Производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:01, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий

Файлы: 1 файл

производство по делам об административных правонарушениях.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

 

6. Принцип состязательности.

    Состязательность проявляется в разделении функций защиты и обвинения. И тот и другой элементы процесса могут характеризовать как сторону привлекаемого к административной ответственности лица, так и сторону потерпевшего. Органы, рассматривающие дело, обязаны учитывать позицию участников процесса и мотивировать в постановлении принимаемое решение по делу с учётом мнения участников процесса.

 

7. Принцип объективности  истины.

   При осуществлении производства по административным правонарушениям доказыванию и оценке подлежат:

-факт совершения правонарушения;

-виновность (или невиновность) лица, привлекаемого к административной  ответственности;

-смягчающие и отягчающие  ответственность обстоятельства;

-основания для взыскания  имущественного ущерба и его  размер;

-основания для прекращения  производства по делу.

    Доказательства по делу оцениваются соответствующим органом (должностным лицом) по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности.

 

8. Принцип двустепенности.

     Потерпевший и лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладают правом обжалования постановления по конкретному делу. Данное постановление может быть проверено в органе второй инстанции.

 

9. Принцип диспозитивности.

    Участники административно-юрисдикционного производства по собственному усмотрению могут распоряжаться своими правами; обращаться или не обращаться с жалобами в органы административной юстиции, знакомиться или не знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, пользоваться услугами переводчика, обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях.

 

10. Принцип устности.

    Участники процесса по делам об административных правонарушениях дают устные объяснения, которые записываются в соответствующие протоколы.

   

      Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются общеюрисдикционные принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы процесса определяют средства достижения его целей.

    Основными же элементами процессуальной формы являются группы норм, регулирующих:

-цели производства;

-задачи и принципы  производства;

-круг его участников, их права и обязанности;

-систему совершаемых  действий, их последовательность, стадии  производства;

-сроки совершения действий;

-виды и условия использования  доказательств;

-подведомственность дел, властных действий;

-содержание и порядок  оформления процессуальных документов;

-виды, размеры и порядок  применения мер процессуального  принуждения;

-порядок возмещение процессуальных  расходов.

    В КоАП РФ исчерпывающе перечислены обстоятельства, исключающие производства по делу. К ним отнесены:

1)отсутствие события и  состава административного правонарушения;

2)недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16 лет;

3)невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

4)действие лица в состоянии  крайней необходимости или необходимой  обороны;

5)издание акта амнистии, если он устраняет применение  административного взыскания;

6)истечение к моменту  рассмотрения дела об административном  правонарушении сроков, предусмотренных  ст. КоАП;

7)отмена акта, устанавливающего  административную ответственность;

8)наличие по тому же  факту в отношении лица, привлекаемого  к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении  административного взыскания или  не отмененного решения товарищеского  суда, если материалы были переданы  в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо не отмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;

9)смерть лица, в отношении  которого было начато производство  по делу;

10)отсутствие жалобы потерпевшего  или примирение потерпевшего  с нарушителем по административным  правонарушениям, предусмотренным  КоАП.

    Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством РФ.

    Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств.

    Доказательствами являются фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела.

    От доказательств как фактических данных сведений следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых оно вовлекается в производство. В то же время необходимо отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко понимаются и как сама информация, и как источник сведений.

    Порядок сбора доказательств определён законодательством, причём в ряде случаев досконально. Поэтому доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

   

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, привлекаемых к ответственности, могут применятся процессуальные меры административного принуждения: привод, доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранения от управления транспортом, запрещение эксплуатации транспортного средства.

 

3. Участники производства  по делам об административных  правонарушениях, их права и обязанности.

 

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий. В данном производстве действуют и другие участники; одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству. Всех субъектов производства по делам об административных правонарушениях можно разделить на несколько групп:

1)Компетентные органы  и должностные лица, наделённые  правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу  дела (лидирующие субъекты).

2)Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший и его законные представители; адвокат; свидетель; эксперт; переводчик.

3)Органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу и отменять их;

4)Органы и должностные  лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т. д.)

Чёткого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в процессе по делам об административных правонарушениях нет.

 

4. Организационная  структура производства по делам  об административных правонарушениях

 

    Стадии правоприменительной деятельности -обособленная часть, как юридического процесса, так и соответствующей процедуры, однако их содержание, естественно, отличается.

    Поэтому в юридической литературе предлагается выделение двух разновидностей стадий; стадию логической последовательности, представляющую собой относительно замкнутую самостоятельную систему мыслительных операций, протекающих во времени и направленных на правовое разрешение сложившейся ситуации, и стадию функционального назначения, которая является отдельной частью производства, характеризующейся наличием круга непосредственных специфических задач.

    Что касается стадий правоприменительного процесса к ним традиционно относятся:

1)установление фактических  обстоятельств (фактической основы дела)

2)выбор и анализ норм  права (установление юридической основы дела) 3)решение дела, выраженное в акте применения.

   Упомянутые три стадии характерны для правоприменительной деятельности в целом, поэтому они имеют место и в административно-деликтном процессе-деятельности по применению мер административного принуждения в случаях совершения административных правонарушений.

   Стадиям производства по делам об административных правонарушениях присущи следующие характерные черты. Во-первых, это самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи. Во-вторых, ей присущ особый круг участников производства. В-третьих, совокупность юридических действий, осуществляемых в определённой логической последовательности и в установленных временных границах, завершается принятием решения специально предусмотренной формы.

    Помимо стадий выделяются и менее крупные элементы по делу - этапы. Этап характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.

   Таким образом, несколько этапов образуют стадию. Иногда понятия стадия и этап смешиваются, что приводит к неточностям в анализе правоприменительного производства. Например, М.Я.Масленников указывает, что стадиями административного юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих действий, он отмечает также, что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного процессуального документа. В частности, это касается установления лица, совершившего административный проступок.

     Обратимся сначала к общему обзору стадий производства по делам об административных правонарушениях.

     В юридической литературе первая стадия производства именуется по-разному.

    Одни авторы называют её «первичными процессуальными действиями». Однако это не раскрывает содержания данной стадии. Указанного недостатка лишена следующая формулировка рассматриваемой стадии; «административное расследование», но при этом не обращается внимание на принципиальное процессуальное значение стадии, как делают другие учёные, именующие её «возбуждением дела». Сопоставление приведенных точек зрения позволяет сформулировать более полно название данной стадии, отражающее её содержание «возбуждение дела и его расследование».

   Вторая стадия обычно называется «рассмотрением дела об административном правонарушении», причём иногда уточняется - «по существу». Однако это не полностью характеризует данную стадию, и нередко название дополняется следующим образом; «и разрешение дела» или «разрешение по существу дела». Думается, что наиболее предпочтительным является формулировка:«рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения». В таком случае подчеркивается то, что в итоге рассмотрения дела принимается решение по нему.

   Третья стадия производства по делам об административных правонарушениях представляет собой пересмотр вынесенного постановления по делу в предусмотренных случаях. Некоторые авторы, видимо исходя из оснований осуществления производства на данной стадии называют её «обжалованием (опротестованием) постановления по делу».

    Другие акцентируют внимание на сущности правоприменительной деятельности, давая, например, такую обобщённую формулировку, как «пересмотр постановления по делу».

    Четвёртая (заключительная) стадия производства по делу обусловлена необходимостью исполнения вынесенного постановления. Вместе с тем встречается и более узкое понимание исполнительных действий: «исполнительное постановление о наложении взыскания». Думается, однако, что это не верно, поскольку исполняются и другие виды решений по делу(отметим, что исполнительные действия по некоторым из них достаточно просты и не требуют тщательной регламентации).Поэтому полагаем, что последнюю стадию производства по делу об административных правонарушениях целесообразно именовать «исполнением решения по делу».

Рассмотрим более тщательно отдельные стадии производства по делам об административных правонарушениях.

 

1. Возбуждение дела об административном правонарушении и его расследование.

Информация о работе Производства по делам об административных правонарушениях