Принципы и функции административного права
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 13:42, контрольная работа
Описание работы
Одной из наиболее крупных отраслей российского права является административное право, называемое еще и управленческим правом, что обусловлено обширностью предмета правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и функционирования органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Файлы: 1 файл
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный
профессионально-педагогический университет
Факультет социологии и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРАВО»
на тему: «Принципы
и функции административного права»
Выполнил: студент (ка) гр. Мг-213С
ПВД
Егорова Алена Юрьевна
Проверил: Снегирева М.В.
Екатеринбург 2015
Одной из наиболее крупных отраслей
российского права является административное
право, называемое еще и управленческим
правом, что обусловлено обширностью предмета
правового регулирования. Оно регламентирует
управленческую деятельность, широкий
круг общественных отношений по поводу
организации и функционирования органов
исполнительной власти и их должностных
лиц.
Особенностью общественных
отношений, регулируемых нормами административного
права, является то, что они возникают,
изменяются и прекращаются в сфере государственного
управления в связи с организацией и функционированием
органов исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов. Административное
право выражает публично-правовые, т.е.
государственные интересы в различных
сферах общественной жизни (политической,
экономической, социально-культурной,
межотраслевой) и регулирует правовой
статус многочисленных субъектов, как
физических, так и юридических лиц в сфере
государственного управления. К ним относятся
граждане России, иностранные граждане,
лица без гражданства, органы публичной
власти, предприятия и учреждения различных
форм собственности, общественные объединения
и религиозные организации.
Административное право – это
отрасль российского права, представляющая
собой совокупность юридических норм,
регулирующих общественные отношения
в сфере государственного управления
по поводу организации и функционирования
органов исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов, иных государственных
органов, наделенных исполнительно-распорядительными
полномочиями и участия граждан в управлении
делами государства.
Принципы административного
права
Под принципами права в общем
смысле понимаются основополагающие начала,
идеи, лежащие в основе регулирования
общественных отношений и выражающие
сущность справедливости в общечеловеческом
понимании. Так, общими принципами права
являются: принцип социальной справедливости;
юридического равенства субъектов права;
гуманизма; взаимообусловленности прав
и обязанностей; неотвратимости ответственности
за виновное правонарушение; демократизма.
Названные принципы являются исходными
началами для межотраслевого и отраслевого
правового регулирования.
Принципами межотраслевого
регулирования являются: принцип состязательности
и гласности судопроизводства (действует
в процессуальном праве); равенства сторон
(например, согласование и взаимодействие
двух самостоятельных органов исполнительной
власти).
Отраслевыми принципами административного
права являются:
1. Принцип законности. Предполагает,
что все правовые акты, применяемые на
территории Российской Федерации, в том
числе акты, являющиеся источниками административного
права, должны соответствовать положениям
Конституции Российской Федерации.
Высшей юридической силой обладает
главный закон государства – Конституция
РФ. Принятие подзаконных административно-правовых
актов должно осуществляться на основе
и во исполнение законов. При характеристике
принципа законности возникает проблема
соотношения норм международного права
и национального (внутреннего законодательства).
Конституция Российской Федерации (ст.
15) впервые установила общую норму, устанавливающую
приоритет международных договоров, разумеется,
тех, участницей которых является Российская
Федерация. Международно-правовые акты
могут иметь верховенство над национальным
законодательством в случае, если они
отвечают национальным интересам и ратифицированы
парламентом.
2. Принцип равенства всех перед
законом. Все граждане независимо от пола,
расы, национальности, социальной, религиозной
и иной принадлежности, имущественного
и должностного положения, принадлежности
к общественным объединениям, места жительства,
убеждений имеют равные права и обязанности
в сфере государственного управления,
установленные нормами административного
права и, в одинаковой степени, защищаются
законом. Физические лица подлежат административной
ответственности независимо от вышеназванных
особенностей. Юридические лица равны
перед законом и в равной мере несут административную
ответственность независимо от их организационно-правовых
форм, финансового и имущественного положения,
ведомственной принадлежности и места
нахождения.
3. Принцип приоритета
личности, ее прав и свобод. Права
и свободы гражданина являются высшей
ценностью и все государственные органы,
в том числе и органы исполнительной власти,
несут ответственность перед гражданами.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации
гласит, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина является обязанностью государства.
В связи с этим выделяют юридические, политические,
экономические и социально-культурные
гарантии обеспечения прав и свобод человека
и гражданина.
4. Принцип неотвратимости наказания. Данный
принцип означает что лицо, виновно совершившее
административное правонарушение, подлежит
административной ответственности в порядке
и на основании закона. Целями юридической
ответственности являются: защита личности,
его прав и свобод от противоправных посягательств;
охрана и защита правопорядка и общественной
безопасности; наказание правонарушителя;
восстановление нарушенного права; воспитание
граждан в духе уважения закона. Прямое
отношение к данному принципу имеет принцип
презумпции невиновности
5. Принцип федерализма. Согласно
данному принципу, административное и
административно-процессуальное законодательство
отнесено к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
(ст. 72 Конституции РФ).
6. Принцип гласности. Данный
принцип означает, что нормативные акты,
затрагивающие права и свободы граждан
и имеющие межотраслевое значение применяются
при условии, если они официально опубликованы
для всеобщего сведения. Если такие нормативные
акты официально не опубликованы, то они
не применяются и могут быть признаны
ничтожными.
7. Принцип гуманизма. Данный
принцип означает, что административное
право, как и право в целом, должно иметь
социальную направленность. Идеи гуманизма
определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В
частности, никто не должен подвергаться
пыткам, насилию, другому жестокому или
унижающему человеческое достоинство
обращению или наказанию.
В общем смысле под функциями
административного права понимается его
предназначение, способы и средства решения
поставленных задач и достижения целей.
В функциях права реализуется назначение
самого права.
Функции административного
права
Функция административного
права – категория, дающая возможность
определить внешние проявления административного
права в российской правовой системе.
В административном праве существуют
следующие функции:
Регулятивная функция выражается
в установлении нормами административного
права порядка организации и деятельности
органов исполнительной власти федерального
и регионального уровней. Данная функция
направлена также на определение правового
статуса иных участников управленческих
отношений (граждан Российской Федерации,
иностранных граждан, предприятий и
учреждений, различных организационно-правовых
форм, общественных объединений и религиозных
организаций).
Охранительная функция обеспечивает
соблюдение установленного правового
режима в сфере управления и защиту законных
прав и интересов участников управленческих
отношений, а также порядок применения
мер государственного принуждения, привлечения
к ответственности виновных лиц, обеспечения
безопасности личности, общества и государства.
Правоприменительная функция
представляет собой властную деятельность,
заключающуюся в соотнесении какого-либо
жизненного обстоятельства с нормами
права, на основе которых разрешается
конкретное управленческое дело или правовой
спор и завершающуюся вынесением властного
решения в виде акта применения норм права
(например, постановление об административном
наказании).
Правотворческая функция выражается
в наделении субъектов исполнительной
власти полномочиями по принятию административно-правовых
норм в сфере государственного управления
(постановления Правительства РФ, приказы
министерств).
Организационная функция состоит
в формировании управляющей и управляемой
систем, обеспечении упорядочения системы
управления. Данная функция также означает
образование, реорганизацию, упразднение
органов исполнительной власти, предприятий,
учреждений, установление их прав и обязанностей,
подбор и расстановку кадров.
Координационная функция выражается
в обеспечении нормами административного
права эффективного и согласованного
взаимодействия всех субъектов, прежде
всего органов исполнительной власти
федерального и регионального уровней,
иных государственных органов, участвующих
в управленческом процессе.
Информация о работе Принципы и функции административного права