Всего отношения в этой сфере регламентируют
около 30 нормативных актов федерального
значения. Термин Государственная тайна
встречается и в нормативных актах субъектов
РФ, например, Уставах.
Итак, можно сделать вывод о том, что существуют
такого рода сведения, разглашение которых
не отвечает интересам безопасности государства
в первую очередь, его институтов, поскольку
ущерб от их распространения может привести
к существенным потерям и стать препятствием
в прогрессивном развитии личности, общества
и государства.
Закон закрепляет как перечень сведений,
которые могут быть отнесенными к государственной
тайне, так и принципы отнесения сведений
к государственной тайне и засекречивания
этих сведений, тем самым воплотив идею,
закрепленную в Конституции РФ и гарантирующую
интересы как общества (его формирования
и отдельных членов), так и государства.
Это принципы законности, обоснованности
и своевременности.
3. Система защиты
государственной тайны
Анализ направлений деятельности
по защите ГТ показывает, что эта проблема
является крупномасштабной и весьма сложной.
Естественно, что такой масштабной
постановке задачи должна соответствовать
не менее масштабная программа реализации
концепции защиты. Поэтому исключительно
актуальной является задача реализации
этого подхода в общегосударственном
масштабе при наличии стройной системы
органов, способных профессионально решать
все проблемы защиты информации.
В этой системе выделяются следующие
разноплановые в функциональном отношении
органы:
1) административные органы
для управления и координации
планомерных и целенаправленных
работ по обеспечению защиты
ГТ множества территориально
и ведомственно разобщенных объектов;
2) специализированные научно-исследовательские
и проектно-конструкторские органы для
регулярного проведения специальных научных
исследований и разработок с целью решения
всего комплекса проблем защиты с его
сложностью, многоаспектностью и высоким
уровнем неопределенности;
3) исполнительные органы,
или службы защиты информации
для практической реализации
задач защиты информации и
эксплуатации механизмов защиты
на объектах ее обработки;
4) отдельные специализированные
центры защиты для обеспечения ИБ на
таких объектах, где служба защиты информации
отсутствует;
5) учебно-методические центры
- специализированные учебные заведения.
Очевидно, перечисленные органы
могут функционировать на общегосударственном,
ведомственном (региональном) и объектовом
уровнях. В соответствии с изложенным,
в общей организационной структуре государственной
системы защиты ГТ можно выделить пять
категорий органов защиты информации
(ЗИ), реализующих следующие функции:
Административные - формирование
общей стратегии информационной безопасности,
общая организация и координация работ,
решение вопросов финансирования работ,
организация промышленного производства
средств защиты. В общегосударственном
масштабе рассмотренные функции реализуют
такие органы, как Совет безопасности
РФ, Межведомственная комиссия по вопросам
защиты государственной тайны, Федеральная
служба по техническому и экспортному
контролю России. На региональном уровне
могут создаваться аналогичные органы
при руководящих органах управления субъектов
РФ. Практически во всех ведомствах, особенно
в силовых (ФСБ, МВД, ФСО России и др.), существуют
постоянно действующие комиссии по вопросам
информационной безопасности.
Научно-организаторские - организация
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ, координация всех исследований
и разработок в области защиты информации.
К таким органам на. государственном уровне
относятся всероссийские научно-исследовательские
институты и центры, работающие под непосредственным
руководством Гостехкомиссии России.
Многие силовые ведомства имеют свои научно-исследовательские
органы, например, в МВД - Научно-исследовательский
институт специальной техники, в ФСБ -
НТЦ «Атлас», Научно-исследовательский
испытательный полигон Спецсвязи ФСО
России и др.
Службы защиты информации -
решение всего комплекса вопросов, связанных
с непосредственной защитой информации.
Такие службы в обязательном порядке создаются
на объектах, обрабатывающих сведения,
составляющие ГТ, на предприятиях оборонной
промышленности. Свои службы защиты информации
могут создавать и руководители крупных
коммерческих фирм в различных регионах
РФ.
Специализированные центры
защиты информации — проведение НИР и
ОКР в области информационной безопасности,
оказание широкого спектра услуг предприятиям,
учреждениям, фирмам в этой области. Такие
центры как на государственном, так и на
региональном уровне могут проводить
аттестацию объектов, обрабатывающих
сведения, содержащие ГТ, или персональные
данные (аттестационные центры); производить
специальные проверки помещений, специальное
исследование технических средств; разрабатывать
и устанавливать на объектах системы защиты
информации и другие услуги. Причем центры
могут создаваться как на государственной,
так и на коммерческой основе.
Учебно-методические - подготовка
и повышение квалификации специалистов
в области обеспечения ИБ, проведение
исследований в этой области, разработка
учебной и учебно-методической базы. На
государственном уровне эти функции выполняют
учебно-методические объединения. Они
разрабатывают единую политику в области
подготовки специалистов, выпускают руководящие
нормативные документы (образовательные
стандарты, программы и т. д.) и координируют
данную деятельность в России. Кроме того,
множество вузов общероссийского масштаба
ведут непосредственную подготовку таких
специалистов, среди них наиболее крупные
- Московский инженерно-физический институт
(МИФИ), Российский государственный гуманитарный
университет (РГГУ), Санкт-Петербургский
технический университет и др. Как правило,
силовые ведомства имеют свои учебные
заведения, готовящие специалистов по
информационной безопасности в своих
интересах.
Так, в ФСБ указанные функции
выполняет Институт криптографии, связи
и информации (г. Москва), в ФСО - Академия
ФСО России (г. Орел). Аналогичные учебно-методические
центры могут создаваться и в интересах
регионов, как правило, на базе вузов субъектов
РФ.
Таким образом, существующая
в нашей стране система защиты государственной
тайны является исторически сложившейся,
соответствующей мировому подходу к обеспечению
этого направления информационной безопасности
и способной надежно защитить государственные
информационные ресурсы.
Заключение
В первой главе мы ознакомились
с понятием государственной тайны, определили
основные характеристики данного понятия,
рассмотрели правовой режим защиты государственной
тайны и основные принципы отнесения сведений,
имеющих конфиденциальный характер, к
государственной тайне.
Во второй главе осветили основные
законы, нормативные акты и положения
о государственной тайне.
В третьей главе рассмотрели,
как решается вопрос защиты государственных
информационных ресурсов.
Итак, в целом можно заключить,
что система защиты государственной тайны
в Российской Федерации сформирована,
в первую очередь речь идет о нормативной
ее базе. Приняты законы о государственной
тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением
конституционных норм и норм ратифицированных
международных договоров, а также ряд
других подзаконных актов. Ряд положений
которых уже получили официально оценку
Конституционного Суда России, органа
конституционного судопроизводства, высших
судебных органов общей юрисдикции. Т.е.
сформирован и механизм соблюдения, соответствия
законодательства о государственной тайне
основному закону страны и международным
договоренностям.
Официально закрепив определение
понятие государственной тайны, была установлена
и система ее защиты, определены органы
и меры. Возможно четкому определению
подвергнут и перечень сведений, составляющих
государственную тайну, правовой гарантией
соблюдения интересов всего общества
стало закрепление перечня сведений, не
могущих быть засекреченными. Однако же
их неточность, размытость, объективно
существующая, и также не могущая быть
преодоленной по объективным же причинам,
привела к возникновению ряда судебных
процессов, затягиваемых порой на годы.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря
1993 г. (ред. 30 декабря 2009 г.).
2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1
"О государственной тайне".
3. Закон РФ от 3 апреля 1995 г. №40 "
О Федеральной службе безопасности".
4. Указ Президента РФ
от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня
сведений, отнесенных к государственной
тайне".
5. Постановление Правительства
РФ от 4 сентября 1995 г. №870 " Об утверждении
Правил отнесения сведений, составляющих
государственную тайну, к различным
степеням секретности".
6. Сёмкин С.Н., Сёмкин А.Н.. Основы
правового обеспечения защиты информации.
Учебное пособие для вузов. М.: Горячая
Линия - Телеком, 2010. - 240.
8. Аникин П.П., Балыбердин А.Л.,
Вус М.А., Федоров А.В., и др. Государственная
тайна и ее защита в Российской Федерации.
Учебное пособие. - С.-Пб.: Изд-во Р. Асланова
'Юридический Центр-Пресс', 2010. - 409 c.