Предмет и признаки административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Административное право, являясь профилирующей (фундаментальной) отраслью, составным звеном системы права Республики Казахстан, выступает гораздо большим явлением, чем обычная форма реализации воли исполнительной власти.
Проблемы развития административного права заключаются в проработке концепции сферы действия данной отрасли во взаимосвязи с правами, свободами, обязанностями человека и гражданина.

Содержание работы

Административное право
Предметы административного права
Источники административного права
Признаки административного правонарушения
Характерные существенные особенности административного процесса
Субъекты административного процесса
Список литературы

Файлы: 1 файл

Суб.админ права.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

План

  1. Административное право
  2. Предметы административного права
  3. Источники административного права
  4. Признаки административного правонарушения
  5. Характерные существенные особенности административного процесса
  6. Субъекты административного процесса
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административное  право, являясь профилирующей  (фундаментальной) отраслью, составным  звеном системы права Республики  Казахстан, выступает гораздо большим явлением, чем обычная форма реализации воли исполнительной власти.

Проблемы развития административного права заключаются  в проработке концепции сферы  действия данной отрасли во взаимосвязи  с правами, свободами, обязанностями  человека и гражданина.

Административное  право необходимо привести в соответствие с требованиями построения правового  государства, в котором каждый мог  бы стать полноценным субъектом  права.

Сегодня, как никогда  остро, встают проблемы разграничения  полномочий между различными органами (центральными, региональными и местными).

Практически невозможно «привить» привычку отвечать за надлежащее исполнение своих обязанностей если нет представления о пределах самостоятельности, когда постоянно меняются организационно-правовые формы управления, их роль в обеспечении развития подведомственных сфер или отраслей жизнедеятельности.

Административное  право исходит из того, что аппарат  государственной власти призван  служить интересам закона, исполнять  и обеспечивать его применение. Этим подчеркивается подчиненное положение  органов законодательной и исполнительной властей перед законом, хотя им и  принадлежит прерогатива публичной  власти.

Основное назначение административного права как  науки – не только изучать административно-правовые отношения, существующие в реальной действительности, и нормы, но и намечать перспективы развития административного  права с учетом конституционного закрепления концепции абсолютных и неотчуждаемых прав человека и гражданина, разделения властей и других отношений, содержащихся в Конституции Республики Казахстан.

В административном праве выделяются Общая и Особенная  часть

В Общей части изучаются:

-          Основные институты административного права (введение в административном право, административно-правовые нормы и отношения, субъекты административного права, органы исполнительной власти, государственная служба, формы и методы управления), место и значение данной отрасли, ее влияние на определение статуса органов исполнительной власти, их организующая деятельность по исполнению законов РК, осуществление государственной службы.

-          — административный процесс и условия применения административных мер воздействия, установление административно-правовых режимов, законность в административной деятельности.

В Особенной части  содержатся нормы, объединяющие институты  административного права и действующие  в отдельных формах государственной  жизни (управление государственной  собственностью, образованием, наукой, юстицией и т.д.).

2. Предметом административного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами.

К предмету административного  права можно отнести отношения:

-          связанные с организацией органов исполнительной власти.

-          возникающие в ходе реализации административно-властных полномочий в управлении и взаимодействии органов административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

-          административно-деликатного характера.

Под методом правового  регулирования общественных отношений  понимают совокупность способов, средств, приемов, с помощью которых административное право воздействует на отношения. Данную совокупность составляют:

1.Дозволения – предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

2.Запрещения – требование воздерживаться от совершения действий определенного рода.

3.Позитивного обязывания – возложение на лиц обязанности к должному поведению.

Таким образом, административное право РК – это система общеобязательных административно-правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, и иных признаваемых государством источниках, являющихся государственно-властным критерием  правомерно дозволенного и неправомерного поведения субъектов административного  права.

3. Источники административного права – это правовые нормы выражения норм права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности субъектов административного права.

Административное  право является отраслью в системе  права РК, оно имеет свою сферу  правового регулирования, обладает своими характерными чертами. Источники  административного права имеют  свои обязанности в отличие от источников в других отраслях права. Они определяются специфическим  содержанием отношений, регулируемых административным правом, методом правового  регулирования и особенностями  субъектов административного права.

Нормативный акт  как источник административного  права представляет собой официальный  правотворческий акт органов  исполнительной власти, содержащий нормы  права, обладающий юридической силой, изданный компетентным органом в  установленном порядке. На сегодняшний  день он является основным средством  правового регулирования отношений, складывающихся в сфере управления.

В РК действует значительное количество нормативных актов, являющихся источниками административного  права:

-          Конституция РК от 30.08.1995 г.

-          Кодекс об административных правонарушениях РК от 30.01.2001 г.

-          Конституционный закон.

-          Законы.

-          Указы.

-          Подзаконные нормативные акты.

4. Юридическая ответственность, в том числе административная, является реакцией государства на правонарушение и состоит в обязанности претерпевания  правонарушителем известных лишений, выражающих наступивший для него правовой урон.

Основанием ответственности  является правонарушение, а мер защиты – нарушение интересов или  прав уполномоченного субъекта.

Таким образом, административная ответственность – вид юридической  ответственности, которая выражается в применении административных взысканий  к правонарушителю (физическому  или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном  административным законодательством.

При этом не следует  забывать о том, что административным законодательством предусмотрена  административная, дисциплинарная и  материальная ответственность.

Признаки административной ответственности:

  1. Является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий.
  2. Характеризуется нанесением правового «урона» правонарушителю и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
  3. Не имеет своей целью унижение человеческого достоинства, причинения физических страданий, вреда деловой репутации физического или юридического лица.

Административная  ответственность реализуется в  установленных процессуальных формах с соблюдением специальных процедур в установленном порядке.

В отличие от уголовно – правовой, гражданско- правовой, административная ответственность может быть применена:

1.  За факт противоправного действия (бездействия).

2.  В случаях, предусмотренных административно — правовыми нормами .

  1. В судебном и административном порядках уполномоченными на то органами (должностными лицами).
  2. Административное правонарушение – противоправное виновное действие или бездействие, нарушающее общеобязательные административно – правовые нормы и влекущие ответственность в виде административных взысканий.

Признаки  административного правонарушения:

  1. Противоправность.
  2. Виновность.
  3. Массовость (характерен при множественности проступков)
  4. Административная наказуемость.

5. Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность.

Деяние считается  только тогда правонарушением, когда  оно содержит все признаки состава. Это объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Объектом  административного правонарушения, являются общественные отношения, урегулированные различными отраслями права и охраняемые мерами административной ответственности.

Субъект правонарушения – физическое (юридическое ) лицо, его совершившее, другими словами, лицо обладающее административной деликтоспособностью, лицо, которое в соответствии с законодательством может быть привлечено к административной ответственности (ст.32,36, Ко АП РК).

Субъективная  сторона – это психологическое отношение субъекта к совершенному им противоправному действию или бездействию и возможным их последствиям. Вина может быть выражена в форме умысла или неосторожности. Вина – обязательный признак субъективной стороны. Факультативными признаками являются мотив и цель совершение правонарушения, поскольку они могут быть указаны лишь в некоторых составах.

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, само деяние (действие или бездействие).

6. Норма административного права устанавливает административно-правовой запрет на какое-либо действие (бездействие) и предполагает наличие административно правовой санкции, тем самым обеспечивая соблюдение правил, а в случае его нарушения – применение к виновному определенного вида взыскания.

Цели административных взысканий, применяемых как мера административной ответственности.

  1. Предупреждение новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.
  2. Соответствующая мера ответственности за деяния, предусмотренное нормами административного закона.
  3. Воспитание (перевоспитание) правонарушителя в соответствии с нормами административного закона.
  4. Профилактика предупреждения совершения административных правонарушений.

Таким образом, административные взыскания, содействуя указанным целям, должны налагаться в порядке, установленном  действующим законодательством  РК.

7. Статья 45 Ко АП РК закрепляет следующие виды административных взысканий, применяемых в качестве наказания за совершенные административные проступки:

-          Предупреждение – применяется в качестве самостоятельной меры административной ответственности за совершение незначительных административных проступков, и вносится в письменной форме (ст.47 Кол АП РК).

-          Административный штраф – денежное взыскание, мера имущественного воздействия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных административно-правовых норм и налагается в  случае и в порядке, регламентированных законом, в точно определенной денежной сумме (ст.48 КО АП РК).

-          Возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственны объектом административного правонарушения, доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения – состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной  суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие применяется судьей (ст.49 КО АП РК).

-          Конфискация предметов, явившихся орудием совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, а также доходов, денег и ценных бумаг, полученных вследствие совершения административного правонарушения – состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке, конфискован может лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, конфискация применяется судьей.

Информация о работе Предмет и признаки административного права