Признаки и сущность государственной службы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 11:51, реферат

Описание работы

Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы государственной службы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы». В законах о государственной службе подтверждается единство системы органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения государственных служащих. Правовое регулирование государственно-служебных процессов в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2

1. Понятие «государственная служба»………………………………….…2

2. Понятие «государственный служащий». Признаки государственного служащего…………………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………15

Файлы: 1 файл

гос.служба.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета. Государственным гражданским служащим субъекта РФ считается гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. В предусмотренных федеральным законом случаях государственный гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет федерального бюджета.

    Российская  Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ — нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

    В узком понимании государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

    Итак, понятие «государственный служащий»  можно определить следующими признаками.

    Во-первых, государственный служащий — это  физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

    Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

    В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной  службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

    В-четвертых, государственному служащему присваивается  в установленном законом порядке  классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

    В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

    В-шестых, государственный служащий совершает  во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

    В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

    Совокупность  упомянутых признаков позволяет  сформулировать следующее определение. Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства, предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус8.

    Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления  на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.). Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами.

    В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной  службы Российской Федерации» правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

    Федеральный закон «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» устанавливает  следующие элементы правового статуса  гражданского служащего: основные права  и основные обязанности; ограничения и запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению гражданского служащего; порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе; необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются: поступление на гражданскую службу; заключение служебного контракта; испытание при поступлении на гражданскую службу; изменение существенных условий служебного контракта; отстранение от занимаемой должности гражданской службы; основания и последствия прекращения служебного контракта; персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела; служебное время и время отдыха; прохождение гражданской службы; аттестация гражданских служащих; квалификационный экзамен; оплата труда гражданского служащего; государственные гарантии на гражданской службе; поощрения и награждения гражданского служащего; служебная дисциплина;  дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания; формирование кадрового состава гражданской службы; рассмотрение индивидуального служебного спора.

     Проанализировав нормативно-правовые документы, которые  связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации я пришла к выводу, что они способствуют повышению ее эффективности,  усовершенствуют систему государственной службы. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус). Государство предъявляет к государственному служащему  строгие  требования  при выполнении его служебных обязанностей, но в то же время за это гарантирует ему определенные льготы, гарантии, денежные выплаты и компенсации, которые отличают прохождение государственной службы от работы  гражданских лиц, которые регулируются в основном Трудовым Кодексом.

     Кроме того, в последнее время появляется всё больше и больше негосударственных  органов, выполняющих те же функции, что и государственные (нотариусы, негосударственные службы занятости населения), которые, активно взаимодействуя с государственными органами, берут на себя часть их нагрузки. В будущем, возможно, часть функций государственных органов перейдёт к органам частным, что приведёт к сокращению количества государственных служащих. 

Заключение 

     Государственная служба тесно связана с государством. Это самостоятельный вид трудовой деятельности, которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий, возложенных на органы государства.

     К сожалению,  норматаивно-правовая база, регулирующая порядок прохождения  государственной службы на федеральном, а, следовательно, и на региональном уровне, не совершенна и требует доработки. Целесообразно дальнейшее укрепление нормативно-правовой базы государственной службы следует развивать по пути повышения правового статуса органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов, установления четких правил, обеспечивающих увязку должностных перемещений государственных служащих с результатами труда, обучения и использования полученных знаний.

    Список  использованной литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации – Москва. Изд. «Новая волна», 2005
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58  (ред. От 11.11.2003) «О системе государственной службы в Российской Федерации»  (принят 25.04. 2003)
  3. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
  4. Указ Президента РФ от 25.06.2002 №659 (ред. От 10. 24.2004) «О денежном поощрении лиц замещающие отдельные государственные должности Российской Федерации» 
  5. Указ Президента РФ от 12 декабря 2005 г. № 1437 «О продлении срока реализации федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» на 2006—2007 годы»
 

Литература:

  1.   Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. (М., Зерцало 2000г.)
  2.     Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник /. – 3-е издание пересмотр. и доп. – М: Норма, 2007. С.291.
  3. Гришковец А.А.   Првавовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации (М., 2003)Ю. Н. Старилов. Административное право: Государственная служба.- (Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001.)        
  4. Овсянко Д.М.Государственная служба РФ. М., «Юристъ» 2005г.

Информация о работе Признаки и сущность государственной службы Российской Федерации