Производство по административным правонарушениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Некоторые ученые считают, что дела об административных правонарушениях настолько очевидны, что выделять административное расследование как стадию производства нецелесообразно. Зачастую это действительно так, но в настоящее время появилось множество административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в достаточно крупном размере и представляющих определенные трудности при доказывании (налоговые, таможенные правонарушения и т. д.). Без стадии административного расследования производство по делам о таких правонарушениях невозможно.

Файлы: 1 файл

реферат мой админ наруш.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Производство по делам  об административных правонарушениях  включает несколько стадий.

По поводу количества и названий стадий производства по делам об административных правонарушениях  в юридической литературе не существует серьезных разногласий.

Некоторые ученые считают, что дела об административных правонарушениях настолько очевидны, что выделять административное расследование как стадию производства нецелесообразно. Зачастую это действительно так, но в настоящее время появилось множество административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в достаточно крупном размере и представляющих определенные трудности при доказывании (налоговые, таможенные правонарушения и т. д.). Без стадии административного расследования производство по делам о таких правонарушениях невозможно.

Упоминание  в КоАП РФ о фото- и киносъемке, видеозаписи и других способах фиксации вещественных доказательств, свидетельствует  о стремлении законодателя более  широко внедрить в административный процесс современные средства криминалистической техники. Тактическим аспектам использования фотосъемки и видеозаписи посвящены многие работы криминалистов, основные положения которых также с успехом могли бы быть внедрены в административное расследование.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением, расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестования постановлений, а так же их исполнением.

 

 

Понятие, задачи принципы производства по делам об административных правонарушениях

 

Под производством по делам об административных правонарушениях  следует понимать деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществленная в административно-процессуальной форме.1 Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти,  должностными лицами, судьями. Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Разрешение дела предполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение. 2

В КоАП РФ законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Прежде всего, в этом смысле акцент сделан на задачах производства:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение дела в точном соответствии с законом;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе принципов (системы принципов), закрепленных в правовых нормах и вытекают из задач юрисдикционной деятельности. Важнейшими из них являются: презумпция невиновности, обеспечение законности, равенство всех перед законом, гласность, достижение объективной истины, право на защиту, оперативность.

Надзор за точным и единообразным исполнением  законов при производстве по делам  об административных правонарушениях  осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся в производстве суда).

 

Доказательства

 

Важное процессуальное значение имеют доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых судья, орган (должностные  лица) устанавливают наличие либо отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В содержание предмета доказывания законодатель (ст. 26.1 КоАП РФ) включает обстоятельства, имеющие правовое значение и влияющие на окончательное разрешение дела.

Предмет доказывания составляют обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению, а именно: наличие или отсутствие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), наказуемые в административном порядке и его виновность; наличие состава административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство; характер и размер причиненного ущерба; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Эти данные устанавливаются  протоколом об административном правонарушении, объяснениями лиц, в отношении которых  ведется производство, показаниями  потерпевших, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также  показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Если при  производстве возникает необходимость  в использовании специальных  познаний, назначается экспертиза.

Вещественными доказательствами по делу могут быть предметы, явившиеся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения либо сохранившие на себе его следы. В случае необходимости они фотографируются или фиксируются иным способом и приобщаются к делу. Сохранность вещественных доказательств гарантируется органом (должностным лицом), ведущим производство.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них, имеют значение для производства. Эти сведения фиксируются как в письменной, так и в иной форме (материалы фото- и киносъемок, звуко- и видеозаписи, информационные базы и банки данных и другие носители информации).

Признаются  доказательствами показания специальных технических средств, т.е. измерительных приборов, утвержденных в официальном порядке в качестве средств измерений, имеющих соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Оценка  доказательств осуществляется судьей, органом (должностным лицом), ведущим административное производство, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы

В правовой науке спорным  остается вопрос о том, входят ли в  предмет доказывания промежуточные (доказательственные) факты, на основе которых строится умозаключение о существовании обстоятельств, характеризующих событие как административное правонарушение, совершенное определенным лицом. Хотя конечной целью доказывания является установление фактов, имеющих правовое значение (ст. 26.1 КоАП РФ)

 

Стадии  производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

 

Возбуждение дела об административном правонарушении

 

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией  административного производства и  представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта административного правонарушения и определения подведомственности дела.3 Поводами к возбуждению дела являются:

1) непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных  органов, органов местного самоуправления, а также из других государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.2, 14.13 КоАП РФ);

4) фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся  в сообщении или заявлении  собственника (владельца) транспортного  средства данных о том, что  в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось  во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

1. составления протокола  осмотра места совершения административного  правонарушения;

2. составления первого  протокола о применении мер  обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП РФ;

3. составления протокола  об административном правонарушении  или вынесения прокурором постановления  о возбуждении дела об административном  правонарушении;

4. вынесения определения  о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5. вынесения постановления  по делу об административном  правонарушении в случае, предусмотренной частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ.

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Согласно части 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным.4

Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону « О Прокуратуре РФ».5 Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

В КоАП РФ сроки составления  протокола об административном правонарушении регламентируются впервые. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.6

Должностное лицо, может  самостоятельно принять решение  о наложении административного  наказания и исполнить его  немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

Нововведением КоАП РФ является назначение административного расследования  при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о  рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. 7 Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

Протокол (постановление  прокурора) об административном правонарушении направляется лицам (судье, в орган, должностному лицу), уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. В случае наложения административного ареста, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен  неправомочным лицом, а также  в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.8 Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Информация о работе Производство по административным правонарушениям