Принципы административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение основополагающих вопросов административного права предполагает анализ принципов административного права. В административно-правовой теории под принципами права понимаются основные начала (идеи), характеризующие содержание права, закрепляющие закономерности его развития и определяющие механизм правового регулирования управленческих отношений. Понятно, что принципы различных отраслей права различаются по своему содержанию и характеристикам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА......5
ГЛАВА 2. 2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА...7
2.1 Содержание системы принципов административного права...........7
2.2 Конституционные принципы административного права................13
2.3 Организационно-функциональные принципы административного права.......................................................................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизма31. Сущность принципа гуманизма заключается в том, что государство обеспечивает неотчуждаемые и  принадлежащие  каждому  от  рождения  права  и  свободы, охраняет достоинство личности, гарантирует свободы и личную неприкосновенность. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.  Особенно  важно строить административно-правовые отношения между государством, гражданами и другими субъектами административного права, возникающие  в  сфере действия  норм  административно-деликтного права, в области применения административного принуждения и административной ответственности.

 

2.3 Организационно-функциональные  принципы административного права

 

Эти принципы административного права по значимости и роли в системе механизма административно-правового регулирования можно назвать организационно-функциональными. При этом необходимо подчеркнуть, что это выделение условно, ибо конституционные нормы также имеют большое значение для конструирования этих принципов в законодательных актах. Перейдем к рассмотрению указанных принципов.

"Принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и государственных служащих (принцип вертикальной подчиненности в системе управления)"32. Контроль представляет собой одну из основных функций государственного управления. Административно-правовые отношения пронизаны контрольными механизмами и регламентируются множеством федеральных законов и иными нормативными правовыми актами. Контрольно-надзорная деятельность — обязательный спутник административно-правовых отношений. Контроль и надзор обеспечивают действенность управленческой деятельности, эффективность функционирования государственных органов, реализацию прав и свобод граждан в сфере управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.

Принцип подконтрольности определяет следующие важнейшие положения: во-первых, принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения обязательны для исполнения нижестоящими государственными служащими; во-вторых, эти решения должны быть Законными, т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий; в-третьих, они не должны противоречить законам.

Государственный аппарат достаточно сложно структурирован и состоит из государственных должностей, структурных подразделений и других административных образований. Отсутствие принципа обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями, может породить в системе управления хаос, безответственность чиновников, злоупотребления по службе и т. п.

"Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственному управлению"33. Согласно этому принципу едиными  (т. е.  одинаковыми)  должны  быть  все установленные  в законодательных актах требования как к государственному управлению, так и к государственной службе (а следовательно, и к государственному служащему): к организации управления, к установлению стандартов управленческой деятельности и требований к служащим, к порядку взаимоотношений и взаимодействия между органами управления, к определению квалификационных требований к служащим, требований по выполнению ими своих должностных обязанностей и т. д.

Единство основных требований, предъявляемых к государственному управлению и государственной службе, способствует укреплению справедливости и созданию хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.

"Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих при осуществлении государственного управления"34. Административное право устанавливает правовые основы управленческой деятельности в государственных органах. Следовательно,  государство должно обеспечивать  профессиональное выполнение  публичных  задач  и  функций.  Это  действительно важнейший принцип административного права, ибо с его помощью можно судить о степени соответствия самого государства с его многочисленными органами тем целям, которые оно провозгласило в качестве государственных.

"Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Профессионализм предполагает прежде всего знание (наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы: врач — системы управления здравоохранением, педагог - - системы управления народным образованием, юрист - - правовой службы в любой отрасли управления и т. д."35 Государственные и муниципальные служащие обязаны иметь также определенную подготовку в области теории управления, конституционного, административного и других отраслей права, которые напрямую относятся к сфере их профессиональной деятельности.

Профессионализм в государственном управлении обеспечивается компетентностью и профессионализмом самих государственных служащих. "Компетенция — это властные полномочия, тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на данный орган, или круг предусмотренных правовым актом вопросов, которые правомерен разрешать орган"36 Органы исполнительной власти наделены государством специальной компетенцией, которая реализуется в специальных правовых формах, отличающихся по характеру труда служащих от правовых форм деятельности государственных органов других ветвей власти. В пределах своей компетенции органы исполнительной власти издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Зафиксированная в нормативных актах компетенция органов исполнительной власти устанавливает самостоятельность этих органов и одновременно отличает их от органов других ветвей государственной власти, от негосударственных органов, организаций и общественных объединений.

"Принцип гласности в осуществлении государственного управления"37. Административное право, регулируя процедуру государственного управления, должно обеспечивать открытость информации об осуществляемой управленческой деятельности. Принцип гласности в системе управления — важнейшая правовая основа обеспечения выполнения государством провозглашенных целей; этот принцип обеспечивает справедливость и гарантирует возможность обратного влияния граждан на само государство, на его органы исполнительной власти с целью достижения истины и эффективности.

Данный "принцип обеспечивает возможность получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих"38.

Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Непосредственное участие граждан в управлении выражается в индивидуальных формах, а также в деятельности общественных объединений, выполняющих отдельные функции государственного управления.

"Принцип ответственности государственных органов за принятые административные акты (решения); принцип ответственности государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей"39. Данный принцип призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно должно сопровождаться применением мер ответственности (как правило, дисциплинарной). Решения, принимаемые органами государственного управления, должны отвечать требованиям целесообразности и законности, должны соответствовать общему характеру осуществляемой управленческой деятельности. Некомпетентные управленческие решения могут причинить ущерб общественным отношениям, поэтому подготовке и принятию таких решений следует придавать особо важное значение.

Данный принцип вытекает из более общего принципа организации управления — "ответственности государственного аппарата, его функциональных работников за допущенные по их вине негативные последствия их деятельности"40. Этот принцип обеспечивает привлечение виновных лиц (государственных и муниципальных служащих, должностных лиц) к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной (имущественной) ответственности в соответствии с законом, если негативные последствия административных актов и действий (бездействия) чиновников причинили каким-либо субъектам права материальный или иной ущерб.

Вместе с тем действующее законодательство не устанавливает ответственности должностных лиц за вред, причиненный правонарушителю в случае, когда к нему на основании закона применялись меры государственного принуждения. Например, должностные лица таможенных органов не несут ответственности за моральный, физический и имущественный вред, причиненный правонарушителю применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в предусмотренных Таможенным кодексом РФ случаях, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия (ст. 422—423 Таможенного кодекса РФ).

Вместе с этим меры ответственности предусмотрены и для граждан в случае несоблюдения ими правовых установлений в области управления. Конституция РФ и другие нормативные акты устанавливают множество обязанностей для граждан (охрана окружающей природной среды, защита Отечества, выплата налогов).

"Принцип обязательного учета научных основ организации государственного управления"41. В данном случае речь идет о том, что административное право, регламентируя управленческие отношения, устанавливает и принципы организации самого процесса управления. Сюда относятся такие принципы, как дифференциация и фиксирование управленческих функций и должностных полномочий; учет отраслевого начала (управление отраслями народного хозяйства) и функционального начала в системе управления (реализация надведомственных функций, функций межотраслевого характера, функций координации); территориальный принцип управления (обеспечение управления на конкретной территории страны, в крае, области, республике); соединение единоначалия и коллегиальности при осуществлении управленческой деятельности.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:

перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа.

Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

1) Алексеев С. С. Теория  права. М., 1994. 

2) Алексеев С. С. Общая  теория права. В 2 ч. М., 1982. Т. 1.

3) Бахрах Д. Н. Административное право: Учеб. Часть Общая. М-, 1993. 

4) Брэбан Г. Французское административное право: Пер. с фр. / Под ред. и со вступ. ст. С.В. Боботова. М., 1988.

5) Габричидзе Б. Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе // ГиП. 1995. № 12. 

6) Галлигана Д.Дж.  Административное право: история развития и основные современные концепции.— М.: Юристъ, 2002.

7) Дмитриев Ю.А., Полянский  И.А., Трофимов Е.В. Административное  право Российской Федерации: Учебник  для юридических вузов. - Система  ГАРАНТ, 2008 г. 

8) Коренев. А.П. Административное право россии. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999.

9) Коренев А. П. Кодификация советского административного права. М., 1970. 

10) Коренев А. П.  Советское административное право. Государственное управление и административное право. М., 1978. 

11) Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций.  5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009.

12) Под ред. Л.Л. Попова. Административное право: Учебник /. - М.: Юристъ, 2002  

13) Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. 

14) Сафаров Р. А. Общественное  мнение и государственное управление. М., 1975. С. 27—5941 См.: Веделъ Ж. 15) Административное право Франции. М., 1973. 

16) Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Наука. Предмет. Нормы.

17) Сорокин В. Д. Административно-процессуальное  право. М., 1972. 

Субъекты. М., 2002. 

18) Тихомиров Ю.А.. Курс  административного права и процесса. М., 1998. 

19)  Юсупов В.А. Философия и общая теория административного права. М.: НП "Евразийская акад. адм. наук", 2012.

 

Нормативные акты

 

1) "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" принята всенародным голосованием 12.12.1993

2)   Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах"

3)  Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (КоАП РФ)

4)  Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ "ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ"

5) Федеральный закон  от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) "Об  основах государственной службы  Российской Федерации"

 

 

1 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г. С. 19

2 Административное право. Конспект лекций. Макарейко Н.В. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - С. 17

 

 

3 См.:Административное право: история развития и основные современные концепции. Д.Дж. Галлигана— М.: Юристъ, 2002. С. 120

4  См.: там же

5 См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 50-52.

6 См.: Брэбан Г. Французское административное право: Пер. с фр. / Под ред. и со вступ. ст. С.В. Боботова. М., 1988. С. 138

 

7 См.: Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. М., 1998. С. 72.

Информация о работе Принципы административного права