Региональная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Термин «региональный» для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и цели государственной региональной политики
1.1 Элементы государственной региональной политики в России
1.2 Инструментарий реализации государственной региональной политики: мировая практика
Глава 2. Стратегия государственной региональной политики в России
2.1 Федеральные целевые программы
2.2 Проблемы и перспективы государственной региональной политики в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Рэферат.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Другими словами, социальный аспект государственной  региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

Государственная региональная научно-техническая  политика выражает отношение государства  к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью региональной политики. К основным задачам региональной научно-технической политики относятся:

- изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;

- определение приоритетов развития научно-технического комплекса;

- сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

- определение основных направлений инвестиционной деятельности;

- создание благоприятных условий для инноваций;

- развитие наукоемкой продукции, повышение экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции;

- минимизация негативных последствий научно-технического прогресса.

Для развития на приоритетных направлениях, которые имеют ключевое значение для развития соответствующего региона, разрабатываются региональные научно-технические программы.

Основная цель региональной экологической  политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:

- гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

- сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

- улучшение экологического состояния бассейна рек;

- улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;

- экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

В отдельных регионах следует осуществлять меры по улучшению состояния деградированных земель, рекультивации нарушенных природных ландшафтов, борьбе с водной эрозией, подтоплением и химическим загрязнением земельных ресурсов, сохранению биологического разнообразия флоры и фауны.

Демографическая политика, являясь  составляющей частью региональной политики государства, разрабатывается в тесной взаимосвязи с экономической, социальной и экологической политикой. При этом учитывается специфика демографической ситуации в каждом регионе и конкретизуются направления ее реализации. Основные цели демографической политики связаны с решением таких проблем, как: формирование пропорциональной возрастно-половой структуры населения, проведение социальных мероприятий, стимулирующих рождаемость, улучшение экологической ситуации, повышение безопасности работы и т.п.

Приоритетная цель региональной гуманитарной политики – духовное развитие общества, улучшение его морального состояния и здоровья. Гуманитарная политика должна быть направлена на формирование свободолюбивой, инициативной личности, воспитание национального, патриотического долга, возрождение национального, культурного фундамента общества.

Национальная политика в России должна быть направлена на осуществление  конституционных, общественных, политических, экономических и социальных прав и свобод всех народов России. Важной задачей национальной политики является возрождение культурных и национальных традиций русского народа, который является государствообразующим этносом страны. Необходимо создание благоприятных условий для заселения русскими иммигрантами из республик бывшего СССР регионов России с неблагоприятной демографической обстановкой. Кроме того, необходима разработка и принятие законов, позволяющих ограничить миграцию в страну представителей национальностей, создающих социально-экономическое напряжение в стране.

 

1.2 Инструментарий реализации государственной региональной политики. Мировая практика

 

Реализация государственной региональной политики выражается в претворении  в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов.

Эффективность выполнения мероприятий  зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов  и участников реализации политического  курса, поддержки его социальными  группами и лидерами политических течений.

Инструментами государственного регулирования  выступают: государственное регулирование  доходов региональных бюджетов и  “политика выравнивания”.

В системе государственного регулирования  региональной экономики определенную задающую роль играет государственное регулирование региональных доходов. Цель этого инструмента состоит в решении проблемы разделения собираемых налогов и обеспечении регионов одинаковыми ресурсами.

Мировая практика знает три подхода  в решении этой проблемы. Суть первого заключается в том, что каждый уровень власти в государстве получает полное право и несет всю ответственность за установление и сбор своих собственных налогов. Тем самым появляется несколько независимых уровней налогов, например федеральные, субъектов федерации, местные. Предприятия и организации при этом должны платить в каждый бюджет в принципе только предназначенные для этого бюджета виды налогов. Самостоятельно вводимые каждым уровнем власти налоги при таком подходе взимаются только в пределах соответствующей территории и должны поступать в бюджет данного уровня целиком. По такой системе собираются налоги в Швейцарии, частично в России.

В основе второго подхода лежит  содержание в рамках определенного  вида общегосударственного налога нескольких ставок, самостоятельно устанавливаемых разными уровнями власти, например федеральным, региональным и местным. Это означает, что предприятия и организации обязаны платить один и тот же вид налога одновременно в разные бюджеты по разным ставкам. В результате в бюджеты различных уровней должны одновременно поступать одноименные виды налогов. При этом размеры поступлений и ставки налогов определяются контингентами указанных налогов по определенной территории. Близким к этому варианту является налоговая система США, частично России.

И, наконец, третий подход предполагает использование механизма нормативного разделения между бюджетами разных уровней доходов от конкретных видов  налогов, взимаемых по единым ставкам  на всей территории страны. В этом случае в бюджет данного уровня власти подлежит зачислению законодательно установленная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из общей для всех плательщиков этого налога в государстве ставки. Такая система существует в Германии. Подоходный налог, например, законодательно делится между федерацией, землями и общинами в пропорции 42,5; 42,5; 15%; корпорационный налог распределяется между федерацией и землями в пропорции ”пятьдесят на пятьдесят”.

Реальные бюджетные системы государств со сложным территориальным устройством, как правило, строятся путем комбинирования всех трех указанных подходов, что позволяет обеспечить устойчивость и надежность этих систем, достичь приемлемого компромисса многочисленных и противоречивых интересов страны в целом и составляющих ее различных регионов.

Одновременно  с регулированием региональных бюджетов, за счет которых осуществляется социально-экономическое  развитие территорий в государственной  региональной политике, используется такой инструмент, как “политика выравнивания”. Это государственно-необходимая политика особого перераспределения бюджетно-налоговых потоков в целях поддержки отдельных регионов.

При проведении политики выравнивания, во-первых, определяются границы региона требующего поддержки. Учитываются такие показатели, как уровень развития производства, размеры доходов, получаемых населением, плотность населения, масштабы безработицы. Во-вторых, вырабатывается концепция специализации данного региона (ориентация на промышленность, сферу услуг, отдыха и т.д.). Основания для поддержки разнообразны: неравномерность развития, экономические депрессии, экологические катастрофы, необходимость компенсации неблагоприятных климатических условий или географического положения. В любом случае эти основания должны быть объективно обусловленными, а соответствующая поддержка носит целевой адресный характер.

Данное положение  является общим для всех стран, однако конкретная политика выравнивания имеет  специфические черты каждой страны. “Политика выравнивания”, так же как и бюджетно-налоговые отношения, не регламентирована в конституции США. Более того, согласно разделу 8, статья 1, Конгресс имеет право назначать расходы только на ”всеобщее благоденствие США”. Это препятствует прямому перераспределению средств отдельным штатам (если, разумеется, не будет аргументировано доказано, что такое перераспределение служит ”всеобщему благоденствию”). Поэтому задействование политики выравнивания “сопряжено” в США с серьезными юридическими сложностями и длительным согласованием в каждом конкретном случае перераспределения средств. В целом субсидии из федерального бюджета покрывают 20 - 30% расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния, образования, строительство шоссейных дорог.

В Германии “политика выравнивания” исходит  из нормы среднедушевых налоговых  поступлений в бюджеты земель. Земли, у которых доход выше этой нормы, перечисляют определенные суммы землям с доходами ниже нормы. Данное перераспределение осуществляется непосредственно между землями, минуя федеральный бюджет. Если этого выравнивания недостаточно, используются федеральные субсидии.

В Австралии  большая часть налогов (80% всех налоговых доходов страны) поступает в федеральный бюджет. При таких объемах централизуемых налоговых поступлений штатам не хватает собственных доходов для финансирования закрепленных за ними расходов. Поэтому федеральные власти широко применяют систему субсидий штатам из своего бюджета, одновременно осуществляя “политику выравнивания”. Размер субсидий определяется на основе жесткого федерального контроля за расходами штатов. Только после признания их расходных требований обоснованными принимается решение о выделении субсидий, размер которых определяется разницей между признанными обоснованными расходами и ожидаемыми доходами. При росте доходов размер субсидий корректируется.

В Швейцарии  долгое время политика выравнивания практически не проводилась в силу особенностей налоговой системы узости, налоговой базы федерального уровня (главным образом таможенные пошлины и некоторые виды акцизов). Практически все виды налогов собирают кантоны, которые и несут всю ответственность за проведение внутренней политики. Выравнивание осуществлялось стихийно преимущественно за счет миграции населения из бедных районов в богатые. В последние годы появилась практика выравнивания путем предоставления субсидий из федерального бюджета.

Развитие  интеграционных процессов в Европе привело к тому, что в рамках европейского экономического сообщества в последние годы неуклонно возрастает роль региональной политики. Десятилетие назад ее считали вспомогательным направлением деятельности ЕС, необходимым лишь для достижения прогресса в стратегически важных областях. К концу 80-х годов она приобрела серьезное самостоятельное значение. Теперь же в связи с вступлением в силу Маастрихтского договора о создании Европейского союза существенно расширились не только возможности проведения региональной политики ЕС, но и возросла роль отдельных регионов стран-членов союза в рамках интеграционного процесса.

Региональная  политика в рамках ЕС реализуется  исходя из принципов:

- концентрация  ресурсов структурного фонда  на наименее развитых территориях ЕС при строгом наднациональном контроле над недопущением распыления средств. Из этого фонда 80% финансовых выплат должно предоставляться регионам с ярко выраженным отставанием в экономическом развитии;

- субсидии  структурного характера носят  взаимодополняющий характер, то есть институты ЕС могут предоставлять ресурсы только в качестве дополнительного источника при реализации национальных программ и не имеют права определять объекты своего вмешательства исключительно по собственной инициативе;

- согласование региональной политики ЕС с макроэкономической и социальной политикой каждой из стран-членов группировки;

- прямое взаимодействие между  государствами Европейского союза  при реализации ими национальной  региональной политики. Речь, в частности, идет об обмене информацией между соответствующими правительствами с целью обеспечить четкость целей и методов реализации национальных программ, минуя наднациональные институты; и некоторые другие.

 

 

Глава 2. Стратегия государственной региональной политики в России

 

2.1 Федеральные целевые  программы

 

Основной формой перспективного государственного планирования служит разработка целевых  комплексных программ, которые предусматривают:

- приоритеты в реализации государственной  и государственной региональной  политики;

- достижение конкретного конечного  результата и эффекта;

- увязку материальных, трудовых  и финансовых ресурсов;

- согласованность и комплексность  решения отраслевых и региональных  задач.

Таким образом, государственная региональная политика как повседневная практика воспроизводства государства должна соответствовать определенной стратегии - единым, концептуально проработанным положениям политики государства применительно к регионам. 6

Информация о работе Региональная политика