Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Лидерство в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие лидерства………………………………………………………….….4
2. Истоки мотивация и типы ………………………………………………….…6
3. Управление лидерами в организации ………………………………………14
Заключение…………………….............................................................................16
Список использованной литературы…………………………………………17

Файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки РФ

Ачинский филиал

Федерального государственного автономного 

образовательного учреждения высшего 

профессионального образования

«Сибирский федеральный  университет»

 

 

 

 

 

 

Кафедра               «Экономики, управления и менеджмента»

Специальность ____________________________________

Дисциплина        «Управление персоналом»                                            .                                             

Группа __________ЗФА 10 - 01____________________________

 

 

 

 

Контрольная работа.

                                                Лидерство.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель             __________________             Заленская Т.А

                                             (дата, подпись)                                                              

                                           

Разработал студент     __________________              Бородач Н.А.

                                             (дата, подпись)                                                              

 

 

 

 

 

 

Ачинск 2013г.


 

План:

Введение……………………………………………………………………….…..3 
1. Понятие лидерства………………………………………………………….….4

2. Истоки мотивация и типы ………………………………………………….…6

3. Управление лидерами в организации ………………………………………14

Заключение…………………….............................................................................16

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Лидерство в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы. 
 
           Объектом моего исследования является лидерство как таковое, рассматриваемое в управлении. Лидерство - это достаточно важный аспект для эффективной деятельности организации. Одновременно классификация лидерства, функции лидера, методы исследования лидерства, теории лидерских качеств, а также представления о лидерстве в классической школе менеджмента и стили лидерства будут являться предметом моего исследования для полного раскрытия представленной темы. 
 
             В современных условиях от решений, принимаемых лидерами, как никогда зависит политическое и экономическое состояние общества, трудовых коллективов, благосостояние миллионов семей, поэтому я затрону проблему личных качеств лидеров, а также отношения лидерства и подчиненности, - глубинные причины этого универсального социального явления интересовали многих еще в древности, интересует и сейчас. 
 
             В данный момент эта проблема особенно актуальна для России, когда успех либеральных преобразований, перспективы развития экономики как никогда ранее в истории страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней - от президента до руководителя небольшой фирмы.

 

 

 

  1. Понятие лидерства

          Лидерство – способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей (именно добровольное стремление к их достижению). 
          Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер-последователь», а не «начальник-подчиненный». Главное в работе менеджера-лидера заключается в доверии к немулюдей, которое приобретается высоким профессионализмом и уважением к людям (личный авторитет и личные качества – человечность, справедливость, обходительность). 
          Качества лидера – наличие существенных признаков или особенностей, которыми он отличается от других сотрудников. 
          Менеджеру недостаточно знать лишь круг своих обязанностей, располагать информацией. По данным американской Академии менеджмента, лидерство ассоциируется со следующимикачествами руководителя: 
1. Стремление к достижению цели (он инициативен, энергичен и настойчив); 
2. Желание быть лидером (стремление влиять на других, вести людей за собой, брать ответственность); 
3. Честность и прямота (отношения с подчиненными на основе доверия, слово не расходится с делом); 
4. Уверенность в себе; 
5. Интеллектуальный потенциал; 
6. Навыки и знания (знание отрасли и компании, позволяющие принимать правильные решения, и понимать последствия); 
7. Обратная связь (убеждение, что подчиненные правильно его поняли); 
8. Контроль над эмоциями; 
9. Проницательность (способность реально представлять будущее, что требует богатого воображения); 
10. Упорство (не сгибаться под тяжестью проблем и поражений); 
11. Энтузиазм (заставляет подчиненных быть союзниками); 
12. Самопознание (лидер должен разбираться в своих человеческих качествах, без этого он не сможет понять проблемы других людей); 
13. Зрелость (способность с благодарностью воспринимать критику как источник роста, контроль своего настроения, не считает себя вправе судить всех и вся, способность приспосабливаться к обстоятельствам, мужественно переживать неудачи и поражения); 
14. Цельность (твердые морально-этические взгляды); 
15. Смелость (не боязнь рисковать и относиться как к возможности дополнительного совершенствования своих знаний). 
         Хороший руководитель – человек, непрерывно изучающий новое, готов прислушаться к советам.

         Существует четыре модели восприятия лидера окружающими: 
1. «Один из нас» - образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной группы; 
2. «Лучший из нас» - является примером и как человек, и как профессионал. Ему стараются подражать; 
3. «Воплощение добродетели» - носитель норм, морали, разделяет с группой ее социальные ценности и готов их отстаивать; 
4. «Оправдание ожиданий» - поведение лидера не зависит от меняющейся обстановки, лидер всегда должен быть верен своему слову, и не допускать отклонение от курса поведения, одобренного группой. 
         Лидерство может нести в себе две главные функции: 
1. Позитивную – именно она позволяет мобилизовать ресурсы организации, вдохновляет её членов, обеспечивает максимальную эффективность в работе и жизни. 
2. Негативную – лидерство часто мешает другим людям «создавать» самих себя. Авторитет лидера «давит» на другого человека и не дает ему раскрыться. На подсознательном уровне человек понимает, что лидер – не он, но с этим соглашаться не может. Возникает зависть, внутренние и внешние конфликты. 
          Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях. 
          Существует три подхода к изучению лидерства: 
1. С позиции личных качеств. Данный подход сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личностных качеств и эффективностью руководства. 
2. Поведенческий подход – создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Согласно этому подходу к лидерству,эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. 
3. Ситуационный подход к изучению лидерства. Суть подхода: в зависимости от характера конкретной ситуации выбираются и различные способы руководства. Руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.

 

  1. Истоки мотивация и типы

         Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

          Проблемой мотивации занимались как зарубежные, так и отечественные психологи, относящиеся к различным школам. В. Келер. Э. Торндайк, З. Фрейд, У. Макдауголл – человеку в качестве потребностей стали приписывать органические формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты. В 20-е годы XX века, появилась теория, которая говорила, что у человека и животного есть общие органические потребности, оказывающие одинаковое действие на их поведение. С развитием учения И.П. Павлова, появились поведенческие и теории высшей нервной деятельности – А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов. Начиная с 30-х годов XX в. выделяется концепция мотивации, которая относится только к человеку, это теория К. Левина, А. Маслоу, Г. Оллпорт. Также создаются теории, отрицающие возможность создания единой универсальной теории мотивации для человека и животного – А. Аткинсон, Г. Хекхаузен. В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации. Наиболее известная теория – это теория деятельностного развития мотивации А.Н. Леонтьева.

            Рационалистическая теория рассматривает саму психологию, так и развитие учения о мотивации по особенному. Человек представляет собой уникальное существо, которое не имеет ничего общего с животным. Иррационализм как учение распространялось в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется биологически и имеет свои истоки в органических потребностях. Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, включающие в себя рационалистические и иррационалистические идеи следует считать возникшие в XVII – XVIII века теорию принятия решения, которая объясняет на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррациональной основе поведения животного. Первая появилась в экономике в связи с внедрением математических знаний в объяснение поведение человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческой деятельности. Во второй половине XIX века появилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его учение повлияло на развитие многих других наук. Он сблизил человека и животное в поведении, мотивации, потребностях, инстинктов.

           Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение "разумных" форм поведения животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд). Если раньше понятие потребности ассоциировалось с нуждами организма, применялось для объяснения поведения животного, то теперь стали использовать для объяснения поведения человека. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать такие органические потребности, которые раньше приписывали только животным, например, инстинкты. . Начиная с 30-х годов XX века выделяется концепция мотивации, которая относится только к человеку. Одной их первых концепций является теория мотивации К. Левина. За ней были опубликованы работы гуманистической школы психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт). Классификация человеческих потребностей (иерархическая) последовательность, которых указывает на порядок появления потребностей в процессе онтогенеза и развитие в целом мотивационной сфера. Это теорию предложит А. Маслоу. У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление следующие потребности: физиологические (органические), безопасность, принадлежность и любовь, уважение, познавательность, эстетические и самоактуализация.

          Во второй половине XX века теории потребностей были созданы А. Аткинсоном, Г. Хекхаузен. В этих теориях отрицалась возможность создания единой универсальной теории мотивации для объяснения поведения животных и человека. Основным мотивационном признаком не является удовлетворение потребности, целенаправленной активности поведения человека. Источник его мотивации находится в психологии человека. Эта теория признает роль бессознательного и сознание в поведении человека, где сознательная регуляция ставится на первый план. Так же эта теория пытается внести понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такие понятия как: социальные потребности, мотивы, жизненные цели. В этой теории идет поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека, стремления связать эти методы с речью и сознанием человека.

            Во второй половине XX века теории потребностей были созданы А. Аткинсоном, Г. Хекхаузен. В этих теориях отрицалась возможность создания единой универсальной теории мотивации для объяснения поведения животных и человека. Основным мотивационном признаком не является удовлетворение потребности, целенаправленной активности поведения человека. Источник его мотивации находится в психологии человека. Эта теория признает роль бессознательного и сознание в поведении человека, где сознательная регуляция ставится на первый план. Так же эта теория пытается внести понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такие понятия как: социальные потребности, мотивы, жизненные цели. В этой теории идет поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека, стремления связать эти методы с речью и сознанием человека.

         Все перечисленные концепции можно разделить на два блока с названиями: "теория социальных потребностей" и "гуманистическая теория".

          В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации человека. Долгое время изучали познавательные процессы. Более завершенную концепцию мотивации – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданною А. Н. Леонтьевым. Согласно концепции мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически.

           Мотивация – ее составляют побуждения. Осознаваемые или не осознаваемые психологические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяя их направленность и цели. Этот термин используется во всех областях психологии, исследуются причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животного. Существует три мотивированные формы:

  1. Проявление потребностей и инстинктов как источник активности.
  2. На что направлена активность организма. Проявление мотивов как причины, определяющей выбор поведения.
  3. Регуляция динамики поведения, исследования проявления эмоций, субъективных переживаний и установок поведения субъекта.

         Мотивация может обозначать систему факторов, такие как: потребности, мотивы, цели, намерения. А также может обозначать и характеристику процесса, который поддерживает и стимулирует деятельность.

           Мотивация непосредственно влияет на деятельность. В зависимости от мотива происходят изменения деятельности, меняется её динамика, течение и т.д. Мотив окрашивает структурные единицы деятельности. Мотив (сформировавшийся) – “это ради чего совершается деятельность” (А.Н. Леонтьев).(1) Мотив (сформировавшийся) – “это источник действия, его порождающий”(С.Л. Рубинштейн).(2) Человеку свойственно испытывать страхи и страсти, огромно их влияние на мотивацию и соответственно деятельность. Все развитие человечества можно обозначить как служение страстным тенденциям. Страсти рождают технологическую культуру: развитие технологий – стремление облегчить себе жизнь, страсти забирают много человеческих сил. Страх смерти, страх болезни толкают человеческую историю. Страх перед болью, болезнью вынуждает развивать медицину, сейчас это одна из самых доходных областей наряду с оборонной промышленностью, развитие которой обязано страху смерти, у человека прослеживается тенденция обезопасить себя, уберечь. (Со времен Ноя известны войны.) Наша культура направлена на служение страстям и страхам. Страсть меняет мотивацию. Мы живем фантомами, объясняем свою деятельность ложными мотивами, закрывая истинные. Ставим ложные цели: образование, богатство красота – не задаваясь вопросом для чего нам это нужно. Человек должен научиться сознавать, что на самом деле ему не хватает богообщения, как раз богообщение должно быть истинной целью, человек создан для творчества. Творчество то, что дает человеку радость. Для человека стремление к радости, к счастью естественно. Весь бизнес построен на человеческих страстях, немощах: женщины обладают страстью привлекать внимание, на этом построена индустрия салонов красоты, парфюмерной промышленности…, человек немощен – он не может долго без еды: возникла бесконечная вереница кафе, ресторанов, придорожных магазинчиков с завышенными ценами. Чтобы избавиться от страха мы создаем ложные мотивы, чтобы прикрыть ими наши страсти. Деятельность служит новой мотивации – фантому. Ложность мотива в том, что он не отвечает истинной цели.

Информация о работе Психология как наука