Введение.
Производство
по делам об административных
правонарушениях — это урегулированная
административно-процессуальными
нормами деятельность уполномоченных
органов и должностных лиц
по пресечению, объективному рассмотрению
и законному назначению наказания
лицу, совершившему административное
правонарушение, а также его исполнению.
Административно-процессуальные
нормы, регулирующие производство,
содержатся в административно-процессуальном
законодательстве, отнесенном к
совместному ведению РФ и ее
субъектов и являющемся составной
частью законодательства об административных
правонарушениях.
На производство
в минимальной степени влияют
региональные особенности. Поэтому
регулирующие его административно-правовые
нормы сосредоточены главным
образом в КоАП РФ. Уместно
вспомнить, что КоАП РФ к
ведению РФ отнес установление
порядка производства, порядка исполнения
постановлений о назначении административных
наказаний и т.д.
КоАП РФ
определил в основном систему
субъектов производства, не исключает
создание других в субъектах
РФ, но не конкретизирует их
формы.
1. Задачи
производства по делам об административных
правонарушениях.
Процессуальный
характер производства свое основное
выражение получает в реализации
санкций правовых норм, устанавливающих
административную ответственность
физических и юридических лиц
за совершаемые ими административные
правонарушения, предусмотренные в
Особенной части КоАП. Соответственно
определяются и задачи производства,
главная из которых состоит
в обеспечении всестороннего,
полного, объективного и своевременного
рассмотрения полномочными судьями,
органами и должностными лицами
каждого дела об административном
правонарушении с целью разрешения
его в соответствии с законом.
Разрешение
дела находит выражение в принятии
по итогам его рассмотрения
мотивированного постановления
о назначении административного
наказания (либо в отказе от
его назначения) и его исполнении.
Естественно, что в процессе
производства выделяются причины
и условия, способствовавшие совершению
административных правонарушений.
В интересах выполнения
задач производства КоАП регламентирует
важнейшие его процессуальные проявления:
порядок производства, права и обязанности
участников производства, виды и порядок
составления процессуальных документов
(протоколы, определения и т.п.), виды и
порядок использования доказательств,
порядок применения специальных мер процессуального
обеспечения производства (например, административное
задержание, осмотр помещений, территорий
и находящихся там документов и вещей,
принадлежащих юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю и т.п.)
В отличие
от уголовного, гражданского и
арбитражного производства, каждое
из которых оснащено процессуальными
кодексами, производство по делам
об административных правонарушениях
регламентируется не специальным
Административно-процессуальным кодексом,
а нормами КоАП, составляющими
содержание его разд.IV (гл.24-30). Фактически
к процессуальной части настоящего Кодекса
можно отнести также и разд.III, поскольку
в нем содержится юридическая характеристика
судей, органов и должностных лиц, уполномоченных
рассматривать дела об административных
правонарушениях, без которых невозможно
производство. Поскольку в число задач
производства по делам об административных
правонарушениях входит обеспечение исполнения
вынесенного постановления, постольку
исполнительное производство также является
составной частью комплекса административно-процессуальных
действий. В то же время исполнение вынесенных
постановлений не относится к полномочиям
судей, органов и должностных лиц, рассматривающих
конкретные дела; это функция иных органов
и должностных лиц. В силу этого вопросы,
связанные с исполнительным производством,
выделены в разд.V КоАП (гл.31 и 32).
Производство
по делам об административных
правонарушениях - одна из форм
административного процесса, основной
чертой которого, позволяющей провести
грань между ним и гражданским
и уголовным процессом, является
его преимущественно внесудебный
порядок. Административно-процессуальные
действия, внешне сходные с уголовно-процессуальными
и гражданско-процессуальными, осуществляются,
как правило, органами и должностными
лицами, представляющими исполнительную
власть. И то, что одним из субъектов
данного процесса является судья
(мировой судья), не лишает этот
процесс административного характера,
поскольку в рамках производства
по делам об административных
правонарушениях судья действует
не на основе уголовно-процессуальных
или гражданско-процессуальных норм,
а на основе административно-процессуальных
норм.
Административно-процессуальную
деятельность отличают от иных
видов процесса такие черты,
как известная упрощенность
и ускоренность отдельных
процессуальных действий, множественность
субъектов, уполномоченных на
назначение административных наказаний
и т.п. Вместе с тем административно-процессуальное
производство имеет немало качеств,
которые обычно характеризуют
процессуальную деятельность на
основе УПК, ГПК, АПК.
Производство
по делам об административных
правонарушениях, равно как и
иные формы процессуальной деятельности,
в своей основе является админстративно-деликтным.
В нем находит соответствующее процессуальное
выражение негативная реакция государства
и общества на противоправные деяния,
совершаемые в сфере государственного
управления или реализации задач и функций
исполнительной власти - административные
деликты, или административные правонарушения.
Последние, как известно, являются основанием
административной ответственности, реализуемой
в административно-процессуальной форме.
По своей
сути производство по делам
об административных правонарушениях
нацелено на разрешение административно-правовых
споров, возникающих между сторонами
административно-процессуальных отношений,
по поводу правомерности или
неправомерности применения мер
административной ответственности.
Причем эти споры (конфликты)
разрешаются чаще всего уполномоченными
на это исполнительными органами
(должностными лицами).
2. Принципы
производства по делам об административных
правонарушениях.
В производстве
по делам об административных
правонарушениях уполномоченными
на то органами административной
юрисдикции реализуются общеюрисдикционные
принципы, имеющие свою специфику, обусловленную
административно-правовой природой возникающих
правоотношений, регулируемых посредством
применения административно-процессуальных
норм. Принципы— это основные, носящие
обобщенный характер положения, руководящие
идеи, закрепленные в Конституции Российской
Федерации, законодательстве об административной
ответственности или вытекающие из конституционного
и текущего законодательства. Если цели
процесса выражают назначение и суть административно-юрисдикционного
процесса, то принципы процесса определяют
средства достижения этих целей.
Принципами
процесса являются:
•законность;
•оперативность;
•непосредственность;
•равенство всех граждан
перед законом и органом, рассматривающим
дело;
•публичность;
•гласность;
•состязательность;
•национальный язык;
•объективная истина;
•двухстепенность;
•диспозитивность;
•устность.
Краткая правовая
характеристика их сущности может
быть представлена следующим
образом.
1. Принцип законности.
Законность
как принцип производства находит
свое отражение в том, что
применение любых мер административного
принуждения допустимо только на основаниях
и в порядке, прямо предусмотренном законом,
действующем во время и по месту производства
по делу об административном правонарушении,
что применение мер административного
воздействия производится только уполномоченными
на это органами и должностными лицами
в пределах их компетенции и в строгом
соответствии с законом.
2. Принцип оперативности.
Принцип оперативности
производства по делам об
административных правонарушениях
связан с относительной краткостью
материально-правовых и процессуальных
сроков в сфере административной
юрисдикции. Среди таковых можно назвать
срок давности привлечения к ответственности
и назначения административных наказаний
(по общему правилу — не позднее двух месяцев
со дня совершения или обнаружения правонарушения,
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), сроки рассмотрения
дела по существу (по общему правилу —
в течение пятнадцати дней со дня получения
судьей, органом или должностным лицом
протокола и других материалов дела, ч.
1 ст. 29.6 КоАП РФ), сроки исполнения по становлений
по делам об административных правонарушениях
(см. нормы главы 32КоАП_РФ1и_др. Принцип
устности и непосредственности состоит
в том, что в производстве по делам об административных
правонарушениях все разбирательство
хотя и ведется устно, но в обязательном
порядке должно быть непосредственно
отражено в материалах дела: составляется
протокол об административном правонарушении,
в нем фиксируются объяснения привлекаемого
к ответственности лица и иных лиц, устно
разъясняются их права и обязанности,
что также должно быть отражено непосредственно
в материалах дела и т. д. Кроме того, дела
об административных правонарушениях
рассматриваются с учетом устных объяснений
участников процесса, хотя и с записью
их в соответствующем протоколе или фиксацией
их сущности непосредственно в постановлении
по делу.
3. Принцип непосредственности.
Он проявляется
в том, что дела рассматриваются
самими органами (должностными лицами),
правомочными разрешать административные
правонарушения. В числе немногих
принцип непосредственности наиболее
четко регламентирован правовыми
нормами, которые соответствуют
Декларации прав и свобод человека
и гражданина. В ст. 31 этого гуманистического
документа записано: «Государственные
органы, учреждения и должностные
лица обязаны обеспечить каждому
возможность познакомиться с
документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено
законом». Именно в таком плане
в КоАП изложены права и
обязанности лица, привлекаемого
к административной ответственности,
потерпевшего, их законных представителей,
адвоката, эксперта, переводчика, прокурора
(ст. 230, 232, 247—250, 252, 253). В этой связи
особенное значение имеет выполнение
предписания ст. 247 о том, что
дело об административном правонарушении
рассматривается в присутствии
лица, привлекаемого к административной
ответственности. Закон допускает
рассмотрение дела в отсутствие
этого лица лишь в случаях,
когда имеются данные о своевременном
его извещении о месте и времени рассмотрения
дела и если от него не поступило ходатайство
об отложении рассмотрения дела. Кроме
того, в целях обеспечения конституционных
гарантий прав и свобод граждан и правильного
рассмотрения дела закон предусматривает
возможность признания обязательной явки
указанного лица. При необходимости оно
может быть подвергнуто приводу.
4. Принцип равенства.
Равенство
перед законом и органом, рассматривающим
дело, всех граждан независимо
от происхождения, социального
и имущественного положения, расовой
и национальной принадлежности,
пола, образования, языка, отношения
к религии, рода и характера
занятий, места жительства и
других обстоятельств закреплено
в ст. 228 КоАП.
Особое значение
этот принцип приобретает в связи с
требованием ст. 3 Декларации прав и свобод
человека и гражданина, в которой более
обстоятельно определены равенство
всех перед законом и судом и государственные
гарантии равенства прав и свобод независимо
от расы, национальности, языка, социального
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и провозглашен
принцип ответственности за нарушение
равноправия граждан.
5. Принцип публичности.
Этот принцип
находит свое проявление в
том, что применение законодательства
об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства,
от имени государства и органами
(должностными лицами), уполномоченными
на это государством. Так, меры
административной ответственности
за правонарушения устанавливаются
законодательными органами государства
(ч. 1 ст. 10); заинтересованность государства
в искоренении административных
правонарушений и воспитании
граждан в духе законопослушности
и правомерности определены в
задачах законодательства об
административных правонарушениях
(ст. 1, 23, 225); применение мер административного
воздействия производится только
уполномоченными на то государством
органами и должностными лицами
в пределах их компетенции
и в точном соответствии с
законодательством (ч. 3 ст. 8); вынесенное
постановление неправомочным органом
(должностным лицом) отменяется,
и дело направляется на рассмотрение
компетентного органа или должностного
лица (ч. 2 ст. 273); перечень органов
и должностных лиц, правомочных
рассматривать дела об административных
правонарушениях, установлен законом
(ст. 199—-22412).
Принцип публичности
наиболее ярко выражается в
том, что дело об административном
правонарушении может быть возбуждено
по инициативе органов милиции,
прокурора и иных органов, имеющих
на это полномочия (ст. 230). Все
дела об административных правонарушениях
рассматриваются официально. Орган
(должностное лицо), рассматривающий
дело, в силу своих государственно-служебных
обязанностей должен обеспечить
полное, объективное и всестороннее
рассмотрение дела, по своей инициативе
принимает меры к собиранию
доказательств по делу, а также
меры по взысканию имущественного
ущерба, причиненного административным
правонарушением, иные меры по
защите интересов государства
и обеспечению правовых гарантий
личности. Это проявляется также
в представлении информации по
результатам рассмотрения дел
в трудовые коллективы или
общественные организации (ст. 264),
контроле за исполнением вынесенного
постановления (ч. 2 ст. 283), внесении и реализации
предложений по устранению причин и условий,
способствующих совершению административных
и иных правонарушений (ст. 265).