Производство по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является рассмотрение понятий производство по делам об административных правонарушениях, участники производства и стадии производства.
Задачами производства являются:
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
- разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления;
- выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
- предупреждение правонарушений;
- воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепления законности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общие положения……………………………………………………...5
Глава 2. Участники производства…………………………………………..…..8
Глава 3. Доказательства……………………………………………………..….12
Глава 4. Стадии производства……………………………………………….....14
4.1 Возбуждение дела об административном производстве…………....14
4.2 Рассмотрение дела и вынесение постановления…………………….18
4.3 Пересмотр постановлений и решений………………………………..21
4.4 Исполнение постановлений…………………………………………...24
Заключение ……………………………………………………………………...27
Библиография …………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

4.2 Рассмотрение дела и вынесение постановления 

     Это — центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие  черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

     Прежде всего, судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела такого рода, осуществляет подготовку к рассмотрению. При этом должны быть решены вопросы важного юридического значения, а именно: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие материалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

     При этом учитывается, что данное дело не может рассматриваться в случаях родственных связей между участниками производства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.

     19

     При подготовке к рассмотрению дела разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости судьей, органом (должностным лицом) выносится определение. В таком порядке назначается время и место рассмотрения дела, определяются лица, которых необходимо вызвать, а также дополнительные материалы, которые необходимо истребовать; назначается экспертиза; отлагается рассмотрение дела; принимается решение о возвращении протокола об административном правонарушении в случае составления его неправомочными лицами или неправильного составления, а также о передаче протокола по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым он поступил, либо вынесено определение об их отводе.  При  наличии соответствующих обстоятельств выносится постановление о прекращении производства по делу. При неявке без уважительной причины вызванных лиц, когда их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному разрешению дела, выносится определение о приводе указанных лиц.

     Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

     Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел. Дела об административных правонарушениях рассматриваются, как правило, в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, необходимых материалов (в частности, протокола о нарушении). Некоторые дела рассматриваются в более сжатые сроки. Так, дела о правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, рассматриваются в день получения протокола о правонарушении. 

     20

     Установлен  определенный порядок рассмотрения дел. Оно начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается

протокол  об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается заключение присутствующего прокурора.

     Главное в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

При наличии  хотя бы одного из обстоятельств, исключающих  производство по данному делу, при  объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение дела завершается прекращением производства.

     Разрешение  дела об административном правонарушении выражается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) постановления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, о чем было сказано ранее, либо о назначении административного наказания. В последнем случае постановление должно содержать все данные, свидетельствующие о том, что в ходе рассмотрения дела установлен факт административного правонарушения и лицо, его совершившее. Не допускается принятие постановлений, унижающих достоинство человека. 

21

     Установлено, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается в исковом порядке.

     В постановлении по делу помимо определения  меры административного наказания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом, принадлежащие физическому или юридическом улицу, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности.

     Постановление объявляется немедленно по окончании  рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Копия вручается под расписку. По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца со дня поступления такого представления.  

4.3 Пересмотр постановлений и решений 

     Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление,  

     22

потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

     Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей — в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом — вышестоящему должностному лицу либо в районный

суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

     Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд. Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности. Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалоб — десятидневный со дня их поступления; сутки — с момента подачи жалобы на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест. Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется  

23

законность  и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1)  жалоба  остается без удовлетворения, и постановление остается без изменений;

2)  постановление  отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение;

3)  постановление  отменяется и дело прекращается;

4)  изменяется  мера административного наказания  при условии, что оно не будет усилено.

     При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление  по делу, постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица). Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица. Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

     Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление. Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут

     24

быть  также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Представителем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.  

4.4 Исполнение постановлений 

     Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Обращение постановления к исполнению – функция судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление. Исполнение постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП. Для   обращения   постановления   к   исполнению   установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При принесении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

     К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при  наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может бытъ,  рассрочена на период до трех месяцев.

     Давность исполнения постановлений определяется следующим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.

     25

     Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление  о назначении административного  наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае его опротестования до рассмотрения протеста. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

     Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление  о назначении административного  наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего административную ответственность, смерти лица, подвергнутого взысканию, истечения сроков давности исполнения, отмены постановления.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях