Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа
Производство по делам об административных правонарушени¬ях — это урегулированная административно-процессуальными нор¬мами деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по пресечению, объективному рассмотрению и законному назначению наказания лицу, совершившему административное правонарушение, а также его исполнению.
1. Основы производства....................................................................................
2. Участники производства...............................................................................
3. Доказательства...............................................................................................
4. Меры обеспечения производства.................................................................
5. Возбуждение дела..........................................................................................
6. Рассмотрение дела.........................................................................................
7. Пересмотр постановлений и решений.........................................................
8. Исполнение постановлений.................................................................
Запрещение эксплуатации транспортного средства возможно также за конкретные административные правонарушения и выражается в снятии государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации.
Задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение его эксплуатации осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей может применяться в случаях, когда они послужили орудием совершения или предметом административного правонарушения, но изъять их невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арест заключается в составлении описи товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его представителю о запрете распоряжаться ими. Арест вещей может быть произведен должностными лицами, указанными в КоАП РФ.
Необходимо также иметь в виду, что меры обеспечения производства:
а) можно подразделить на два вида: прямо обращенные на физическое лицо (доставление, задержание, личный досмотр, привод), иные меры, применение которых требует присутствия данного физического лица либо представителя юридического лица (до смотр вещей, изъятие вещей и др.). Важно отметить, что в установленных случаях меры этой группы могут быть применены к лицу в его отсутствие в случаях) не терпящих отлагательства, определенных КоАП РФ;
б) кроме доставления, административного задержания, привода
применяются в присутствии двух понятых, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ;
в) оформляются либо отдельным протоколом, либо вместо него
делается соответствующая запись в другом протоколе;
г) могут применяться с использованием технических средств,
фиксирующих вещественные доказательства (фото- и киносъемка, видеозапись и др.).
5. Возбуждение дела
КоАП РФ, определяя поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях, дифференцирует их с учетом особенностей юридических лиц. Он позволяет разделить их на две группы: а) общие и б) специальные.
Общими являются поводы к возбуждению дел в отношении физических и юридических лиц за любое административное правонарушение. К ним относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на его событие; поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие такого события.
Специальные поводы в свою очередь могут быть подразделены на две подгруппы: а) которые исключают возможность возбуждения дела за указанные в КоАП РФ административные правонарушения. Так, сообщения и заявления физических и юридических лиц, средств массовой информации не могут быть поводами к возбуждению дел лишь за нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве и др.; б) дополнительные к общим поводы: сообщения и заявления собственника унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов могут служить поводом к возбуждению дела о ненадлежащем управлении юридическим лицом, заключении лицом, выполняющим управленческие функции в организации сделок, выходящих за пределы его полномочий и др.
Сообщения, заявления и иная информация рассматриваются должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено этим лицом при наличии хотя бы одного из поводов и достаточных данных, указывающих на наличие административного правонарушения.
Моментом возбуждения дела признается составление первого протокола об административном правонарушении о применении мер обеспечения производства по делу или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесение определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования в установленных случаях; оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
Важнейшим процессуальным документом, оформляющим возбуждение дела, является протокол об административном правонарушении, составляемый уполномоченными должностными лицами, перечень которых закреплен в КоАП РФ. Протокол должен содержать обязательные, предусмотренные КоАП РФ реквизиты. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др.
Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Протокол не составляется в случае, когда назначается наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем десяти минимальных размеров оплаты труда. Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначение ему наказания либо отказывается от уплаты штрафа на месте, составляется протокол об административном правонарушении.
6. Рассмотрение дела
Рассмотрение дела по существу начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола об административном правонарушении, за которым следует подготовка дела к рассмотрению.
Субъекты юрисдикции в порядке подготовки к рассмотрению дела выясняют: относится ли к их компетенции рассмотрение дела; имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение ими дела; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, относящиеся к делу, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, имеются ли ходатайства и отводы.
В порядке подготовки дела к рассмотрению субъект административной юрисдикции обязан разрешить вопросы о назначении времени и места его рассмотрения; о вызове лиц, которые могут быть участниками производства по делу; об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу; об отложении дела. При неправильном оформлении материалов они возвращаются направившему их органу или должностному лицу, представившему материалы, либо о передаче их по подведомственности. При необходимости по этим вопросам выносится определение.
При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, оно прекращается.
Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство, оно может быть рассмотрено по месту его жительства. Дело рассматривается также: а) при проведении административного расследования по месту нахождения органа, проводившего расследование; б) в отношении несовершеннолетних, а также о невыполнении работодателем или представителем соглашения, достигнутого в результате примиренческой процедуры, об увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, о вовлечении несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, появлении в состоянии опьянения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах, потребление ими в таких местах спиртосодержащей продукции, наркотических средств и других одурманивающих веществ — по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство; в) об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено также по месту учета транспортного средства.
Важное значение имеет соблюдение сроков рассмотрения дел. По общему правилу, дело подлежит рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня получения субъектом административной юрисдикции, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение составляют отдельные случаи и категории дел. По ходатайству участников производства либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, может продлить срок его рассмотрения, но не более чем на один месяц. Дело об административном правонарушении, влекущем административный арест, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается факт явки лиц, которые должны участвовать в рассмотрении дела. Им разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявления и ходатайства. Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, а также при передаче дела по подведомственности.
Рассмотрение дела должно быть отложено в случаях:
а) поступления заявления о самоотводе или отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу; б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
При продолжении рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Затем заслушивают его участников в определенной последовательности: лиц, в отношении которых ведется производство, других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта. Исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Могут осуществляться и другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.
При рассмотрении дела коллегиальным органом
составляется протокол с соблюдением требований к нему. Рассмотрение дела завершается вынесением постановления либо определения в зависимости от их оснований.
Постановления могут быть двух видов: а) о назначении наказания и б) о прекращении производства по делу. Оно выносится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, а также в случаях объявления устного замечания, прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Определение выносится: а) о передаче дела органу административной юрисдикции, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; б) о передаче дела по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассматривающего его субъекта административной юрисдикции.
Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, в частности, им должна определяться юридическая судьба вещественных доказательств, изъятых документов и т.д.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов присутствовавших на заседании.
Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия вручается под расписку физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.
Субъект административной юрисдикции, рассматривающий дело, не может ограничиться только вынесением постановления о назначении административного наказания. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, он вносит в соответствующие организации и должностных лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление должно быть рассмотрено в течение месяца со дня его получения. О принятых по представлению мерах должно быть сообщено субъекту административной юрисдикции, внесшему его.
7. Пересмотр постановлений и решений
Постановление и решение могут быть пересмотрены по жалобе или протесту прокурора.
Обжаловать имеют право: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление может быть обжаловано: вынесенное судьей — в вышестоящий суд; коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.
Если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
Жалоба юридического лица, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, рассматривается арбитражным судом в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях