Превышение полномочий частных охранных и детективных служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: анализ и раскрытие административно-правовых и организационных аспектов частной детективной и охранной деятельности в современный период. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализ нормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционирования частных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферы функционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрение основных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охранными предприятиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ И ДЕТЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.Правовые основы и виды охранной деятельности
1.2.Обязанности и права частных детективов и охранной деятельности
1.3.Взаимодействие ОВД с частными детективами и охранными предприятиями
ГЛАВА 2. ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ И ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ
2.1. Действия, разрешенные частным детективам
2.2. Превышение полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Превышение полномочий частных охранных и детективных служб.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

а) по своему характеру  частная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;

б) частная детективная  и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко  определены пределы и время возникновения  и прекращения этих отношений;

в) лица, осуществляющие частную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несут ответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственных правоохранительных органов;

г) государственная  правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным, административным и гражданским законодательством, что накладывает определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;

д) частная детективная  и охранная деятельность носит в  основном превентивный характер. Компетенция  данных структур заканчивается (переходит  к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.[4]

Таким образом, на основании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующее  определение частной детективной и охранной деятельности в РФ: Частная детективная и охранная деятельность - это деятельность, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

Отсутствие выработанной государством единой правовой концепции  цивилизованного функционирования негосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с иными субъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороны государственных органов привело к тому, что многие положения Закона РФ от 11 марта 1992г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", а также ряда подзаконных нормативных правовых актов перестали соответствовать сложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в данной сфере тенденции получения экономических преимуществ посредством использования реального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынка охранных услуг.

Практика применения закона, более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных  актов МВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института.

Дальнейший рост числа частных детективных и  охранных предприятий создал предпосылки  появления новых, как положительных, так и отрицательных, тенденций в этой сфере. Появилась, следовательно, необходимость дальнейшего правового регулирования и совершенствования контроля органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.

15 января 2003 года  вступил в силу Федеральный  Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ и в связи с принятием Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы "О милиции", "О частной детективной и охранной деятельности", "Об оружии".

Изменения в  Федеральном Законе РФ "О частной  детективной и охранной деятельности" носят весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование  лицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам.

 

1.2.Обязанности  и права частных детективов и охранной деятельности

Законом "О частной детективной  и охранной деятельности" (далее  Закон) предусмотрено два вида частной  детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В целях сыска разрешается  предоставление следующих видов  услуг (ст. 3):

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор  информации для деловых переговоров,  выявление некредитоспособных или  ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств  неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических  и других характеризующих личность  данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших  граждан;

6) поиск утраченного гражданами  или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным  делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Немаловажным  является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной  и охранной деятельностью, "не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные  действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется"[5].

Согласно Закону сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, таким образом, законодатель приближает частного детектива к работнику  правоохранительных органов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка.

Исчерпывающий перечень сыскных действий, путем  выполнения которых может вести  расследование частный детектив, определен в ст. 5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной сыскной  деятельности допускаются устный опрос  граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст. 3 Закона.

Допускается использование  видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а  также средств оперативной радио- и телефонной связи, однако в данном случае для осуществления этих действий существует определенное ограничение: частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.

Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективная деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…".

Наконец, ст. 7 Закона установлен целый ряд прямых ограничений в сфере частной детективной деятельности. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от  правоохранительных органов ставшие  им известными факты готовящихся  или совершенных преступлений. В  данном случае ограничение предписывает  совершение определенных действий частными детективами. В случае если частному детективу стали известны факты готовящихся или совершенных преступлений, он обязан незамедлительно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. Также прямой обязанностью частного детектива является оказание помощи и содействие следственным органам внутренних дел в установлении фактов совершения преступления и его раскрытии;

2) выдавать себя  за сотрудников правоохранительных  органов. Выдающий себя за сотрудника  правоохранительных органов частный детектив может понести ответственность лишь в том случае, если это действие совершено им в корыстных целях, а также если при совершении этого действия был причинен вред жизни, здоровью и имуществу граждан;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять  видео- и аудиозапись, фото- и  киносъемку в служебных или  иных помещениях без письменного  согласия на то соответствующих  должностных или частных лиц;

5) прибегать  к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а именно:

- нарушать и  препятствовать гражданину в  осуществлении прав и свобод, связанных с полом, расой, национальностью,  языком, происхождением, имущественным  или должностным положением, местом  жительства, отношением к религии и т.д. (Конституция РФ);

- производить  арест, заключать под стражу  и содержать под стражей гражданина. Данные меры пресечения допускаются  только по судебному решению.  До судебного решения лицо  не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);

- вмешиваться в частную  жизнь граждан, а также нарушать  их права на неприкосновенность  личной, семейной тайны и на  защиту своей чести и доброго  имени (ст. 23 Конституции РФ);

- нарушать тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

- собирать, хранить, использовать  и распространять информацию  о частной жизни лица без  его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции  РФ);

- проникать в жилище  против воли проживающих в  нем лиц иначе как в случаях,  предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ);

6) совершать действия, ставящие  под угрозу жизнь, здоровье, честь,  достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы  или вводить в заблуждение  клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию  для использования ее другими  лицами.

Таким образом, законодателем  установлены, с одной стороны, самостоятельность и независимость (автономность) частной детективной деятельности, а с другой – обязательность осуществления этого вида деятельности в рамках действующего законодательства.

Частный детектив вправе вести расследование только на основании письменного договора об оказании детективных услуг. Такой  договор должен обязательно содержать  сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора.

В договоре также  обязательно должна быть предусмотрена обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).

Частный детектив, заключая с клиентом договор на оказание услуг обязан в соответствии с  этим договором предоставить полную и достоверную информацию по интересующим клиента вопросам. Все интересующие клиента вопросы изначально прописываются в договоре. В том случае, если частный детектив предоставил недостоверную информацию и тем самым ввел в заблуждение клиента, он несет ответственность, предусмотренную договором.[6]

В процессе дискуссий  в средствах массовой информации, при принятии законов и в других случаях нередко возникает вопрос, почему государство не предоставляет  частным детективам больших возможностей для защиты частных интересов, являющихся в соответствии с Конституцией РФ приоритетными?

Например, почему лицам, занимающимся частной детективной  деятельностью, нельзя осуществлять "прослушку" в интересах клиента, вызвать  на опрос (допрос) лицо, обладающее определенными  сведениями, выполнять другие подобные действия в интересах частного лица?

При этом забывается, что один частный интерес не может  преобладать над другими частными интересами, как и быть "абсолютно  приоритетным" по отношению к  публичным интересам, а значит, он может защищаться только до тех пределов, за которыми начинаются другие интересы, тоже охраняемые законом.

Необходимо отметить, что результаты детективных расследований, проводимых с нарушением Закона, не имеют юридической силы. Кроме  того, за подобные действия детектив может  быть привлечен к ответственности, вплоть до уголовной.

Оказание охранных услуг, перечисленных в части  третьей статьи третьей Закона, разрешается  только предприятиям, специально учрежденным  для их выполнения, получившим соответствующую  лицензию в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.

Информация о работе Превышение полномочий частных охранных и детективных служб