Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:37, реферат

Описание работы

Сформулированные в ТК РФ общие требования, предъявляемые к обработке персональных данных работника, основаны на принципах законности, добровольности, обеспечения равенства возможностей работника без всякой дискриминации в сфере труда. Требования к обработке персональных данных работников и формы их защиты должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах конкретной организации с учетом особенностей и видов ее деятельности, нормы которых не должны ухудшать положение работника в сравнении с ТК РФ и иными федеральными законами.

Содержание работы

1. Правовой режим коммерческой тайны.
2. Правовой режим служебной тайны.
3. Правовой режим профессиональной тайны.
4. Правовой режим банковской тайны.
5. Правовой режим налоговой тайны.
6. Персональные данные.

Файлы: 1 файл

Pravovoy_rezhim_kommercheskoy.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

(в ред. Федерального закона  от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы  государственных внебюджетных фондов  или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну,  имеют специальный режим хранения  и доступа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные  лица, определяемые соответственно федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов, федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  таможенного дела.

(в ред. Федерального закона  от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Утрата документов, содержащих  составляющие налоговую тайну  сведения, либо разглашение таких  сведений влечет ответственность,  предусмотренную федеральными законами.

Понятие налоговой тайны

Легальное определение понятие  «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну  составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».

 По поводу информации, составляющей налоговую тайну,  могут складываться различные  правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также  ответственностью за неправомерное  ее разглашение и использование.  Институт налоговой тайны является  комплексным, включающим в себя  нормы не только налогового, но  и информационного, административного,  уголовного и других отраслей  права.

Содержание налоговой тайны

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую  тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст. 102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме – это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

Одним из важнейших признаков  объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация  конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны  и «чужие» тайны. «Свои» тайны  представляют собой сведения, относящиеся  к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую  тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному  налогоплательщику, которому и предоставляется  право требовать соблюдения тайны  в отношении этих сведений (ст. 21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике  должны быть получены налоговым органом  при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи  с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В  этом случае отсутствует само основание  отнесения сведений к налоговой  тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую  информацию о налогоплательщике  без каких-либо препятствий.

Получение налоговым органом  информации о налогоплательщике  осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих  публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны  другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать  необходимую информацию (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщику – обязанность  ее предоставить (ст. 23 НК РФ).

Значение института налоговой  тайны

Правовое значение налоговой  тайны состоит в том, что она  обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой  как определенные плюсы для налогоплательщика  – так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей  им информацией, так и определенные минусы – законные основания у  налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

№6)

1. Понятие персональных  данных 
 
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Совокупность правовых норм, закрепленных в главе 14 ТК РФ, впервые регулирует отношения по сбору, обработке, хранению, использованию и передаче персональных данных работника. 
 
Среди локальных нормативных правовых актов следует выделить положение о персонале, разрабатываемое работодателем, которое распространяется на сотрудников конкретной организации, положение о порядке обработки персональных данных организации и др. 
 
Под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Персональные данные работника относятся к категории документированной информации, т. е. к информации, зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Кроме того, персональные данные работника представляют собой сведения, носящие конфиденциальный характер. 
 
Круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, должны быть закреплены в локальном акте организации. 
 
К числу сведений, составляющих информацию о работнике, относятся: 
 
1) сведения, представляемые работником при приеме на работу, предусмотренные в ст. 65 ТК РФ (сведения, содержащиеся в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность работника; сведения, имеющиеся в трудовой книжке; сведения об образовании, квалификации; сведения, содержащиеся в документах медицинского освидетельствования работника, и др.); 
 
2) сведения, создаваемые и получаемые работодателем в период трудовой деятельности работника (сведения, содержащиеся в личном деле работника, в приказах, распоряжениях, характеристиках, аттестационных материалах, и др.); 
 
3) сведения о работнике, хранящиеся у работодателя после прекращения с ним трудовых отношений (все персональные данные работника, имеющиеся в архиве организации). 
 
Персональные данные работников могут быть двух видов: 
 
— данные, представляющие собой факты, которые не подлежат субъективной оценке, например специальность работника, приобретенная им в результате окончания какого-либо учебного заведения; 
 
— данные оценочного характера, которые могут, в частности, содержаться в характеристике, заключении аттестационной комиссии, и др. 
2.Обработка персональных данных 
 
Под обработкой персональных данных работника понимается совокупность отношений, возникающих в процессе: формирования информационных ресурсов на основе получения, хранения, комбинирования, документирования информации о конкретном работнике в порядке, предусмотренном ст. 86 ТК РФ; использования отдельных документов, а также иной информации, составляющей персональные данные работника, хранящейся у работодателя. 
 
Субъектами таких отношений выступают работник, его представитель, работодатель, должностные лица, осуществляющие обработку персональных данных работника, а также третьи лица, получающие (или представляющие) информацию о работнике. 
 
Целями обработки персональных данных работника являются: 
 
— обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов; 
 
— содействие работнику в трудоустройстве, обучении, продвижении по службе; 
 
— обеспечение его личной безопасности; 
 
— контроль за количеством и качеством выполняемой работы и обеспечение сохранности имущества. 
 
Процедура обработки персональных данных работника не закреплена в законе. Статья 86 ТК РФ содержит только перечень общих требований, предъявляемых к обработке таких данных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Среди них следует выделить следующие: 
 
1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в указанных выше целях; 
 
2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ и иными федеральными законами; 
 
3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Получение персональных данных у третьих лиц возможно только с письменного согласия работника; 
 
4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни. В случаях, непосредственно связанных с вопросами трудовых правоотношений, работодатель вправе получать и обрабатывать их с письменного согласия работника; 
 
5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или участии в профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 
 
6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения; 
 
7) защита персональных данных работника от неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном федеральным законом; 
 
8) работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами организации, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области; 
 
9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны; 
 
10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников 
 
Сформулированные в ТК РФ общие требования, предъявляемые к обработке персональных данных работника, основаны на принципах законности, добровольности, обеспечения равенства возможностей работника без всякой дискриминации в сфере труда. Требования к обработке персональных данных работников и формы их защиты должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах конкретной организации с учетом особенностей и видов ее деятельности, нормы которых не должны ухудшать положение работника в сравнении с ТК РФ и иными федеральными законами. 


Информация о работе Правовой режим коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны