Реализация административно-правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:01, реферат

Описание работы

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм - это такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного права и выражается в приобретении и использовании установленных нормами прав и выполнении предусмотренных ими обязанностей.

Файлы: 1 файл

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО.docx

— 19.33 Кб (Скачать файл)

РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

 

 

Реализация административно-правовой нормы представляет собой процесс  практического претворения в  жизнь субъектами административного  права содержащихся в нормах предписаний, правил поведения. Следовательно, реализация административно-правовых норм - это  такое правомерное поведение (деятельность) субъектов административного права, которое согласуется с требованиями, установленными нормами административного  права и выражается в приобретении и использовании установленных  нормами прав и выполнении предусмотренных  ими обязанностей.

Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений. 
Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, 
установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовыхобязанностей.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.

В теории административного  права выделяются четыре формы реализации правовых норм: а) соблюдение; б) применение; в) исполнение; г) использование.

Соблюдение административно-правовых норм характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям  административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий.

Применение административно-правовых норм осуществляется соответствующими субъектами исполнительной власти. Оно  практически выражается в издании  полномочным органом (должностным  лицом) индивидуальных юридических  актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение  по жалобе гражданина, регистрация  общественного объединения и  т.п.). Важно отметить, что правоприменение  в административном праве непосредственно  связано с функционированием  механизма исполнительной власти. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Исполнение административно-правовых норм - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим  предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависят реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового  режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения  должного правопорядка и государственной  дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

Использование административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правоверных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. При этом необходимо отметить, что  в отличие от исполнения при использовании  реализуются субъективные права. Например, осуществление гражданином права  на управление транспортным средством, полученным путем выполнения соответствующей процедуры (сдача экзамена, приобретение документов и т.д.).

Реализация административно-правовых норм в форме соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиямадминистративно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование  осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании  реализуются 
субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.

Кроме того, в отличие  от первых двух форм реализации норм при использовании, субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые нормы, нормы- дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующуюадминистративно-правовую норму и принятии государственно-властного решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

По своему социальному  содержанию применение административно- правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Применение административно-правовых норм отличается от их соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.

Во-первых, применение норм административного права выступает  как организующая властная деятельность субъектов государственного управления, посредством которой упорядочивается  общественная жизнь, путем установления четких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений.

Во-вторых, применение права  осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, которые именуются  правоприменительными. Правовое положение  участников в этих правоотношениях  различно. Активная роль в этих отношениях принадлежит субъекту правоприменения, обладающему государственно-властными  полномочиями.

В-третьих, правоприменительная  деятельность всегда осуществляется в  особых установленных законом формах.

В-четвертых, применение права  сопровождается всегда вынесением индивидуально-правового  акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Основными требованиями применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность и справедливость.

Реализация административно-правовых норм означает практическое использование  содержащихся в них правил поведения  в интересах регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют все стороны указанных  отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Процесс административно-правового  регулирования состоит из двух стадий: установление АПН и их реализация. Реализация АПН - проведение в жизнь  предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение  конкретных участников управленческих отношений. Исполнение АПН - универсальный  способ реализации АПН, заключающийся  в точном следовании всех субъектов  управленческих отношений юридическим  предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в АПН. В рамках исполнения выделяют более узкий  вид - соблюдение (реакция адресатов  нормы на запреты). Применение АПН - присущий полномочным органам (должностным  лицам) способ реализации АПН, который  заключается в издании ими  индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конкретного административного дела. Использование АПН проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав. Источники административного права (АП) Источники АП - юридические акты различных государственных органов, содержащие АПН. К числу источников АП относятся: - международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля); - нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и ОИВ субъектов, закрепляющие права и свободы граждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации; - законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.); - нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.); - нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации; - в межотраслевом и отраслевом масштабе - нормативные акты иных ФОИВ (министерств, федеральных комиссий и др.) и ОИВ субъектов Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления - в случае наделения их соответствующими полномочиями. Ограниченным по сфере действия источником АП являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

 


Информация о работе Реализация административно-правовой нормы