Принципы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление — это особый тип социального управления. Его существенное отличие от социального заключается в политическом характере. Это не исключает объективной стороны управленческой деятельности государственных институтов и управленческих отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………………….3
ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……..……….4
§1. Понятие, содержание принципов государственного управления………4
ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………....6
§1. Общие (социально-правовые) принципы…………...……………………6
§2. Организационные принципы управления................................................11
Заключение……………………………………………………………………….15
Библиография…………………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Принципы государственного управления.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………..………………….3

ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……..……….4

§1. Понятие, содержание принципов  государственного управления………4

ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………....6

§1. Общие (социально-правовые) принципы…………...……………………6

§2. Организационные принципы управления................................................11

Заключение……………………………………………………………………….15

Библиография…………………………………………………………………….16 

Введение

Государственное управление — это  особый тип социального управления. Его существенное отличие от социального заключается в политическом характере. Это не исключает объективной стороны управленческой деятельности государственных институтов и управленческих отношений. Будучи субъективным фактором, т.е. воплощением коллективного разума и воли наиболее активной части общества, государственное управление характеризуется своими объективными законами и ими обусловленными и их отражающими принципами. В процессе управления субъективный фактор переплетается с объективным, внутренняя логика управления — с логикой функционирования и изменения управляемого объекта. Объективация субъекта и субъективация объекта — суть проявление этой диалектики.

Недостаточное понимание диалектической взаимосвязи субъективного и  объективного факторов в управленческой деятельности приводит к односторонним подходам — от отождествления государственного управления с хозяйственно-экономическими и другими общественными процессами до его противопоставления им. Подобные крайности открывают шлюзы волюнтаризму или толкают на путь пассивного следования за естественным, спонтанным ходом вещей. В нем — оправдание, с одной стороны, “всемогущества” управляющего государственного субъекта, а с другой, — иждивенческой психологии надежд и упований на объективную природу потенциальных преимуществ “свободного” рынка и гражданского общества, в котором, якобы, господствует спонтанная саморегуляция.

Корректный анализ объективного фактора  в государственном управлении важен с точки зрения выяснения специфики объективных законов, а также сущности и содержания принципов управления. Проблемы достаточно сложной и мало разработанной, особенно что касается законов управления.

 

 

ГлаваI. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§1. Понятие, содержание принципов государственного управления

Для более глубокого понимания  сущности предмета административно-правового  регулирования — государственного управления — важно ознакомиться с основными принципами исполнительной, управленческой деятельности.

Понятие принципов. Государственное  управление базируется на основных положениях — принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства. Принципы государственного управления отражают наиболее существенные стороны организации и управления.

Содержание принципов  объективно выражает сущность управления, исполнительной деятельности, ее наиболее характерные черты. Будучи облеченными в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должно строиться и осуществляться управление. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.

Вместе с тем некоторые  принципы-идеи, оказывающие регулирующее воздействие на управление, не находят  своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не всегда являются правовыми и специфическими для управления. К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Это — социальные принципы, носящие мировоззренческий характер. Идеи социальной справедливости и гуманизм должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов управления.

Цели и задачи не только предопределяют характер управленческой, исполнительной деятельности и систему ее принципов, но и сами соизмеряются с принципами. Цели — это то, на что направлена исполнительная деятельность, а принципы отвечают на вопрос, как, каким образом она осуществляется. Принципы оказывают воздействие на формы, методы, структуру, кадры, процесс управления. В принципах находят свое выражение основные требования, предъявляемые к построению и организации аппарата управления, его подразделений и способам осуществления ими функций, относящихся к управлению, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений между субъектами и объектами управления.

Принципы устанавливаются, формулируются людьми. Однако это  не означает, что они носят субъективный характер. Принципы отражают сущность явлений и реальных процессов развития общественных отношений, т.е. они носят объективный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§1. Общие (социально-правовые) принципы

Итак, принципы образуют основу управленческой, исполнительной деятельности. Из основы выводятся все остальные  свойства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности — такова и  ее сущность.

Классификация принципов. Принципы управления образуют систему, в которой  они так или иначе связаны  и взаимообусловлены. Ввиду этого  эффективность управления достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность конкретно определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение.

В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные  принципы,

К общим (социально-правовым) принципам относятся те, которые  имеют общесоциальный характер и  реализуются в управленческой деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от должности, занимаемой работником, осуществляющим управленческую деятельность. Важная роль этих принципов обусловлена тем, что они основополагают социальные (моральные, юридические) правила управленческой деятельности. Общими принципами являются: объективность, конкретность, эффективность, сочетание централизации и децентрализации, законность и дисциплина.

Объективность. Социальные процессы протекают в соответствии с объективными законами развития общества. Поэтому от субъекта управления требуются  познание и умелое использование  объективных закономерностей, учет реальных возможностей, фактического состояния общества. Эти требования и составляют суть принципа объективности. Управление может быть результативным: тогда, когда люди, познав объективные законы, сознательно используют их, «заставляют служить» самым насущным интересам. Следовательно, познание законов выступает в качестве необходимой предпосылки научного управления.

Принцип объективности требует  анализа и учета фактического состояния дел, учета трудностей и противоречий, существующих в социальной среде. Кроме того, важно учитывать закономерности взаимодействия общества с природной средой, ибо природа, являясь важным источником средств к жизни, одновременно вносит в общественные процессы элементы случайности, нередко неблагоприятно отражающиеся на ходе социальных процессов.

Принцип объективности в  управлении несовместим с субъективизмом, игнорирующим объективные условия, закономерности развития общества. Субъективный фактор может играть важную роль в  управлении лишь тогда, когда он опирается  на учет объективных, реальных условий, на объективные закономерности общественного  развития. Субъективизм в социальном, в том числе и государственном  управлении приводит к волевым, волюнтаристским необоснованным решениям, а стало быть, к заведомому их неисполнению. Он может привести к бесполезной затрате сил и средств, вызвать дезорганизацию процессов управления, подорвать доверие к субъекту управления.

Вместе с тем объективные  законы общества сами по себе, вне сознательной деятельности людей, не обеспечивают результативность управления. Использование законов заключается в том, чтобы привести в соответствие с требованиями этих законов деятельность людей, использовать открытый закон во имя целей управления.

Таким образом, содержанием  принципа объективности являются изучение закономерностей общественного развития, научное определение путей и способов использования законов общества субъектом государственного управления (субъективным фактором) в целях обеспечения оптимального управления, эффективной исполнительной деятельности государства.

Научность в управленческой, исполнительной деятельности выражается в применении научных методик сбора, анализа и синтеза информации о состоянии объекта управления (сферы, отрасли управления). Для обработки и хранения информации используются электронно-вычислительные машины. Научность предполагает:

— анализ информации;

— выявление актуальных проблем;

— прогнозирование;

— выработку оптимальных  вариантов разрешения проблем;

— избрание наиболее эффективных  путей и средств выполнения намеченных программ;

— комплексный, системный  подход к решению вопросов, определению  путей достижения целей исполнительной деятельности, которые позволили  бы их достигнуть при наименьших затратах сил и средств;

— оптимальное определение  и правовое закрепление функциональных обязанностей работников;

— совершенствование структуры  аппаратов и служб органов  исполнительной власти;

— научную организацию  труда в органах исполнительной власти, использование автоматизированных систем управления и других научно-технических средств.

Конкретность. Объективные  закономерности в повседневной, конкретной жизни проявляются через действия людей, которые своим поведением стремятся достичь определенной цели. Следовательно, к числу принципов управления относится принцип конкретности. Суть этого принципа состоит в осуществлении управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления объективных законов, на основе достоверной информации, как о внутреннем состоянии объекта управления, так и о внешних условиях, в которых он находится. При этом речь идет не о разрозненных конкретных фактах, а об обобщенной систематизированной и объективной информации. Информация, ее объем, количество, направленность, необходимость и достаточность должны соответствовать функциям, которые осуществляют конкретный субъект управления.

Достоверная информация позволяет  установить конкретные формы проявления в данных условиях тех или иных общественных закономерностей и  определить в соответствии с этим цели и действия людей, т.е. конкретизировать пути и средства достижения целей управления.

Эффективность. Суть данного  принципа заключается в том, чтобы  достигнуть целей управления при наименьших затратах сил, средств и времени. Управление в любой социальной сфере, будь то экономика, образование, культура, безопасность, оборона, внутренние дела и т.д., связано с материальными и духовными ценностями, финансовыми и людскими ресурсами. Поэтому управление, как и всякая общественно полезная деятельность людей, должно осуществляться рационально, эффективно. К критериям эффективности, которые применяются на практике, обычно относят размеры затрат, сроки выполнения задач, сроки окупаемости и др.

Требования данного принципа управления состоят в оптимизации  решений, т.е. в разработке различных вариантов решений, их сопоставлении и выборе наилучшего варианта. Задача субъекта управления состоит в том, чтобы выявить и исследовать варианты решений, которые с возможно большей степенью вероятности ведут к достижению цели при наличии находящихся в распоряжении субъекта управления сил и средств. Кроме того, эти варианты должны учитывать внешние и внутренние условия, возможно больший круг возбуждающих воздействий среды функционирования на систему управления, социальные последствия того или иного решения, а также интересы работников, принадлежащих к системе управления.

Наряду со средствами оптимизации  управления большое значение имеет избрание эффективных методов управленческого воздействия, стимулирования, материальной заинтересованности предоставления исполнителям простора для разумной инициативы и самостоятельности, установления ответственности за результаты своей работы.

Сочетание централизации  и децентрализации. Этот принцип  имеет важное значение в таком федеративном государстве, как Россия. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными субъектами управления и субъектами управления республик в составе России, краев, областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется на основе Конституции, Федеративного договора и иных актов о разграничении между указанными субъектами компетенции. Законодательством признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует в пределах своих полномочий самостоятельно. Этим достигается сочетание интересов государства и местного самоуправления.

Несоблюдение этого принципа приводит, с одной стороны, к снижению роли федеральных субъектов управления за состояние дел в соответствующей сфере или отрасли управления, а с другой к мелочной опеке, к ограничению самостоятельности нижестоящих субъектов управления при осуществлении оперативных функций управления.

Информация о работе Принципы государственного управления