обращается в суд для осуществления своих прав, как это предусматривается кодексами. Кредитор будет просить должника выполнить свое обязательство добровольно, с тем чтобы не ставить кредитора в затруднительное положение. Жертва несчастного случая, смирившись со своим несчастьем, откажется от обращения в суд для реализации своего права и с благодарностью примет вместе с извинениями скромное возмещение, которое виновник поспешит предложить пострадавшему. Обращение в суд для удовлетворения претензии, которую право объявляет законной, мало отличается в Японии от вымогательства. По мнению японцев, понятие субъективного права обезличивает человеческие отношения, оно ставит всех людей в положение равенства вопреки иерархическому порядку, который, согласно доктрине конфуцианства, являющейся основой японской традиции, существует в природе. Это понятие чуждо чувствам японцев, а они предпочитают руководствоваться чувствами, а не разумом.


Информация о работе Правовая система средневековой Японии