Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 16:14, курсовая работа
Цель: рассмотреть процесс формирования высших органов власти.
Задачи: рассмотреть предпосылки принятия Конституции РФ, выявить ее структуру, рассмотреть высшие органы власти и их правовое регулирование.
Объектом курсовой работы является высшие органы власти по Конституции РФ 1993г.
Предметом данной работы является Конституция РФ 1993г.
Введение ………………………………………………………………………………. 3
1. Исторические аспекты формирования российской Конституции ……………… 4
1.1 Предпосылки принятия Конституции РФ 1993 г ………………………………. 4
2. Высшие органы власти по Конституции РФ …………………………………….. 9
3. Правовое регулирование деятельности высших органов власти ………………12
3.1 Основы конституционно-правового статуса Президента РФ ………………... 12
3.2 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ…………….. 16
3.3 Совет Министров РФ …………………………………………………………….21
Заключение ……………………………………………………………………………24
Список использованной литературы ………………………………………………..25
Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. Именно она подготавливает по своей инициативе проекты федеральных законов, поступившие от Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ и иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат одобрению Советом Федерации. Последний в течение 14 дней после поступления на рассмотрение должен одобрить закон или отклонить его. По значительной части законов Совет Федерации может воздержаться от рассмотрения, что равнозначно их одобрению. Однако Совет Федерации обязан рассмотреть и принять решение по федеральным законам, регулирующим отношения в сфере федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и некоторым другим вопросам [1].
Совет Федерации состоит из руководителей представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Названные лица являются членами Совета Федерации на весь ᴨериод нахождения ими на данных должностях Конституция РФ 1993 год. Ст. 98. Роспуск Совета Федерации Конституцией РФ не предусматривается.
Основные задачи Правительства РФ как органа исполнительной власти сводятся к управлению экономикой, организации исполнения федеральных законов и контролю за деятельностью всех органов исполнительной власти. В частности, Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает политику, осуществляет управление государственной собственностью, оснащает Вооруженные Силы оружием и военной техникой, обеспечивает охрану общественного порядка (Конституция РФ 1993 год. Ст. 114).
Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие (Конституция РФ 1993 год. Ст. 118, ч.1). При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, адмиʜᴎϲтративного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система РФ. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (Конституция РФ 1993 год. Ст. 128, ч. 1). Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ.
Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы:
1) независимость судей
и их подчинение только
2) несменяемость судей
и особый порядок прекращения
или приостановления
3) неприкосновенность судей
и возможность привлечения их
к ответственности в порядке,
определяемом федеральным
Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей (Конституция РФ 1993 год. Ст. 121, ч. 1). Этот принцип означает, во-ᴨервых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномочия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и, в-третьих, судья не подлежит без его (судьи) согласия ᴨереводу на другую должность или в другой суд [1].
В систему органов прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, иные территориальные прокуратуры, военная прокуратура. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов, органы прокуратуры обеспечивают единство законности в РФ и привлекают виновных к ответственности.
Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей.
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Главой государства по-прежнему является Президент, который участвует в формировании всех федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Следующей ступенью в органах власти является Федеральное Собрание. Оно осуществляет законодательную власть, принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции представительных органов государственной власти. Также в систему высших органов власти входит Правительство, его основные задачи сводятся к управлению экономикой, организации исполнения федеральных законов и контролю за деятельностью всех органов исполнительной власти. Конституция РФ разграничивает права и обязанности всех высших органов власти, что позволяет вести контроль их деятельности.
3. Правовое регулирование деятельности высших органов власти
3.1 Основы конституционно-
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно, служить народу» (присяга Президента России)
Приведенный эпиграф - присяга Президента России - произнесенная в торжественной форме, в присутствии всех, с кем Президенту придется плотно сотрудничать в течение всего срока президентства.
Чтобы понять статус Президента РФ по конституции 1993г. Нужно определить статус Президента по последней Конституции РФ. Прежняя Конституция отдавала определенные приоритеты высшему представительному органу государственной власти - Съезду народных депутатов. Съезд был вправе рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению РФ, заслушивал ежегодные доклады Президента, а если считал необходимым, то мог потребовать от Президента внеочередного доклада и в любое время отменить его акты.
Действующая Конституция не только не дает таких приоритетов парламенту РФ - Федеральному Собранию, но и исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов страны. Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он “ является главой государства ”. Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству.
В соответствии с Конституцией РФ 1993г. (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. В Конституции (Основном законе) Российской Федерации - России (3,ст.407.) Президент характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. конституция президент федеральное собрание
Таким образом, Президент был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов». Так, он не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокурора, председателя Центрального Банка. Он был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, причем съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров - Правительство подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли надзор за деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен принимать решение об отставке Правительства. Президент же мог принимать такие решения с согласия Верховного Совета(4, стр.15.) В чем наиболее ярко отражается модель российского Президента? Можно выделить следующие факторы.
1. Президент избирается
народом, следовательно, его полномочия
производны от народа, который
доверяет Президенту высшие
2. Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст. 10 Конституции, государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (1, ст. 11.) Таким образом, Президент тоже осуществляет государственную власть, но по отличному от других ветвей власти принципу.
3.В свою очередь возможности
самого Президента, особенно по
отношению к парламенту, весьма
внушительны. Так начиная от посланий
Федеральному Собранию, внесения
проектов законов, которые могут
быть определены Президентом
как первоочередные, права вето,
предложения кандидатур
4. По существующей конструкции у Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен, аннулировать нормативные указы Президента, если сочтет, что они не соответствуют Конституции Российской Федерации.
5.Президент держит в
руках все нити внутренней
и внешней политики
6. В стране существует
вертикаль исполнительной
7. В соответствии со
ст. 87 Конституции Президент
Конституция предоставила Президенту право вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Однако та же статья обязывает Президента незамедлительно сообщить об этом Совету Федераций и Государственной Думе. Именно законодательной власти принадлежит право санкционировать или отменить это решение Президента.
Анализируя, можно сделать вывод, что начиная с Конституции 1993г., в дальнейшем, ознакомившись с редакциями Конституции, Президент РФ получает огромный спектр полномочий не зависимо от решения депутатов Российской Федерации. В этом вопросе, я считаю, что Конституция РФ требует доработки в плане полномочий Президента РФ. Если Президент не ограничен во власти и полномочиях, он может принимать не корректные решения с законодательной точки зрения и не искать альтернативных решений на стороне. Ведь сфера деятельности Президента весьма обширна и затрагивает интересы не только государства, но и непосредственно народа.
3.2 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ
Информация о работе Правовое регулирование деятельности высших органов власти