Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:57, курсовая работа
Целью представленной аттестационной работы является выявление форм, методов и основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Чувашской Республике.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
установить содержание и формы реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию регионального рынка труда;
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Государственная политика в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации………………………………
1.1. Понятие труда и занятости. Значение, направления и формы её обеспечения…………………………………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике……………….
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере занятости……………………
Глава 2. Особенности реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне………………………………...
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в Чувашской Республике ………
2.2. Итоги реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2011-2013 г.г.………….........
2.3. Перспективные направления и задачи по обеспечению реализации государственной программой Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы………………………………………………….
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения ………………………………………………..
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике ………………………………………...........................
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения в Чувашии …………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованной литературы………………
В 2013 году центрами занятости населения заключены договоры с 46 организациями, в соответствии с которыми трудоустроено 4136 человек, из них 3655 работников, находящихся под угрозой увольнения, и 481 безработный и ищущий работу гражданин.
Они выполняли временные работы: ремонт зданий и оборудования, благоустройство территории, учет и оформление документов, малярные и штукатурные работы, погрузочно-разгрузочные работы и др.
В прошлом году 2115 безработных граждан получили финансовую помощь на открытие собственного дела (100,0% от программного задания) на общую сумму 124983,2 тыс. рублей .
Основными видами предпринимательской деятельности, выбранными безработными гражданами, стали: разведение крупного рогатого скота, птицеводство, пчеловодство, разведение кроликов, предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты, сервисное обслуживание компьютеров, организация пассажирских перевозок и некоторые другие.
Активизировалась работа по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. В течение года 75 бывших безработных трудоустроено на рабочие места, созданные гражданами, открывшими собственное дело при финансовой поддержке со стороны органов службы занятости.
В заключении следует отметить, что в перспективе не составляют сомнений позитивные итоги реализации Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Органы управления архивным делом в Приволжском федеральном округе рассчитывают на улучшение кадровой ситуации в архивных учреждениях, привлечение в отрасль специалистов с профильным образованием, стимулирование роста производительности труда архивистов, повышение их ответственности за результаты своего труда.
2. Анализ государственного
управления сферой труда и
занятости населения
2.1 Правовая база
В Российской Федерации создана
основательная правовая база по вопросам
регулирования труда и занятости населения.
Эти вопросы находят свое отражение в
Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ
и в Законе РФ «О занятости населения в
РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены
основы занятости населения о свободе
труда, запрещении принудительного труда,
о вознаграждении за труд без какой-либо
дискриминации, о праве свободно распоряжаться
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию.
Основные направления политики
российского государства по содействию
реализации прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость закреплены
в ст. 5 Закона о занятости среди которых,
частности, следующие:
- развитие трудовых ресурсов,
повышение их мобильности, защита национального
рынка труда;
- обеспечение равных возможностей
всем гражданам РФ независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения,
политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности, содействие развитию
их способностей к производительному,
творческому труду;
- осуществление мероприятий,
способствующих занятости граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и
сокращение длительной (более одного года)
безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места прежде всего для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников
рынка труда и согласованность их действий
при реализации мероприятий по содействию
занятости населения;
- координация деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости населения,
включая вопросы, связанные с трудовой
деятельностью граждан Российской Федерации
за пределами территории Российской Федерации
и иностранных граждан на территории Российской
Федерации, соблюдение международных
трудовых норм.
Приведенные выше направления
государственной политики, как правило,
получают свое развитие в иных нормативных
правовых актах (прежде всего - федеральных
и территориальных программах содействия
занятости), а также в коллективных соглашениях
с участием органов государства.
В зависимости от содержания
основных направлений государственной
политики в сфере занятости можно выделить
два ее вида:
1. активную государственную
политику в сфере занятости;
2. пассивную государственную
политику в сфере занятости.
Активной политике свойственно
наличие форм обеспечения занятости, направленных
на скорейшее подыскание работы, а также
на переобучение и профессиональное обучение
безработных, то есть государство устанавливает
дополнительные стимулы для тех, кто пытается
получить работу.
Пассивной политике свойственно
наличие повышенных размеров пособий
по безработице и иных мер оказания материальной
помощи безработным, то есть поддержание
жизненного уровня граждан в период безработицы.
[1]
3. Предложения по
управлению рынком труда и меры по увеличению
занятости населения.
К ключевым направлениям
действий по управлению рынком труда относятся:
- преодоление дефицита
рабочих мест посредством проведения
сбалансированной инвестиционной и налоговой
политики, стимулирующей более полное
использование имеющихся рабочих мест,
развитие малых предприятий, направление капитальных
вложений как в перспективные развивающиеся
отрасли, так и в отрасли традиционной
занятости;
-
- разработка механизма прогнозирования
спроса на рабочую силу;
-
- разработка специальных программ
по стабилизации занятости на территориях
с напряженной ситуацией на рынке труда;
- развитие гибких форм занятости;
-
- дальнейшее развитие системы
непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования
высокого качества рабочей силы;
- улучшение качества рабочей
среды, включая вопросы условий труда,
заработной платы и использования рабочего
времени;
- сохранение на предприятиях
кадрового потенциала высококвалифицированных
работников, эффективное использование
имеющихся рабочих мест;
- проведение взвешенной миграционной
политики, направленной на позитивное
территориальное перемещение населения,
обустройство мигрантов, защиту российского
рынка труда;
- развитие и повышение эффективности
программ и услуг, реализуемых через государственную
службу занятости населения и направленных
на предотвращение массовой безработицы
и возвращение лиц, не имеющих работы,
к активному труду;
- создание мобильного резерва
рабочей силы.
Приоритетные направления активной
политики занятости предполагают следующие
меры:
- уделять особое внимание повышению
качества рабочей силы на рынке труда,
совершенствовать систему начального,
среднего, высшего и дополнительного образования,
ее ориентацию на потребности работодателей
и изменения спроса и предложения на рынке
труда;
- снижать риск безработицы среди
выпускников учебных заведений, корректировать
объемы и профили подготовки кадров в
образовательных учреждениях;
- обеспечить выделение работодателями
необходимых средств на подготовку кадров,
а также опережающую переподготовку высвобожденных
работников для новых сфер приложения
труда;
- обеспечить развитие и совершенствование
гибкой, ориентированной на трудоустройство,
системы профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения, адекватную
потребностям рыночной экономики;
- развивать систему непрерывного
образования, включая обучение на рабочем
месте, развитие возможностей самообучения;
- развивать систему профориентации
и психологической поддержки населения;
- уделять особое внимание сохранению
эффективно используемых и созданию новых
рабочих мест, включая льготные налогообложение
и кредитование, поддержку конкурентоспособных
производств, поддержку малого бизнеса,
стимулирование предпринимательской
деятельности населения;
- в соответствии с программой
структурной перестройки экономики предусмотреть
меры по переподготовке и трудоустройству
высвобожденных работников;
- содействовать трудоустройству
слабозащищенных слоев населения (инвалиды,
женщины, молодежь, беженцы, вынужденные
переселенцы и др.), развивать общественные
работы, разрабатывать и реализовывать
целевые программы для молодежи, стимулировать
работодателей, принимающих на работу
выпускников школ и профессиональных
учебных заведений.
На занятость населения, проживающего
в сельской местности, существенное влияние
оказывает ряд специфических моментов:
- ограниченность сферы приложения
труда;
- территориальная разбросанность
сельских поселений;
- отсутствие нормального транспортного
сообщения, снижающего возможность поиска
работы и трудоустройства в других населенных
пунктах;
- сезонные колебания в спросе
на рабочую силу в агропромышленном комплексе.
Содействию занятости населения,
проживающего в сельской местности, будет
способствовать принятие и реализация
следующих мер:
- создание благоприятных условий
для развития частных и кооперативных
форм деятельности в сфере социально-бытового
обслуживания;
- расширение системы имеющихся
социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов,
центров развития бизнеса для выполнения
функций менеджмента в целях развития
сельского предпринимательства;
- организация специального обучения
сельских жителей, изъявивших желание
заняться предпринимательской деятельностью
и самозанятостью;
- распространение всех форм
и методов государственной поддержки
малого бизнеса на развитие ремесленных
производств и народных промыслов;
- осуществление подготовки кадров
по интегрированным профессиям для аграрного
комплекса, социальной сферы с ориентацией
на их профессиональную мобильность;
- внедрение в сельской местности
дистанционных форм обучения безработных
граждан и незанятого населения.