Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

АП семинар 13.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Как и любой нарушитель трудовой дисциплины, это лицо имеет право требовать соблюдения процедуры наложения дисциплинарного взыскания, применения за совершенный им проступок только одного взыскания.

По административному  праву дисциплинарная ответственность  регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

Дисциплинарной ответственности (правовому статусу нарушителя трудовой дисциплины) присущи черты:

1. Объем лишений, ущерба  наказанного нарушителя трудовой дисциплины определяется степенью отрицательной оценки дисциплинарной властью общественной опасности дисциплинарного проступка и личности правонарушителя. Эта отрицательная оценка находит выражение в назначенном дисциплинарном взыскании.

В производственном коллективе важную роль играет моральный фактор, поэтому на объем лишений, ущерба, который претерпевает правонарушитель, определенное влияние оказывает общественное осуждение поведения правонарушителя со стороны коллектива. Так, единичное значительное по продолжительности опоздание на работу в конкретной ситуации не представляет большой общественной опасности. Носитель дисциплинарной власти, учитывая личность нарушителя трудовой дисциплины, может применить такое дисциплинарное взыскание, как замечание. Степень отрицательной оценки данного нарушения минимальна. Минимум ущерба претерпевает и наказанный правонарушитель. В случае же, например, распития на производстве спиртных напитков эта оценка будет совсем иной. Явная общественная опасность данного проступка и его резкое общественное осуждение предопределяют выбор злее жесткого дисциплинарного взыскания, в результате которого нарушитель трудовой дисциплины подвергнется и большим лишениям.

2. Важным качеством  правового статуса нарушителя  трудовой дисциплины, его дисциплинарной ответственности является существование этого правового статуса только в строго определенные законом сроки. Здесь необходимо рассмотреть два вопроса: о моменте возникновения дисциплинарной ответственности и о моменте ее прекращения.

Анализ трудового законодательства с точки зрения возникновения  правомочий и обязанностей в случае совершения дисциплинарного проступка  показывает, что первоначально обязанности  возникают у носителя дисциплинарной власти. В нормативных актах устанавливается обязанность администрации: наложить взыскание непосредственно после обнаружения проступка; до его применения затребовать объяснение у нарушителя трудовой дисциплины; объявить взыскание не позже одного месяца со дня обнаружения и не позже шести месяцев со дня совершения проступка. В ряде актов предусматривается наказание начальника, не выполнившего обязанность применить ту или иную меру взыскания к нарушителю трудовой дисциплины.

У нарушителя же трудовой дисциплины с момента совершения им дисциплинарного проступка до момента наложения соответствующего взыскания существует лишь одна обязанность - дать объяснение этому проступку. Но и она не обеспечивается мерами принуждения и не является для нарушителя ни ущербом, ни лишением. Эта обязанность, напротив, имея процессуальный характер, выступает как гарантия против необоснованного дисциплинарного воздействия. Если администрация пропустит сроки применения дисциплинарного взыскания, для лица, нарушившего дисциплину, не наступит никакой дисциплинарной ответственности. Она возникает лишь с момента ознакомления нарушителя трудовой дисциплины с приказом (распоряжением) о наложении дисциплинарного взыскания, а не с момента издания этого приказа. Работник не может воспринять меру принуждения, если он не ознакомлен с приказом о ее применении. Дисциплинарная ответственность в этом случае не наступает. В судебной практике дисциплинарное взыскание, с которым нарушитель трудовой дисциплины не был ознакомлен, признается недействительным.

Дисциплинарная ответственность  прекращается с момента либо истечения срока действия дисциплинарного взыскания, либо снятия взыскания носителем дисциплинарной власти в связи с добросовестной работой правонарушителя, либо его отмены компетентным органом (когда имело место нарушение норм трудового законодательства при наложении взыскания), либо в результате расторжения трудовых правоотношений. По общему правилу, срок действия дисциплинарного взыскания составляет один год, если в течение этого времени не было объявлено другого взыскания.

Особыми чертами характеризуется дисциплинарная ответственность правонарушителя, подвергнутого переводу на нижеоплачиваемую работу или смещенного на низшую должность. Здесь можно выделить три формы правового состояния в зависимости от срока перевода.

В случае применения дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижеоплачиваемую работу сроком на три месяца дисциплинарная ответственность не перестает существовать после исполнения правонарушителем обязанностей по переводу. Она длится до истечения установленного законом годичного срока действительности взыскания. Однако в этот период содержание ответственности меняется: объем лишений правонарушителя существенно сокращается, составляя лишь ущерб личного порядка.

В законодательстве предусматривается  также дисциплинарный перевод на срок до одного года. При применении такого перевода возможны два варианта: назначение его на срок менее года (здесь, как и при переводе на три месяца, имеет место «длящаяся» во времени и меняющаяся по содержанию дисциплинарная ответственность) и на весь годичный срок. В последнем случае срок перевода совпадает со сроком действительности дисциплинарного взыскания.

В ряде нормативных актов  дисциплинарный перевод не ограничен  сроком. Дисциплинарное взыскание - понижение  в должности с учетом профессии и квалификации без указания срока перевода. Несмотря на то, что установленный законом общий срок действия дисциплинарного взыскания составляет один год, в подавляющем большинстве случаев работник, пониженный в должности без указания срока, не возвращается по истечении года на прежнюю должность, т. е. продолжает нести дисциплинарную ответственность.

3. Третьей отличительной  чертой дисциплинарной ответственности  нарушителя трудовой дисциплины  является механизм ее осуществления.  Дисциплинарная ответственность, будучи особой совокупностью обязанностей и правомочий, представляет собой реальное исполнение взыскания, процесс восприятия правонарушителем мер дисциплинарного воздействия, адресованных ему дисциплинарной властью. Восприятие же это выражается не только и не столько в физических действиях нарушителя трудовой дисциплины (например, в случае выполнения работы по месту дисциплинарного перевода), сколько и главным образом через правосознание правонарушителя, через «психологический механизм» выработки мотивов правомерного поведения, привычки соблюдать нормы права.

Дисциплинарная ответственность - это ущербное правовое состояние  совершившего нарушение трудовой дисциплины работника, которое характеризуется  особой совокупностью субъективных обязанностей и правомочий (правовым статусом нарушителя трудовой дисциплины), сложившейся в результате применения дисциплинарной властью мер дисциплинарного воздействия как выражения юридического и общественного осуждения нарушителя трудовой дисциплины.

 

 2. Основания привлечения к дисциплинарной ответственности. Сходства и различия административных наказаний и дисциплинарных взысканий. Субъекты дисциплинарной власти. Особенности дисциплинарной ответственности различных категорий государственных служащих. Дисциплинарная ответственность студентов, государственных служащих, военнослужащих и т.д.

 

К особенностям дисциплинарной ответственности следует отнести  следующее:      

является  наряду с административно-правовой, гражданско-правовой, материально-правовой и уголовно-правовой ответственностью разновидностью юридической ответственности;      

устанавливается как законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами;      

устанавливается как на федеральном уровне, так  и на других уровнях правового регулирования;       

фактическим основанием выступает дисциплинарное правонарушение, т.е. правонарушение, которое, как правило, связано с нарушением установленных трудовых или служебных обязанностей;       

субъектами  дисциплинарной ответственности выступают  исключительно физические лица, трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, организациях, учреждениях и т.п., на действия которых распространяются правила внутреннего трудового (служебного) распорядка;      

к дисциплинарной ответственности привлекают субъекты дисциплинарной власти, т.е. вышестоящие должностные лица;      

дисциплинарная  ответственность реализуется путем применения мер дисциплинарного взыскания;      

реализуется в рамках производства по делам о  дисциплинарных правонарушениях (дисциплинарного производства);      

привлечение к дисциплинарной ответственности  влечет за собой состояние дисциплинарной наказанности.

Дисциплинарная  ответственность так же имеет  ряд присущих ей функций:       

1. регулятивная — направлена на формирование поведения сотрудника (работника), на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей;        

2. превентивная — предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим лицом, которое подвергается дисциплинарной ответственности (частная превенция), так и другими сотрудниками (работниками) (например, за счёт создания впечатления о неотвратимости наступления ответственности как результата определённых действий);        

3. карательная — предполагает наложение на субъекта, несущего ответственность, неблагоприятных для него моральных и материальных последствий;         

4. восстановительная и воспитательная — формированием у лица убеждения о недопустимости совершения действий, влекущих дисциплинарную ответственность.

Традиционно принято выделять два вида дисциплинарной ответственности: общую, предусмотренную  трудовым законодательством, и специальную, устанавливаемую в отношении отдельных категорий работников, например, государственных служащих.?

Очень важным является вопрос о механизме  привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного  взыскания на гражданской государственной  службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник?. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира.

?ФЗ от 27 июля 2004г. 79-ФЗ  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»

В-третьих, решение о привлечении к ответственности  должно быть реализовано на гражданской  службе непосредственно после обнаружения  дисциплинарного проступка, но не позднее  одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля - не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

В-четвертых, запрещается  за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий  или соединять одно взыскание с другим. В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения. В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся  в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления. В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило - один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

За совершение административного  правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между  органом или руководителем, применяющим  меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения  подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"