Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:52, курсовая работа
Целью представленной аттестационной работы является выявление форм, методов и основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Чувашской Республике.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
установить содержание и формы реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Государственная политика в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации………………………………
1.1. Понятие труда и занятости. Значение, направления и формы её обеспечения…………………………………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике……………….
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере занятости……………………
Глава 2. Особенности реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне………………………………...
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в Чувашской Республике ………
2.2. Итоги реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2011-2013 г.г.………….........
2.3. Перспективные направления и задачи по обеспечению реализации государственной программой Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы………………………………………………….
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения ………………………………………………..
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике ………………………………………...........................
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения в Чувашии …………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Государственная политика в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации………………………………
1.1. Понятие труда и
занятости. Значение, направления и формы
её обеспечения…………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике……………….
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере занятости……………………
Глава 2. Особенности реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне………………………………...
2.1. Разработка и реализация
республиканских целевых и
2.2. Итоги реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2011-2013 г.г.………….........
2.3. Перспективные направления и задачи по обеспечению реализации государственной программой Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы………………………………………………….
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения ………………………………………………..
3.1. Проблемы в обеспечения занятости
населения и развития рынка труда в Чувашской
Республике ………………………………………...............
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения в Чувашии …………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Актуальность темы аттестационной работы обусловлена тем, что проводимые в настоящее время в Российской Федерации меры, направленные на нейтрализацию негативных последствий экономического кризиса и обеспечение поступательного социально – экономического развития страны неразрывно связаны с проблемами формирования и развития рынка труда, обеспечения занятости населения. При этом, поскольку главной особенностью российского рынка труда является его дифференцированность и неоднородность, вследствие различий в хозяйственном потенциале регионов, то соответственно и государственная политика в сфере обеспечения занятости нуждается в активизации и усилении, прежде всего, на уровне региона. В этой связи особенно важным представляется выявление наиболее эффективных форм и методов обеспечения занятости в регионе, учитывающих территориальные условия и факторы развития экономики и функционирования рынка труда.
Целью представленной аттестационной работы является выявление форм, методов и основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Чувашской Республике.
Поставленная цель
обусловила постановку
Теоретической и методологической базой аттестационной работы послужили исследования следующих российских учёных: Буянова М.О., Викторова И.С., Макашевой А.Ж., Долговой А.Г., Жуковой И.Н., Киселева И.Я., Низовой Л.М. , Молякова Д.С, Соколовского П.М., Комковой Г.Н., Кравца И.А., Крусса В.И., Курманова М.М., Лебедева В.А., Малого А.Ф., Полянского В.В., Саломаткина А.С., Султанова Е.Б., Тихомирова Ю.А., Уварова А.А. и ряда других российских учёных.
Нормативно – правовой основой исследования стали положения Конституции Российской Федерации и Конституции Чувашской Республики; закона «О занятости населения в Российской Федерации», иных федеральных законов, законов Чувашской Республики и других нормативно - правовых актов, содержащих нормы, регулирующих организацию и проведение государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Понятие "государственное управление" употребляется в разных значениях. В узком, специальном значении этот термин означает собственно управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц. Это сфера деятельности исполнительной власти. Государственное управление рассматривается как целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех ее формах и методах. Издание законов парламентом, органом законодательной власти, например, но вопросу о составе, полномочиях, деятельности правительства (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г. с последующими изменениями) - важнейшая форма государственного управления. Даже если такие законы относятся к личной жизни граждан (например, о брачном возрасте) - это тоже управление со стороны государства, государственное управление. Регулирование законом этой сферы свидетельствует, что она приобретает общественное значение (например, здоровье населения).
Одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр). Многие органы и должностные лица (особенно если последние имеют дискреционные полномочия - право принимать решения в пределах конституции и закона) непосредственно занимаются государственным управлением.
Другие органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции, предусмотренный Конституцией), третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата).
Принципиальным аспектом политики
занятости на перспективу должно оставаться
сохранение достаточно ощутимой для населения
роли государства в содействии и регулировании
ее условий. Государственное регулирование
не должно, однако, использоваться для
подавления рыночного механизма ее самонастройки.
Вместе с тем нельзя не учитывать
переходный характер российской экономики,
предопределяющий неприемлемость для
России на данном этапе развития переориентации
на механизм регулирования процессов
занятости только через рынок труда и
конкуренцию. Такой механизм не может
эффективно «заработать» из-за резкого
отставания заработной платы (цены труда)
от стоимости средств существования, исключительной
дороговизны отдыха и восстановления
здоровья, жилья и транспорта, затрудняющих
свободное перемещение рабочей силы.
Отличительным признаком социальной
рыночной экономики является ориентация
на продуктивную занятость, основывающуюся
на синтезе социального и экономического
эффекта, необходимости крупных вложений
в человека, в обеспечение достойных условий
его существования, нормального возмещения
затрат энергии, роста благосостояния,
недопустимости нерационального использования
трудового и интеллектуального потенциала.
Обеспечение продуктивной занятости
предполагает особый механизм согласования
внутренне противоречивых критериев оценки
эффективности занятости работниками,
работодателями, обществом в целом, поддержания
их баланса в интересах противодействия
возникновению массовой безработицы и
накоплению ее скрытого потенциа-
ла на предприятиях. Это возможно
лишь на основе органического сочетания
активных действий органов государственного
управления с рыночными регуляторами
занятости.
В последние годы недооценивалось, что занятость и ее общественная организация являются решающими факторами подъема 'российской экономики, определяющими уровень и качество жизни населения. Недооценивалась и роль занятости как интегральной части механизма регулирования макроэкономических процессов, активного инструмента решения экономических и социальных проблем. Политика занятости была недостаточно встроена в стратегию реформ и социально-экономического развития России, слабо увязана с мерами ее реализации. Поэтому процессы занятости в 1999—2006 гг. были не столько катализатором, сколько тормозом реформ. Реформы не дали ощутимых результатов в создании системы продуктивной занятости, поддерживая ее относительную полноту уродливыми, деформированными методами. Сдерживание процесса высвобождения рабочей силы в период спада производства с помощью социальных и политических амортизаторов затормозило формирование рыночного механизма занятости, в частности создание полноценной инфраструктуры рынка труда, качественной системы информационного обеспечения служб занятости, перестройку системы подготовки и переподготовки кадров.
В России введена практика ежегодного заключения генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между федеральным правительством, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими, представительными органами и общероссийскими объединениями работодателей. Такое соглашение призвано ограничивать уровень безработицы в Российской Федерации. Для обеспечения реализации Генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает план мероприятий, обязательный к исполнению всеми федеральными органами власти. Контроль за выполнением плана мероприятий Правительства РФ возложен на Министерство труда и социального развития РФ, которое ежеквартально информирует Российскую трехстороннюю комиссию о ходе его выполнения. На уровне предприятий, в учреждениях и организациях условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с его территориальными особенностями, регулируются коллективными договорами.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается Федеральным Собранием РФ с целью защиты работников с низкой квалификацией и обеспечения минимального прожиточного минимума. В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением законодательства о труде создана Федеральная инспекция при Министерстве труда и социального развития РФ, образующая совместно с отраслевыми и государственными инспекциями труда субъектов РФ, районов и городов единую систему контроля и надзора за выполнением трудового законодательства всеми предприятиями всех форм собственности.
Проблемы труда неотделимы от проблем занятости. Эта связь выражается в том, что занятость есть форма реализации совокупной способности людей к трудовой деятельности. Исходя из этого, занятость как социально-экономическая категория характеризует различные формы участия трудоспособной части населения в общественно полезной деятельности с получением соответствующих доходов. Федеральным законом "О занятости населения" установлено исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо оговоренных законодательством. В то же время установлена ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд.
1.1. Понятие занятости, значение и формы ее обеспечения
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В соответствии с Законом о занятости можно выделить три признака занятости:
a) наличие трудовой и
общественно полезной
б) законность этой деятельности;
в) как правило, наличие дохода, хотя дохода может и не быть, например, у студента вуза, обучающегося по дневной форме обучения. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду, поэтому занятость может быть выражена в различных видах деятельности.
Под трудовой деятельностью понимается работа по трудовому договору, по гражданско-правовому договору, деятельность по авторским договорам, сюда же можно отнести предпринимательскую деятельность, службу в органах внутренних дел и в вооруженных силах. К общественно полезной деятельности, как приносящей, так не приносящей доход, относится обучение в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; уход за детьми в период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком; период отсутствия на работе в связи с призывом на военные сборы либо привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе.
Форма обеспечения занятости показывает, при помощи каких средств государственная служба занятости способствует тому, чтобы безработный гражданин приобрел статус занятого.
Основными формами обеспечения занятости являются:
1. Информирование о рынке
труда, то есть каждому безработному
служба занятости
2. Бесплатное подыскание подходящей работы.
3. Предоставление возможности повышения квалификации, переобучения либо получения новой профессии.
4. Занятость в отъезд,
то есть предоставление
5. Молодежная практика, то
есть трудоустройство
6. Проведение ярмарок вакансий в целях обеспечения временной занятости подростков.
7. Привлечение к общественным работам.
8. Квотирование рабочих
мест, то есть установление нормы
обязательного приема на