Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа
Основная цель работы: анализ и раскрытие административно-правовых и организационных аспектов частной детективной и охранной деятельности в современный период. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ И ДЕТЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.Правовые основы и виды охранной деятельности
1.2.Обязанности и права частных детективов и охранной деятельности
1.3.Взаимодействие ОВД с частными детективами и охранными предприятиями
ГЛАВА 2. ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ И ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ
2.1. Действия, разрешенные частным детективам
2.2. Превышение полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) по своему характеру частная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;
б) частная детективная и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко определены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;
в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;
г) государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;
д) частная детективная
и охранная деятельность носит в
основном превентивный характер. Компетенция
данных структур заканчивается (переходит
к государственным
Таким образом,
на основании вышеизложенного
Отсутствие выработанной государством единой правовой концепции цивилизованного функционирования негосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с иными субъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороны государственных органов привело к тому, что многие положения Закона РФ от 11 марта 1992г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", а также ряда подзаконных нормативных правовых актов перестали соответствовать сложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в данной сфере тенденции получения экономических преимуществ посредством использования реального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынка охранных услуг.
Практика применения закона, более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актов МВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института.
Дальнейший рост числа частных детективных и охранных предприятий создал предпосылки появления новых, как положительных, так и отрицательных, тенденций в этой сфере. Появилась, следовательно, необходимость дальнейшего правового регулирования и совершенствования контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.
15 января 2003 года вступил в силу Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ и в связи с принятием Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы "О милиции", "О частной детективной и охранной деятельности", "Об оружии".
Изменения в Федеральном Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности" носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам.
1.2.Обязанности и права частных детективов и охранной деятельности
Законом "О частной детективной и охранной деятельности" (далее Закон) предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ст. 3):
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор
информации для деловых
3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографических
и других характеризующих
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами
или предприятиями,
7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Немаловажным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, "не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется"[5].
Согласно Закону
сыскная деятельность должна быть основным
видом занятости частного детектива,
таким образом, законодатель приближает
частного детектива к работнику
правоохранительных органов, так же
лишенному права совмещать
Исчерпывающий
перечень сыскных действий, путем
выполнения которых может вести
расследование частный
Допускается использование
видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки,
технических и иных средств, а
также средств оперативной
Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…".
Наконец, ст. 7 Закона установлен целый ряд прямых ограничений в сфере частной детективной деятельности. Частным детективам запрещается:
1) скрывать от
правоохранительных органов
2) выдавать себя
за сотрудников
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) осуществлять
видео- и аудиозапись, фото- и
киносъемку в служебных или
иных помещениях без
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а именно:
- нарушать и
препятствовать гражданину в
осуществлении прав и свобод,
связанных с полом, расой,
- производить
арест, заключать под стражу
и содержать под стражей
- вмешиваться в частную
жизнь граждан, а также
- нарушать тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ);
- проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ);
6) совершать действия, ставящие
под угрозу жизнь, здоровье, честь,
достоинство и имущество
7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Таким образом, законодателем установлены, с одной стороны, самостоятельность и независимость (автономность) частной детективной деятельности, а с другой – обязательность осуществления этого вида деятельности в рамках действующего законодательства.
Частный детектив вправе вести расследование только на основании письменного договора об оказании детективных услуг. Такой договор должен обязательно содержать сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора.
В договоре также обязательно должна быть предусмотрена обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).
Частный детектив, заключая с клиентом договор на оказание услуг обязан в соответствии с этим договором предоставить полную и достоверную информацию по интересующим клиента вопросам. Все интересующие клиента вопросы изначально прописываются в договоре. В том случае, если частный детектив предоставил недостоверную информацию и тем самым ввел в заблуждение клиента, он несет ответственность, предусмотренную договором.[6]
В процессе дискуссий
в средствах массовой информации,
при принятии законов и в других
случаях нередко возникает
Например, почему лицам, занимающимся частной детективной деятельностью, нельзя осуществлять "прослушку" в интересах клиента, вызвать на опрос (допрос) лицо, обладающее определенными сведениями, выполнять другие подобные действия в интересах частного лица?
При этом забывается,
что один частный интерес не может
преобладать над другими
Необходимо отметить, что результаты детективных расследований, проводимых с нарушением Закона, не имеют юридической силы. Кроме того, за подобные действия детектив может быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной.
Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.
Информация о работе Превышение полномочий частных охранных и детективных служб