Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Файлы: 1 файл

администр правонарушения.docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

   Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

   Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей прав, включая административное, и занимает ведущее место.

  Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны, например, (договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае), определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

   Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

   Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

   Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ.

 

 

1. Понятие производства  по делам об административных  правонарушениях, его задачи

  Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором - урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях.

 Производство по делам  об административных правонарушениях,  являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью. Административное производство, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств главным образом содержанием решаемых задач.

В систему понятия административного  процесса можно включить следующие  административные производства;

1. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

2. Производства по делам  о поощерениях;

3. Производство по делам  о дисциплинарных проступках, подлежащих  разрешению 

администрацией предприятия, учреждения, организации;

4. Производства по делам  об административных правонарушениях. 

   Все административные производства объединяет то, что они есть различные проявления единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются на принципиально единой организационно-структурной основе. Законодательством  в этой связи регламентированы задачи и цели конкретного вида производства, права и обязанности соответствующего органа, порядок обжалования его действий и принимаемых решений.

  Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем оно является самостоятельным институтом административно-процессуального права, призванным осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера.

   Производство по делам об административных правонарушениях-это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществляемая в административно - процессуальной форме. Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях:

1. Это специфическая процедура  рассмотрения дел по наложению  административных взысканий. 

2. Каждая стадия этого  производства завершается принятием  по делу соответствующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах.

3. Определённые отношения,  охраняемые данным производством,  урегулированные административным  правом, обособленность и завершенность  которых обеспечивается с момента  возникновения административного  спора и до его разрешения.

   Согласно законодательству, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

-своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

-разрешение его в точном  соответствии с законодательством;

-обеспечение исполнения  вынесенного постановления;

-выявление причин и  условий, способствующих совершению  административных правонарушений;

-предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе  соблюдения законов, укрепление  законности.

   Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно - процессуальных нормах, которые содержаться в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Производство по делам  об административных правонарушениях -вид административно-юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единобразном применении.

   При разработке понятия производства по делам об административных правонарушениях советские учёные подходили к нему со стремлением обеспечить законность в деятельности государственного управления путём упорядочения законом их властных действий и процедуры этих действий при взаимоотношениях властей с гражданами. Поэтому А. Е. Лунев подчеркивал, что под административным процессом следует понимать порядок деятельности всех органов государственного управления по осуществлению их компетенции, порядок разрешения дел, возникающих в процессе дальнейшем улучшении работы органов государственного управления, входит в понятие административного процесса».

   Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно привести мнение О. Э. Лейста; «Различаются нормы материального права (определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материального права)». Не всякая реализация нормы - это процесс в правовом смысле. Д. М. Чечот пишет, что в некоторых случаях и суд может действовать как административный орган, а, следовательно, его отношения не будут в этом случае процессуальными.

  Схематически всю последовательность административных, управленческих отношений можно разбить на, во-первых, совокупность мер по принятию правового решения (издание закона, нормы права, акта управления), во-вторых, комплекс мер по реализации нормы права в ординарном порядке, в-третьих, комплекс правовых мер по принудительной реализации правовой нормы. При этом третий этап для правового метода регулирования общественных отношений представляется основным, ибо без необходимости принуждения, общественные отношения могут регулироваться и другими методами; моралью, внутриорганизационными нормами. Производство по делам об административных правонарушениях - это системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий, которые:

1. Образуют определенную  совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой  и взаимосвязанностью с соответствующими  материальными правоотношениями.

2. Вызывают потребности  установления, доказывания, а также  обоснования всех обстоятельств  и фактических данных рассматриваемого  юридического дела.

3. Обуславливают необходимость  закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах, документах.

   Производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие административного спора о праве, подведомственного судам, когда:

-возникает из административных, финансовых или иных властеотношений и весьма тесно связано с взаимообусловленными или правовыми отношениями;

-хотя бы один из  его участников должен обладать  властными полномочиями;

-заинтересованное лицо  имеет право на выбор обращения  либо в суд , либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;

-важнейшей целью, имеющей  самостоятельное значение, является  признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица);

-принятое судебное решение  может значимо для неопределенного  круга лиц, заинтересованных в  осуществлении данного субъективного  публичного права, и, наконец,  административный иск рассматриваться должен специальным административным судом.    Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов иск;

-принятие самостоятельного  решения по административному  делу всегда будет для суда  ограничено определенными пределами.  Так, если суд установит, что  штраф наложен без учёта тяжести  совершенного проступка, личности  виновного, его имущественного  положения, и сумма его занижена, он имеет право изменить ситуацию.

   Черты производства по делам об административных правонарушениях.

1. Данное производство  возникает в связи с совершением  административного деликта (проступка).

2. Круг субъектов, уполномоченных  осуществлять данное административно-юрисдикционное производство, весьма широк, но их перечень чётко определён законами РБ.

3. Только посредством  данного производства применяются административные взыскания.

4. Специфика процедуры  производства порождена; оперативностью, экономичностью, активностью правопринимающих органов, простотой, весьма краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной деятельности.

5. Специфичны акты, сопровождающие  каждую стадию данного производства.

6. Предусматриваются широкие права лица, привлекаемого к административной ответственности, но недостаточно регулируется право на защиту потерпевшего.

 

2. Принципы производства  по делам об административных  правонарушениях. 

1. Принцип законности.

    Процедура осуществления административного принципа должна реализоваться строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное взыскание может быть наложено только компетентными на то органами (должностными лицами). Существует возможность обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система надзорных органов, следящих за соблюдением законности. Необходимо соблюдать как материальные, так и процессуальные нормы законодательства.

2. Принцип оперативности. 

   Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально- правовых сроков в сфере административной ответственности, принцип неотвратимости административной ответственности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного взыскания.

3. Принцип непосредственности.

   Он состоит в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончанию процесса.

Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях